А. Л. Казин
Андрей Белый: начало русского модернизма
Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1 / Вступ. ст., сост. А. Л. Казин, коммент.
А. Л. Казин, Н. В. Кудряшева.--М.: Искусство, 1994.-- (История эстетики в памятниках и документах).
OCR Бычков М. Н.
История художественной культуры есть процесс изменения, становления и накопления, благодаря
чему выстраивается духовная связь настоящего с прошлым и будущим. Прошлое частью живет в
настоящем, а настоящее должно знать о своем прошлом, даже отвергая его, -- в противном случае оно
рискует оказаться не чем-то новым, а только забытым старым.
Указанные закономерности следует внимательно учитывать исследователю русской философии и
русского искусства. Развитие художественной и теоретической мысли в России -- по крайней мере за
последние два века ее существования -- определялось резким размежеванием идейных, национальных и
сословных сил. С одной стороны, русская культура, быть может, как ни одна другая культура Европы,
была пронизана идеями и образами христианства, в духовном поле которого сложилась великая русская
художественная классика, начиная с Андрея Рублева и кончая крупнейшими писателями XIX--XX веков.
С другой стороны, отечественная культура в полной мере испытала на себе воздействие внутренних
противоречий истории, от петровских реформ до практически одновременного назревания в стране
буржуазной и социалистической революций. Вольнодумство XVIII столетия и позднейшие споры
западников и славянофилов, "хождение в народ" и утонченный эстетизм декадентских журналов и
выставок -- вот лишь некоторые вехи идейно-художественной жизни страны, вступившей в историю как
Третий -- православный -- Рим, вобравшей в себя результаты европейского культурного развития и
расположенной на стыке главных мировых цивилизаций.
К началу XX века указанные противоречия достигли своего философско-эстетического
самосознания. Самые острые вопросы богословия, искусства, морали стали центром открытых
мировоззренческих споров, и тот или иной ответ на них с необходимостью обнаруживал свое реальное
жизненное значение, свой объективный культурно-исторический смысл. Именно на рубеже столетий в
России были подняты многие из важнейших для последней трети XX века художественных и научных
тем.
Наряду с этим названный период -- излюбленная эпоха для самых различных литературнополитических
истолкований. Неумеренные восторги по поводу "серебряного века" русской культуры
соседствуют при этом с непониманием его действительной проблематики, а уличения в подражательности
сменяются прославлением его чуть ли не как главного истока мирового модернизма. "Старые" писатели и
мыслители противопоставляются "новым" (а порой, напротив, сильно модернизируются), отечественные
корни тех или иных эстетико-художественных тенденций путаются с чужеродными, народность и
правдивость как неотъемлемые признаки, русского национального искусства не рассматриваются и не
анализируются вовсе -- короче говоря, всесторонний мировоззренческий и историко-культурный анализ
сложного переплетения идей и событий конца XIX -- начала XX века является назревшей задачей не
только нашего литературоведения, но и философско-эстетической науки.
Попытаемся применить историко-философский подход к творчеству Андрея Белого -- писателя, в
котором, перефразируя Ф. М. Достоевского, все противоречия вместе живут. Андрей Белый (Борис
Николаевич Бугаев, 1880--1934) родился в семье профессора Московского университета. Окончил
физико-математический факультет этого университета. Дебютировал в печати "Драматической
симфонией" в 1902 году. Стал профессиональным поэтом, прозаиком, философом, эстетиком,
литературным критиком, одним из вождей мощного художественного направления. В 1910-х годах
"заболел" антропософией Р. Штейнера. Приветствовал Октябрьскую революцию, однако уехал из России
в 1921 году, в 1923 году вернулся и прожил оставшуюся часть жизни в Советском Союзе, активно печатая
свои сочинения в советских издательствах и журналах. Такова внешняя канва его жизни. Главная же
внутренняя линия его судьбы -- движение русского символизма, детальному обоснованию которого и
посвящены предлагаемые в настоящем двухтомнике труды А. Белого.
Отделенный от нас семью десятилетиями, символизм как эстетическая доктрина и тем более как
поэтическое направление, казалось бы, безнадежно устарел. Вместе с тем мало кто из современных
ценителей литературы не числит среди своих любимых поэтов А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова.
Стр.1