Метафизический стиль в истории американской поэзии . <...> Пространства «Захваченного дома» Хулио Кортасара и их психологическое значение . <...> Танатологические мотивы в художественном творчестве: Эстетический аспект . <...> За что Наполеон критиковал роман Гёте «Вертер»? <...> Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: Проблемы поэтики . <...> Система персонажей исторической эпопеи А.И. Солженицына «Красное Колесо» . <...> Человек и война в малой прозе Вольфганга Борхерта . <...> Переводчик, составитель, автор вступительной статьи «Потаенный Роман Ингарден» кандидат филол. наук Е.С. Твердислова отмечает, что в нашей стране ученый «не только не изучался, но даже и мало переводился, он почти не известен, несмотря на то, что его заслуги перед современным гуманитарным мышлением неизмеримы» (с. <...> Ингарден защитил в Геттингене докторскую диссертацию «Интуиция и разум у Анри Бергсона» под руководством немецкого философа и математика Эдмунда Гуссерля. <...> В реферируемой статье рассматриваются труды Дидье Анзье (1923–1999) и Кристофера Болласа (р. <...> Работы Дидье Анзье «Беккет» (2003), «Беккет и психоанализ» (1992) часто рассматриваются посредством метода английского психоаналитика У.Г. Байона; исследователи отмечают вовлеченность Анзье в творчество писателя, его биографию, однако опыт психоаналитика важен для осознания институционального и интеллектуального климата периода возникновения и распространения «фикционоидного»1 жанра во Франции (с. <...> Анзье нельзя отнести к авторам-художникам: их тексты основаны на сочетании нонфикшена и теоретических (нарратологических) подходов. <...> Автовымысел (autofiction) возникает как следствие тяготения пове1 Исследовательница указывает, что заимствует этот термин (fictionoid) у Мари-Лор Райан, которая использовала его в обсуждениях «смешанных» типов письма, где сталкиваются художественная и нехудожественная литературы. <...> Однако автовымысел постепенно отвоевал право на отдельное рассмотрение от автобиографического <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_7_Литературоведение._Реферативный_журнал_№4_2011.pdf
2011.04.001
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
1
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
2011 – 4
Издается с 1974 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2011
Стр.1
2
ББК 83
С 69
Центр гуманитарных
научно-информационных исследований
Отдел литературоведения
Редакционная коллегия серии «Литературоведение»:
Е.А. Цурганова – канд. филол. наук, гл. редактор,
А.А. Ревякина – канд. филол. наук, зам. гл. редактора,
Е.В. Лозинская – ответственный секретарь, В.В. Агеносов
– д-р филол. наук, М.М. Голубков – д-р филол. наук,
Т.Н. Красавченко – д-р филол. наук, А.Е. Махов – д-р
филол. наук, Н.Т. Пахсарьян – д-р филол. наук,
Е.Г. Руднева – д-р филол. наук, Е.З. Цыбенко – доктор
филол. наук
Социальные и гуманитарные науки. ОтечестС
69
венная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение:
РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. научн.информ.
исслед. Отд. литературоведения. – М., 2011. –
№ 4. – 210 с.
В номере представлены новые отечественные и зарубежные
исследования по теории литературы, истории всемирной литературы
и русскому зарубежью.
