Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО КОНФУЦИАНСТВА В РАБОТАХ МОУ ЦЗУНСАНЯ

0   0
АвторыШелёмина Диана Васильевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц70
ID370612
АннотацияЦель дипломной работы - исследование структуры и содержания фреймов «ритуальная благопристойность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信в китайском языке.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО КОНФУЦИАНСТВА В РАБОТАХ МОУ ЦЗУНСАНЯ / Д.В. Шелёмина .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 70 с. — URL: https://rucont.ru/efd/370612 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра восточных языков Шелемина Диана Васильевна ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО КОНФУЦИАНСТВА В РАБОТАХ МОУ ЦЗУНСАНЯ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-10-15 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Перевод и переводоведение Научный руководитель: ст. преп. кафедры восточных языков Терехова Наталья Владимировна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.соц.н., доц. <...> ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНФУЦИАНСКИЙ БАЗОВЫХ ЭТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ИХ СРАВНЕНИТЕЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ В РАБОТАХ МЭН-ЦЗЫ И МОУ ЦЗУНСАНЯ………………………………………………………………………. <...> Семантическая репрезентация фреймов этических философских терминов «ритуальная благоприятность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信 в каноне Мэн-цзы……………………………………………………………………. <...> Семантическая репрезентация фреймов этических философских терминов «ритуальная благонадежность» ли礼и «благонадежность» синь信 в работе Моу Цзунсаня………………………………………………………………46 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ …………………………………………………………. <...> 66 3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы данного исследования определяется малоизученностью китайской национальной философской терминологии, относящейся к периоду развития классического и современного неоконфуцианства. <...> Следовательно, исследование конфуцианской терминологии даст возможность осмыслить <...>
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ_БАЗА_СОВРЕМЕННОГО_КОНФУЦИАНСТВА_В_РАБОТАХ_МОУ_ЦЗУНСАНЯ.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра восточных языков Шелемина Диана Васильевна ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО КОНФУЦИАНСТВА В РАБОТАХ МОУ ЦЗУНСАНЯ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-10-15 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Перевод и переводоведение Научный руководитель: ст. преп. кафедры восточных языков Терехова Наталья Владимировна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.соц.н., доц. Кремнёв Евгений Владимирович ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: д.фил.н., проф., зав.кафедрой переводоведения и межкультурной коммуникации Куницына Евгения Юрьевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСОГО ТЕРМИНА..................................................6 1.1. Философский термин как особый тип лексики………………………6 1.2. Метод фреймового моделирования …………………………………12 1.3. Творчество Моу Цзунсаня в контексте китайской философской культуры……………………………………………………………………...……..17 ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ …………………………………………………………..26 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНФУЦИАНСКИЙ БАЗОВЫХ ЭТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ИХ СРАВНЕНИТЕЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ В РАБОТАХ МЭН-ЦЗЫ И МОУ ЦЗУНСАНЯ………………………………………………………………………...28 2.1. Семантическая репрезентация фреймов этических философских терминов «ритуальная благоприятность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信 в каноне Мэн-цзы…………………………………………………………………….28 2.2. Семантическая репрезентация фреймов этических философских терминов «ритуальная благонадежность» ли礼и «благонадежность» синь信 в работе Моу Цзунсаня………………………………………………………………46 ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ …………………………………………………………..62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….64 结论………………………………………………………………………………….65 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..66
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы данного исследования определяется малоизученностью китайской национальной философской терминологии, относящейся к периоду развития классического и современного неоконфуцианства. Отметим, что современное нео-конфуцианство послужило основой для развития общественно-политической, культурной мысли современного Китая и других стран Юго-Восточной Азии, оно представляет собой сложный синтез традиционного и неоклассического конфуцианства и других философских течений. Следовательно, исследование конфуцианской терминологии даст возможность осмыслить базовые лингво-культурные универсалии философской, политической, этической культуры Китая. В научном плане актуальность работы также составляет обоснование философского термина как особого типа лексики и изучение семантики конфуцианских этических терминов в аспекте лингвокогнитивного моделирования. Отметим, что одной из базовых форм выражения древнеконфуцианских идей является философский термин. В отличие от Европы в Китае определяющей для национальной философии была не понятийная, а терминологическая преемственность, опиравшаяся на тончайшую детализацию терминологических значений, именно термин был стимулом для идеи, а не наоборот. Вследствие этого для изучения особенностей семантики философских терминов, представленных у Моу Цзунсаня предпринята попытка сопоставительного анализа этических терминов у Мэнцзы (372 – 289 гг. до н.э.) и Моу Цзунсаня (1909 – 1995 гг.). Именно идеи Мэнцзы были положены в основу одной из крупнейших конфуцианских школ «Учение о сердце-сознании» 心学, выдающимся современным последователем которой является Моу Цзунсань. Материалы данной работы могут быть использованы для дальнейшего изучения китайской философской терминологии и, одновременно, лингвокультурных реалий китайского языка.
