Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты (198,00 руб.)

0   0
АвторыЗайонц Л. О.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц673
ID175209
АннотацияКнига «Геопанорама русской культуры» задумана как продолжение вышедшего год назад сборника «Евразийское пространство: Звук, слово, образ» (М.: Языки славянской культуры, 2003), на этот раз со смещением интереса в сторону изучения русского провинциального пространства, также рассматриваемого sub specie реалий и sub specie семиотики. Составителей и авторов предлагаемого сборника – лингвистов и литературоведов, фольклористов и культурологов – объединяет филологический (в широком смысле) подход, при котором главным объектом исследования становятся тексты – тексты, в которых описывается образ и выражается история, культура и мифология места, в данном случае «провинции». Имеются в виду не только локальные тексты внутри географического и исторического пространства определенной провинции , но и вся провинция целиком, как единый локус. «Антропология места» и «Алгоритмы локальных текстов» – таковы два раздела, вокруг которых объединены материалы сборника.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на широкий круг специалистов в области истории, антропологии и семиотики культуры, фольклористов, филологов.
ISBN978-5-94457-195-0
УДК008.01
ББК81.2Р
Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты : [сборник] / ред. Л.О. Зайонц .— Москва : Языки славянской культуры, 2004 .— 673 с. : ил. — (Язык. Семиотика. Культура) .— Сост.: В.В. Абашев, А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян .— ISBN 978-5-94457-195-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/175209 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Книга «Геопанорама русской культуры» продолжает серию исследований, посвященных феномену культурного пространства, на этот раз обозначенного как провинция и ее локальные тексты. <...> Составителей и авторов сборника — лингвистов и литературоведов, фольклористов и культурологов — объединяет филологический (в широком смысле) подход, при котором главным объектом исследования становятся тексты — тексты, в которых описывается образ и выражается история, культура и мифология места, в данном случае — той или иной земли-«провинции». <...> Анализ этих текстов позволяет понять, что представляют собой «волжский», «уральский», «сибирский» и прочие провинциальные мифы, увидеть, как идут процессы изменения провинциального мира в сторону самодостаточности и самоидентификации, какой темп набирает духовная культура, настойчиво охраняющая свой «локальный» облик. <...> ISSN 1727-1630 ISBN 5-94457-195-0 Книга «Геопанорама русской культуры» задумана как продолжение вышедшего год назад сборника «Евразийское пространство: Звук, слово, образ» (М. <...> Составителей и авторов предлагаемого сборника — лингвистов и литературоведов, фольклористов и культурологов — объединяет филологический (в широком смысле) подход, при котором главным объектом исследования становятся тексты — тексты, в которых описывается образ и выражается история, культура и мифология места, в данном случае — той или иной земли«провинции». <...> Имеются в виду не только локальные тексты внутри географического и исторического пространства определенной провинции (губернии, области, региона и т. п.), но и вся провинция целиком, как единый локус. <...> «Антропология места» и «Алгоритмы локальных текстов» — таковы два раздела, вокруг которых объединены материалы сборника. <...> Образ старообрядцев (семейских) Забайкалья в записках и работах первых путешественников и исследователей . <...> В. С. Зубарева, М. Л. Лурье (Санкт-Петербург) Весьегонские рассказы об отце Сергии Успенском как провинциальный <...>
Геопанорама_русской_культуры_провинция_и_ее_локальные_тексты.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Геопанорама_русской_культуры_провинция_и_ее_локальные_тексты.pdf
СЕМИОТИКА КУЛЬТУРА ЯЗЫК Геопанорама русской культуры Провинция и ее локальные тексты Я ЗЫКИ С Л А В ЯНС КОЙ К УЛ ЬТ У РЫ
Стр.1
           --   
Стр.4
