№ 9/2014
RU
Даты и факты
ISSN 01 31-4300
Научно-технический и производственный журнал.
Основан в 1931 г.
СОДЕРЖАНИЕ
УчРЕДИТЕЛИ:
ОАО Корпорация «Трансстрой»,
Общественное объединение
«Научно-техническая ассоциация
ученых и специалистов
транспортного строительства»
(РОО «НТАУиСТС»)
Я.М. ГАККЕЛЬ
ПЕРВЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЗ
140 лет со дня рождения Якова Модестовича
Гаккеля (1874–1945) – русского советского
ученого, инженера-конструктора,
заслуженно го деятеля науки и техники РСФСР,
внесшего значительный вклад в развитие отечественного
самолето- и тепловозостроения
первой половины XX в. Руководил постройкой
первой в Восточной Сибири и второй в
стране ГЭС (близ г. Бодайбо, на Ленских приисках),
ее эксплуатацией (в т.ч. зимой при морозах
до -60°С). Принимал участие в прокладке
первой в России высоковольтной линии электропередачи
от ГЭС до приисков, участвовал
в открытии первой электрифицированной
ж.д. Занимался проектированием, постройкой
и эксплуатацией петербургского трамвая.
Преподавал в ЛИИЖТе. Автор многих научных
работ и изобретений. Разработал ряд конструкций
отечественных самолетов, в т.ч.
первый в России гидросамолет-амфибию.
90 лет назад (1924 г.) запущен в производство
первый в СССР магистральный
тепловоз мощностью около 1000 л.с. На
пути Балтийского судостроительного завода
вышел один из первых в мире тепловоз
ЩЭЛ
1, построенный по проекту Я.М. Гаккеля,
который стал главным делом всей его жизни.
Многие конструктивные идеи Гаккеля получили
дальнейшее развитие в современном
тепловозостроении.
ВИАДУК ГАРАБИ
130 лет назад (1884 г.) возведен виадук Гараби
через р. Трюйер около г. Сен-Флур во Франции.
Расположен на железной дороге Безье
– Клермог-Ферран. Металлический ж.-д. мост
конструктивно представляет собой сетчатую
конструкцию, пересекающую долину на высоте
более 130 м в виде огромной двухшарнирной
серповидной арки, которая перекрывает
главный 180-метровый пролет высотой 60 м.
Настил моста (490 м) состоит из отдельных
ферм. Общая длина – 564,6 м. Построенный по
проекту Густава Эйфеля виадук относится
к числу выдающихся произведений инженерного
искусства второй половины XIX в. Является памятником
архитектуры с 1965 г.
Журнал входит в утвержденный
ВАК Перечень научных изданий
Российской Федерации,
в которых публикуются результаты
диссертаций на соискание
ученых степеней. Научные статьи
аспирантов публикуются бесплатно.
ИНФОРМАцИОННЫЙ ПАРТНЕР
НП «Международная гильдия
транспортных строителей».
Ген. директор – Н.А. Полищук
Тел.: +7 (499) 501-33-70
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИЗДАТЕЛЬ
РОО «НТАУиСТС»
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ООО «Трансстройиздат»
Ген. директор – О.В. Гущин
Тел.: +7 (495) 749-05-60
РЕДАКцИОННЫЙ СОВЕТ
Н.А. Полищук — председатель
Е.В. Басин
И.В. Демьянушко
А.П. Кожевников
Р. А. Коган
В.В. Космин
В.М. Круглов
О.И. Лобов
С.Я. Луцкий
В.Е. Меркин
А.С. Миллерман
А.С. Платонов
В.В. Рудометкин
В.И. Сбитнев
А.А. Цернант
В.И. Шмидт
В.М. Юмашев
Над выпуском работали:
Н.Е. Петрова – выпускающий редактор
Н.В. Валеева – литературный редактор
А.А. Космина – корректор
А.С. Ожогин – переводчик
Компьютерная верстка:
Сергей Згода
МОСКОВСКАЯ Ж.Д.
55 лет назад (1959 г.) образована Московская
ж.д., существующая в настоящее время.
В ее состав вошли линии Москва – Курск,
Москва – Сасово, Москва – Владимир, Москва
– Казань, Москва – Савелово, Москва – Александров,
Малая и Большая окружные дороги
МЖД и некоторые другие линии в пределах
Центрального административного округа
России.
В 1970–1980 гг. МЖД оснащена новыми современными
средствами сигнализации, сооружены
крупные сортировочные комплексы.
В 1999 г. введены скоростные комфортабельные
электропоезда «Экспресс», средняя скорость
которых в полтора раза выше обычных, а время
в пути сокращено примерно на четверть.
КРАСНОЯРСКАЯ Ж.Д.
35 лет назад (1979 г.) состоялось второе
рождение Красноярской ж.д. – основной
транзитной линии Транссиба. Действовала
с 1936 г., в 1961–1979 гг. входила в состав
ВСЖД. Длина дороги – 3158 км, большая часть
проходит по территории Красноярского края
и Республики Хакасия. В ее составе 176 станций,
17 дистанций пути, 6 путевых машинных
станций, 10 дистанций сигнализации и связи
и др. Численность работающих – 31 тыс. чел.
Основные перевозимые грузы – уголь, лес, руда,
стройматериалы, наливные грузы.
