Стафеева Моделирование учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию учащихся специализированного спортивного класса со специализацией «художественная гимнастика» и «дзюдо» Чита ЗабГГПУ 2010 УДК 796 (075.3) ББК 451 я73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: А. В. Гаськов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории физической культуры БГУ; А. Л. Дерябина, канд. пед. наук, доцент, декан факультета физической культуры ЗабГГПУ Овчинникова Е. И. <...> Учебное пособие адресовано учителям физической культуры, тренерам-преподавателям по художественной гимнастике и борьбе дзюдо, работающим на начальном и учебнотренировочном этапах подготовки; студентам физкультурных специальностей учреждений среднего и высшего профессионального образования. <...> Возрастные особенности физического развития и воспитания двигательных способностей младших школьников . <...> Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социальнопсихологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности [72, 79]. <...> Учебный предмет «физическая культура», кроме решения своих специфических образовательных задач, призван способствовать улучшению здоровья учащихся, а также выполнять функцию восстановления от перегрузок на других учебных предметах. <...> Два урока физической культуры решить эти задачи не могут, введение третьего урока осложнено финансовыми, кадровыми и материально-техническими проблемами, кроме того, нет однозначного концептуального мнения о его содержании. <...> 5 Методологическая установка на повышение уровня физической подготовленности, комплексного развития физических качеств школьников должна быть основана <...>
Моделирование_учебно-воспитательного_процесса_по_физическому_воспитанию_у_учащихся_специализированного_спортивного_класса_со_специализацией_«художественная_гимнастика»_и_«дзюдо»_учебное_пособие_Е._И._Овчинникова,_А._В._Стафеева;_Забайкал._гос._гум.-пед._ун-т._.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Е. И. Овчинникова
А. В. Стафеева
Моделирование учебно-воспитательного
процесса по физическому воспитанию
учащихся специализированного
спортивного класса со специализацией
«художественная гимнастика» и «дзюдо»
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
УДК 796 (075.3)
ББК 451 я73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск:
А. А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты:
А. В. Гаськов, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. теории физической культуры БГУ;
А. Л. Дерябина, канд. пед. наук, доцент, декан факультета
физической культуры ЗабГГПУ
Овчинникова Е. И.
Моделирование учебно-воспитательного процесса по физическому
воспитанию у учащихся специализированного спортивного
класса со специализацией «художественная гимнастика»
и «дзюдо»: учебное пособие/ Е. И. Овчинникова, А. В. Стафеева;
Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 120 c.
ISBN 978-5-85158-615-6
В учебном пособии представлена модель учебновоспитательного
процесса по физическому воспитанию у учащихся
специализированного спортивного класса со специализацией
«художественная гимнастика» и «дзюдо», основанная на
рациональном соотношении средств общей и специальной физической
подготовки.
Учебное пособие адресовано учителям физической культуры,
тренерам-преподавателям по художественной гимнастике
и борьбе дзюдо, работающим на начальном и учебнотренировочном
этапах подготовки; студентам физкультурных
специальностей учреждений среднего и высшего профессионального
образования.
УДК 796 (075.3)
ББК 451 я73
ISBN 978-5-85158-615-6
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................5
ГЛАВА I. Современные оздоровительные технологии
сохранения и укрепления здоровья детей ........................................9
1.1. Современные направления совершенствования
системы школьного физического воспитания ................9
1.2. Возрастные особенности физического развития
и воспитания двигательных способностей младших
школьников .............................................................................17
ГЛАВА II. Структура и содержание учебно-тренировочного
процесса на начальном и учебно-тренировочном этапах
подготовки в спортивной школе .......................................................28
2.1. Виды и компоненты учебно-тренировочного процесса
по художественной гимнастике .........................................29
2.2. Особенности содержания учебно-тренировочного
процесса по дзюдо на начальном и учебнотренировочном
этапах подготовки ...................................50
ГЛАВА III. Моделирование учебно-воспитательного
процесса по физической культуре для учащихся
специализированного спортивного класса ......................................57
3.1. Укрепление здоровья и личная гигиена .........................62
3.2. Физическое развитие и физическая подготовка ...........63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..............................................70
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................80
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Анализ материалов ежегодных государственных докладов
«О положении детей в Российской Федерации», информации о
ходе выполнения Федеральной программы развития образования,
материалов Межведомственной комиссии Совета Безопасности
РФ по охране здоровья населения и статистические данные о состоянии
здоровья свидетельствуют о катастрофическом ухудшении
состояния здоровья детской популяции населения. Результаты
специальных научных исследований показывают, что наиболее
выраженные сдвиги в состоянии здоровья детей происходят именно
на этапе школьного обучения [59, 98].
Важной составляющей здоровья подрастающего поколения
является уровень его физической подготовленности. Связано это
с тем, что с возрастом информативность показателей физического
развития снижается, а физической подготовленности – растет.
Проблема совершенствования физического воспитания детей и
подростков, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны
ведущих ученых и учителей–новаторов, по-прежнему остается
одной из наиболее актуальных. Физическое воспитание традиционно
рассматривается лишь как средство оптимизации физического
статуса человека в ущерб интеллектуальному и социальнопсихологическому
развитию, чем заметно ограничиваются возможности
целостного формирования личности [72, 79].
Учебный предмет «физическая культура», кроме решения
своих специфических образовательных задач, призван способствовать
улучшению здоровья учащихся, а также выполнять функцию
восстановления от перегрузок на других учебных предметах. Два
урока физической культуры решить эти задачи не могут, введение
третьего урока осложнено финансовыми, кадровыми и
материально-техническими проблемами, кроме того, нет однозначного
концептуального мнения о его содержании.
Вместе с тем любые технологии, формы и направления содержания
физического воспитания должны предусматривать реализацию
принципа тренировок как обязательного условия достижения
цели физического воспитания в общеобразовательной школе.
5
Стр.6