ББК 81.2Р Г 35 Г 35 Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты / Моск. гос. ун-т; Ин-т мировой культуры; Пермский гос. ун-т; Евразийская ассоциация ун-тов; Отв. ред. Л. О. Зайонц; Сост. В. В. Абашев, А. Ф. Белоусов, Т. В. Цивьян.— М.: Языки славянской культуры, 2004.— 672 с.: ил.— (Язык. Семиотика. Культура). ISSN 1727-1630 ISBN 5-94457-195-0 тексты — тексты, в которых описывается образ и выражается история, культура и мифология места, в данном случае — той или иной земли«провинции». Отсюда намеренная тавтология подзаголовка: провинция и ее локальные тексты. Имеются в виду не только локальные тексты внутри географического и исторического пространства определенной провинции (губернии, области, региона и т. п.), но и вся провинция целиком, как единый локус. «Антропология места» и «Алгоритмы локальных текстов» — таковы два раздела, вокруг которых объединены материалы сборника. Книга рассчитана на широкий круг специалистов в области истории, антропологии и семиотики культуры, фольклористов, филологов. ББК 81.2Р ГЕОПАНОРАМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Провинция и ее локальные тексты Издатель А. Кошелев Оригинал-макет подготовила И. Богатырева. Корректор Л. Липова Художественное оформление переплета С. Жигалкина и Ю. Саевича Подписано в печать 18.04.2004. Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная № 1, печать офсетная, гарнитура Minion. Усл. печ. л. 42. Заказ № Издательство «Языки славянской культуры». ЛР № 02745 от 04.10.2000. Тел.: 207-86-93. Факс: (095) 246-20-20 (для аб. М153). E-mail: Lrc@comtv.ru вышедшего год назад сборника «Евразийское пространство: Звук, слово, образ» (М.: Языки славянской культуры, 2003), на этот раз со смещением интереса в сторону изучения русского провинциального пространства, также рассматриваемого sub specie реалий и sub speсie семиотики. Составителей и авторов предлагаемого сборника — лингвистов и литературоведов, фольклористов и культурологов — объединяет филологический (в широком смысле) подход, при котором главным объектом исследования становятся Книга «Геопанорама русской культуры» задумана как продолжение    © Авторы, 2004 пророппппппороооо © Языки славянской культуры, 2004 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ От составителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . АНТРОПОЛОГИЯ МЕСТА I. Территория Евразии С. Ю. Неклюдов (Москва). Самобытность и универсальность в народной культуре (к постановке проблемы) . . . . 15 В. Л. Кляус (Москва). Образ старообрядцев (семейских) Забайкалья в записках и работах первых путешественников и исследователей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Н. Б. Вахтин (Санкт-Петербург). За успех безнадежного дела (история невыхода Энциклопедии Дальневосточного края) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Д. К. Равинский (Санкт-Петербург). Златоуст — город на краю Европы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 II. Европейская «окраина» Ф. П. Федоров (Даугавпилс). О русском сознании Латгалии (постановка вопроса) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 И. А. Разумова (Санкт-Петербург). «Под вечным шумом Кивача...» (Образ Карелии в литературных и устных текстах) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 А. Ю. Веселова (Санкт-Петербург). «Скромная слава»: из истории возрождения Богородицкого архитектурного ансамбля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 9
Стр.6
К. А. Маслинский (Санкт-Петербург). Спонтанная экскурсия по Краснополецкой усадьбе . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Е. В. Кулешов (Санкт-Петербург). «А Тихвин тогда маленький был...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 А. А. Литягин, А. В. Тарабукина (Санкт-Петербург). Конфликт в бесконфликтном пространстве (старорусский текст в повседневном быту) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 В. С. Зубарева, М. Л. Лурье (Санкт-Петербург) Весьегонские рассказы об отце Сергии Успенском как провинциальный текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 В. С. Неклюдова (Москва). Россия и русские люди глазами современного провинциального священника . . . . . . . . . . . 