10 лет назад (2004 г.) сданы в эксплуатацию
новый ж.-д. вокзал ст. Красноярск-Пасс. и обновленная
привокзальная площадь.
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ МОСТ
5 лет назад (2009 г.) сооружен один из самых
длинных мостов в Европе – Президентский
мост через р. Волгу в Ульяновске.
Общая длина – 13 км, в т.ч. надводной части –
5,8 км. Металлический двухъярусный балочный
мост состоит из 24 пролетных строений
по 220 м, весом более 4000 т. Верхний ярус
используется для автомобильного движения,
нижний планируется под движение скоростного
трамвая. В ходе сооружения применены
современные технологии мостостроения:
пролетные строения устанавливали не от
берега, а с середины русла реки, впервые
в качестве фундаментов использовали буронабивные
сваи диаметром 2,75 м с уширением
в нижней части до 5 м и др.
АДРЕС РЕДАКцИИ
129329, г. Москва,
ул. Кольская, д.2, корп.6.
Тел.:/факс: +7 (499) 750-70-17
+7 (499) 750-70-16
e-mail: ictrs@mail.ru
http://www.transstroy.ru/
Свидетельство о регистрации:
1027700294973 от 9 октября 2002 г.
Подписано в печать: 24.09.2014.
Отпечатано в ОАО «Подольская
фабрика офсетной печати».
Тираж: 1000 экз. Заказ: 6022.
Подписной индекс по
Объединенному каталогу
«Пресса России»:
70976 – полугодовая подписка,
90963 – годовая подписка.
ТранспорТное сТроиТельсТво № 9/2014
ОТРАСЛЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Второй этап реконструкции аэродромной
инфраструктуры аэропорта «Краснодар»
ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ
Шилин А.А., Кириленко А.М., Знайченко П.А.
Современные методы исследования процессов
влагопереноса в ограждающих конструкциях
метрополитенов
Петрухин В.П., Исаев О.Н., Шарафутдинов Р.Ф.
Моделирование деформаций грунтового массива при
проходке тоннелей. Часть 1: Исследования влияния
расчетных параметров
Нгуен Куанг Ван
Исследование взаимодействия системы
«опережающая крепь – тоннель – грунтовый массив»
применительно к условиям Вьетнама
Международные форумы «Экспертноинформационной
службы Содружества»
в КФО открывают дорогу в Крым и Севастополь
российскому бизнесу
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Лопашук В.В., Кормилицына Л.В., Та Минян
Типовые конструкции дорожных одежд северных
провинций КНР
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ
Мошенжал А.В.
Геосинтетические материалы в балластной призме:
Обзор экспериментальных исследований
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Трещев А.А., Теличко В.Г., Ходорович П.Ю.
Расчет цилиндрических оболочек покрытий
транспортных сооружений из материалов с
усложненными свойствами
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Овчинников И.Г., Распоров О.Н., Овчинников И.И.,
Распоров К.О.
Проблема подготовки мостовиков в вузах: чему
их учить?
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Самые дорогие транспортные проекты в мире
Транспортная система Crossrail в Лондоне
НОВИНКИ ТЕХНИКИ
Траншейный каток Rammax
ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
EN
transport construction
CONTENTS
TRADE INFORMATION
The second infrastructure upgrading phase in
Krasnodar airport
TUNNELING
shilin a.a., Kirilenko a.M., Znaychenko p.a.
Modern research techniques of moisture transfer
processes in subway tunnel lining
petrukhin V.p., isaev o.n., sharafutdinov r.F.
Modeling of soil body deformations during tunneling.
Part 1: Study into impact of design parameters
nguen Quang Van
Research of interaction of system «forepoling -
tunnel - soil body» system with regard to Vietnamese
transport conditions
International forums of “Expert and information
service of the Commonwealth” in Crimean federal
district open new ways of development for Russian
business in Crimea and Sevastopol
HIGHWAYS
Lopashuk V.V., Kormilitsyna L.V., ta Minyan
Standard road structures in the Northern provinces
of People's Republic of China
RAILWAY TRACK
Moshenzhal a.V.
Review of experimental studies of impact of geosynthetics
on reinforcement of body of ballast
MATHEMATICAL MODELING
treshchev a.a., telichko V.G., Khodorovich p.Yu.
Calculation of cylindrical shells design of transport
works of complicated materials
STAFF TRAINING
ovchinnikov i.G., rasporov o.n., ovchinnikov i.i.,
rasporov K.o.
The problem of bridge builders training at universities:
what should be taught?
FOREIGN EXPERIENCE
The most expensive transport projects in the world
The Crossrail transport system in London
TECHNOLOGICAL INNOVATIONS
Trench roller Rammax
32
Редакция журнала принимает текстовые материалы в формате Microsoft Word и иллюстрации, выполненные в программах Adobe
Photoshop, Adobe Illustrator (в формате jpg или tif), направленные по электронной почте либо записанные на диске, с приложением распечатки,
подписанной всеми авторами, и обязательным указанием координат обратной связи, включая e-mail (подробно см. в № 3 за 2014 г.).
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических
данных, собственных имен, ссылок на литературные источники и других сведений. Гонорары авторам не выплачиваются.
Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
30
27
24
21
16
13
03
стр/page
02
Science, Technology and Practice Magazine.
Founded in 1931
07
15
TRANSPORT CONSTRUCTION № 9/2014
Составитель: Н.Е. Петрова
Стр.2