Стр.3
4 В основу дипломной работы положены следующие гипотезы: 1. фреймы философских терминов «ритуальная благопристойность» Ли 礼 и «благонадежность» Синь 信 – это многослойное ментальное образование, составляющие которого представляют собой иерархически упорядоченную структуру 2. содержательное наполнение формирующих указанные фреймы узлов и терминалов было подвержено видоизменениям, детерминированным особенностями развития истории китайской конфуцианской традиции от Мэнцзы до Моу Цзунсаня. В качестве объекта исследования выступают лексемы, словосочетания, синтагмы, отражающие особенности языковой репрезентации философских терминов (концептов) «ритуальная благопристойность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信как философско-культурной ценности в китайской национальной картине мира. Предмет – фрейм «ритуальной благопристойности» ли 礼 и «благонадежности» синь 信, описываемый средствами древнекитайского языка в рамках канона «Мэн-цзы» и работы Моу Цзунсаня «Моральный идеализм» 道德的理想主義. Цель исследования: исследование структуры и содержания фреймов «ритуальная благопристойность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信 в китайском языке. Для выполнения указанной цели предусмотрены следующие задачи: 1. 2. описание языковых особенностей философского термина; рассмотрение метода фреймового анализа для изучения семантики конфуцианских философских терминов; 3. изучение творческой биографии и базовых идей философии Моу Цзунсаня в контексте развития конфуцианской традиции; 4. выявить языковые средства, репрезентирующие конфуцианские философские термины «ритуальная благопристойность» ли 礼 и
Стр.4
5 «благонадежность» синь 信в китайских конфуцианских текстах «Мэн-цзы» и «Моральный идеализм» Моу Цзунсаня; 5. сформировать структуру фреймов философских терминов «ритуальная благопристойность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信 , состоящую из слотов и подслотов; 6. провести сопоставительный анализ фреймов философских терминов «ритуальная благопристойность» ли 礼 и «благонадежность» синь 信, составленных на основе работ Мэн-цзы и Моу Цзунсаня с целью выявления семантической трансформации указанных терминов. Эмпирическую базу исследования составляют следующие оригинальные работы: Моу Цзунсань 牟宗三 «Моральный идеализм» 道德的理想主義, конфуцианские канон «Мэн-цзы» 孟子, древнекитайский толковый словарь «Шо вэнь цзе цзы» 说文解字, «Большой словарь китайских иероглифов» «汉语 大字典». Методологию исследования составляют: метод сплошной выборки языков средств, репрезентирующих философские термины ли 礼 и синь 信 на основе изучения оригинальных источников (работы Моу Цзунсаня, Мэн-цзы), статистический метод, этимологический, семантический анализ философских терминов методом фреймового моделирования, а также системный анализ, предполагающий объединение языковых средств в слоты и подслоты на основе их интегральных и дифференциальных признаков. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Стр.5