219 Воспоминания Александры Авксентьевны Крыжановской (6/V 1903, Одесса — 13/III 1984, Москва). Предисловие и публикация Т. В. Цивьян (Москва) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 III. Пермское культурное пространство Е. М. Сморгунова (Москва). Истоки и маршруты пермского Верхокамья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 Е. Г. Власова (Пермь). Пермь в местной фельетонистике конца XIX — начала XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 О. Буле (Амстердам). Скандал в Перми (из тайной истории русской гимназии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 М. П. Абашева (Пермь). Писатель «здесь и сейчас» (территориальная идентичность современных уральских литераторов: пермяки и екатеринбуржцы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 А. А. Сидякина (Пермь). Пермский литературно-художественный андерграунд 1980-х: места действия . . . . . . . . . . . . 351 П. А Корчагин, Ю. Б. Тавризян (Пермь). Permica в изобразительном искусстве: образ Города . . . . . . . . . . . . . . 369 Воспоминания Анастасии Акиндиновны Тарасовой (11/XI 1914, Пермь). Предисловие и публикация О. В. Дворяновой (Пермь) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385
Стр.7
АЛГОРИТМЫ ЛОКАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ I. Провинция как текст О. А. Лавренова (Москва). Образ места и его значение в культуре провинции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413 Л. О. Зайонц (Москва). Русский провинциальный «миф» (к проблеме культурной типологии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427 А. Ф. Белоусов (Санкт-Петербург). Символика захолустья (обозначение российского провинциального города) . . . . 457 М. В. Строганов (Тверь). Две заметки о локальных текстах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 В. Вестстейн (Амстердам). Понятие «провинция» в некоторых западноевропейских языках (английском, французском, немецком и нидерландском) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 М. Л. Спивак (Москва). «Провинция идет в регионы»: О некоторых особенностях современного употребления слова провинция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 II. Тексты о провинции Н. М. Каухчишвили (Бергамо). Динамика пространства и провинции в художественной литературе (предварительные соображения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 Р. Казари (Бергамо). Уход в провинцию: путь к «воле и приволью»? (на материале произведений Л. Н. Толстого) . 533 Р. С. Спивак (Пермь). Городская окраина в русской литературе конца XIX — начала ХХ вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 545 В. В. Абашев (Пермь). «Люверс родилась и выросла в Перми…» (место и текст в повести Бориса Пастернака) . . . . . 561 Ю. Л Фрейдин (Москва). Пространство Урала у О. Мандельштама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 593 М. П. Одесский (Москва). Волга — колдовская река: От «Двенадцати стульев» к «Повести временных лет» . . . . . . 605
Стр.8
Е. В. Милюкова (Москва). «Около железа и огня»: картина мира в текстах самодеятельной поэзии южного Урала . . . 625 С. Гардзонио (Флоренция). Тема пути, место действия, метрополия и периферия в русской музыкальной поэзии (от романса до русского шансона) . . . . . . . . . . . . . . 645 М.-К. Пезенти (Бергамо). Локальный текст в народных картинках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 661
Стр.9
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Представляемая читателю книга лежит в русле двух направлений, которыми в течение последних лет мы занимались в рамках соответствующих научных проектов: текст пространства — пространство текста и текст времени — время в тексте1 . Первому из них — евразийское пространство – евразийский текст — был посвящен вышедший год назад в той же серии сборник «Евразийское пространство. Звук, слово, образ» (М.: Языки славянской культуры, 2003). Представленная в сборнике проблематика: от мифологических реконструкций до шаманских традиций, от фольклорных текстов до авангардистских экспериментов в литературе и музыке — объединялась «движением по евразийскому пространству». Имелось в виду пространство не только географическое, но и семиотическое, ориентированное на разные культурные коды. 1 Поддержанных РФФИ и Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса).