ББК 83
2011.04.001
ISSN 2219-8784
© ИНИОН РАН, 2011
Стр.2
2011.04.001
СОДЕРЖАНИЕ
3
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Направления и тенденции в современном литературоведении
и литературной критике
2011.04.001. Ингарден Р. Книжечка о человеке ................................ 7
2011.04.002. Масшлейн А. Способ психоаналитического поиска:
(Авто)фикциональные эксперименты в современном
психоанализе ................................................................................. 11
История литературоведения и научной критики
2011.04.003. Катков М.Н. Соб. соч.: В 6 т. – Т. 1.: Защита Пушкина:
О литераторах и литературе ............................................... 18
2011.04.004. Налепин А.Л., Померанская Т.В. Розанов@etc.ru ..... 24
2011.04.005. Философов Д.В. Критические статьи и заметки,
1899–1916 ....................................................................................... 30
2011.04.006. Бёрч Д. Удивительный феномен Фрэнка Кермоуда ... 35
Художественные методы и направления
2011.04.007. Глинер Э. Неистовая литература ................................ 38
2011.04.008. Половинкина О.И. Метафизический стиль в истории
американской поэзии ............................................................. 43
2011.04.009. Сеонг Ю-Хвин. Пространства «Захваченного дома»
Хулио Кортасара и их психологическое значение ............. 46
Стр.3
4
2011.04.001
Поэтика и стилистика художественной литературы
2011.04.010. Блекастен А. Роман и романическое .......................... 50
2011.04.011. Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в
художественном творчестве: Эстетический аспект ................... 54
Литература и общество
2011.04.012. Сохряков Ю.И. Русская цивилизация: Философия
и литература .................................................................................. 64
2011.04.013. ХХ век. Писатель и война: Архивные материалы
Отдела рукописей ИМЛИ РАН ................................................... 70
2011.04.014. Литература Урала: История и современность:
Сб. ст. ............................................................................................. 77
ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература Средних веков и Возрождения
2011.04.015. Майз Б. Ментальное вместилище и Крест Христа:
Откровение и сообщество во «Сне о Кресте» ............................ 86
Литература XVII–XVIII вв.
2011.04.016. Лайне Т.В. Мученичество как политика: Религиозная
инсценировка политического события в трагедии
Андреаса Грифиуса «Катерина Грузинская» ............................. 90
2011.04.017. Мак Кон Ми Т. Эмоции Оссиана ................................ 94
Литература XIX в.
Русская литература
2011.04.018. Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы
русской литературы XIX в. ........................................................ 100
2011.04.019. Афанасьев Э.С. Феномен художественности: От
Пушкина до Чехова: Сб. ст. ....................................................... 107
Стр.4
2011.04.001
Зарубежная литература
2011.04.020. Келли С. Скотт-Ландия: Человек, который создал
образ страны ................................................................................ 116
2011.04.021. Бекер Р. За что Наполеон критиковал роман Гёте
«Вертер»? Загадка и ее возможное решение ............................ 119
2011.04.022. Гарсиа Кастаньеда С. Испанские эмигранты и
лондонская литературная сцена, (1814–1834) .......................... 124
Литература XX–XXI вв.
Русская литература
2011.04.023. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую
поэзию в России 1910-х годов: Проблемы поэтики ... 130
2011.04.024. Молодяков В.Э. Загадки Серебряного века ............. 138
2011.04.025–027. Статьи о творчестве М.А. Булгакова в зарубежной
славистической периодике. (Сводный реферат) ........ 147
2011.04.028. Бурдина С.В. «Только зеркало зеркалу снится…»:
Еще раз о «Поэме без героя» ..................................................... 154
2011.04.029. Гуськов В.В. Кто раскрутил Красное Колесо?
Система персонажей исторической эпопеи А.И. Солженицына
«Красное Колесо» ......................................................... 160
2011.04.030. Фрейдин Г. Тайны в сердце сталинской империи .. 166
2011.04.031. Биберган Е.С. Рыцарь без страха и упрека: Художественное
своеобразие прозы Владимира Сорокина ............ 171
Русское зарубежье
2011.04.032. Русское зарубежье о Чехове: Критика, литературоведение,
воспоминания: Антология .......................................... 178
2011.04.033. Ежегодник Дома русского зарубежья имени
Александра Солженицына, 2010 ............................................... 182
2011.04.034. Янгфельдт Б. Речь – это Бог: Заметки об Иосифе
Бродском ...................................................................................... 188
5
Стр.5
6
Зарубежная литература
2011.04.035. Платицына Н.И. Человек и война в малой прозе
Вольфганга Борхерта .................................................................. 195
2011.04.036–038. Эльфрида Елинек: Тело, поверхность, объем.
(Сводный реферат) ...................................................................... 199
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ............................... 205
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 1–4) ......................................... 206
2011.04.001
Стр.6