Стр.10
10 От составителей «Геопанорама русской культуры» мыслилась как продолжение этого сборника, но со смещением в другую сторону исследования пространства и времени, также рассматриваемых sub specie реалий и sub specie семиотики. Эта «другая сторона» — провинция, понятие для русской культуры неоднозначное и даже болезненное. Провинция обычно рассматривается как антитеза столице, и, соответственно, все евразийское пространство России, за исключением двух точек, двух городов-столиц, Москвы и Петербурга, по определению является провинцией. Отсюда намеренная тавтология подзаголовка: провинция и ее локальные тексты. Имеются в виду не только локальные тексты внутри географического и исторического пространства определенной провинции (губернии, области, региона и т. п.), но и вся провинция, целиком, как единый локус. Идея единства, состоящего из разного, поддерживаемого и питаемого разным, не нова. Однако применить ее на практике не так просто, особенно когда речь идет о таком огромном пространстве как русская Евразия. Очень часто разное представляется в виде хаотического набора местных достопримечательностей. Осмыслить их общность, увидеть в них проявление единой культурной традиции помогает исторически сложившийся образ каждой из русских земель–«провинций», благодаря которому она и воспринимается как особый культурный феномен. Образы местности закреплены во множестве самых разнообразных текстов. Анализ этих текстов позволит определить основные черты образа места и выяснить его мифологическую основу: понять, наконец, что представляют собой «волжский», «уральский», «сибирский» и прочие провинциальные мифы. Объединившиеся здесь авторы связаны общими интересами и уже продолжительным опытом совместной работы. Они входят в международную исследовательскую группу, сплотившую постоянных участников наших «провинциальных» кон
Стр.11
От составителей 11 ференций из разных городов России, а также Италии и Нидерландов. Характерной особенностью проекта являлось отсутствие постоянного «места действия»: на смену Твери (с Торжком и окрестными усадьбами), Ельцу (с Задонском и Лебедянью), Осташкову (с Ниловой пустынью), Перми (с Белой Горой и Соликамском), пришли города Верхней Волги (от Углича до Плеса) и, в завершение, итальянская провинция с центром в Бергамо. Поэтому «Геопанорама» самым естественным образом дополняет и продолжает обсуждение и развитие того круга проблем, который был отражен в предшествовавших ей изданиях2 . Участников проекта и авторов сборника — лингвистов и литературоведов, фольклористов и культурологов — объединяет филологический (в широком смысле) подход, при котором главным объектом исследования становятся тексты — тексты, в которых описывается образ и выражается история, культура, мифология места — в данном случае, той или иной земли-«провинции». Исследования hic et nunc помогают понять, как идут процессы изменения провинциального локуса в сторону самодостаточности и самоидентификации, какой темп набирает духовная культура, настойчиво охраняющая свой «локальный» облик. От провинциального текста мы пришли к геопанораме российского духовного и культурного пространства. «Антропология места» и «Алгоритмы локальных текстов» — таковы основные разделы сборника. 2 «Русская провинция: миф – текст – реальность» (М.; СПб., 2000), «Провинция: поведенческие сценария и культурные роли. Круглый стол 4 июля 2000 г., Пермь» (М., 2000), «Провинция как реальность и объ ект осмысления» (Тверь, 2001), специальные выпуски журналов Russian Literature «Provincija» (LIII-II/III, 2003, Amsterdam) – по материалам Волжской конференции (июль 2001) и Europa Orientalis (vol. 20, №. 1, 2003, Solerno) – по материалам конференции в Бергамо (декабрь 2001).
Стр.12
12 От составителей Место — во-первых, Евразия как целое. Во вторых, ее «европейские окраины», от Балтии до Урала (с особым вниманием к Пермскому культурному пространству). Тексты — во-первых, представление самой провинции как некоего текста, основанное на анализе лексемы провинция, концепта провинции и образа провинции. Во-вторых, словесные и несловесные тексты о провинции (от романного пространства XIX в. и Юрятина Б. Пастернака до лубка и современного провинциального шансона). Включенные в сборник публикации воспоминаний о провинции продолжают традицию, начатую нашим первым сборником «Русская провинция: миф — текст — реальность»: живые свидетельства ценны и сами по себе, и как верификация (или критика) предпринятого здесь подхода к анализу евразийского пространства/геопанорамы русской культуры.
Стр.13