www.lgz.ru
№ 36 (6524)
16–22 сентября 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Фантазии
Майкла Бома
70летие окончания
Второй мировой войны
было отмечено полемикой
в мировых СМИ по
целому ряду тем. Свои
представления об этом,
как и о бомбардировке
Хиросимы и Нагасаки,
высказал на «Эхе Москвы»
независимый, как он себя
представляет, журналист
из США Майкл Бом.
Чем он оправдывает
бомбардировку
соотечественниками не
военных баз, а мирных
японских городов?
СТР. 2
Идёт война.
Холодная
Есть расхожее мнение:
в холодной войне 1946–
1991 годов победил
Запад, ведомый США, а
поражение потерпели СССР
и система социализма. И о
чём тут тогда рассуждать?
Но так ли это? Осмыслять
историю надо, чтобы не
проиграть нынешний,
возможно, решающий этап
противоборства.
СТР. 3
Браво, Лидия
Матасова!
Бенефисом любимицы
публики, заслуженной
артистки России Лидии
Матасовой – спектаклем
«Как боги...» – открыл
118й сезон МХАТ
им. Горького. Почти
20 лет актриса играет на
прославленной сцене.
О своей театральной
судьбе, о любимых ролях
она рассказала читателям
«ЛГ».
СТР. 8
Хватит
«кошмарить»
доктора
По данным Росстата, за
семь месяцев смертность
в России выросла
на 1,7%. В причинах
пытались разобраться
участники форума «За
качественную и доступную
медицину!». По мнению
одних, рост связан со
злоупотреблением алкоголя
и табака, по мнению
других – с реформой
здравоохранения,
приведшей к резкому
увеличению срока
ожидания медицинской
помощи.
СТР. 11
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 37 543 человека. Заходите!
Всё замечательно – и выставки о легендарных
фильмах на московских вокзалах, и возможность
увидеть костюмы культовых героев, и пополне
ние «Аллеи звёзд». Но столетие Киностудии им.
Горького, отмечаемое в эти дни, которое могло
стать событием, всётаки праздник с горчинкой.
Потому что кроме только что вышедшего в про
кат мультфильма «Необыкновенное путешествие
Серафимы» – эмоционального, трогательного и
необычного, – единственной на планете кино
студии для детей и юношества, как говорится, и
предъявить городу и миру в общемто нечего. Так
что придётся нынешним дошкольникам смотреть
заморские мультики да долгоиграющие приклю
чения Гарри Поттера не только в детстве, но, ско
рее всего, и в отрочестве. Потому что пока нет
системы, нет конкретного направления в киноин
дустрии, нет льгот для производителей и прокат
ЭПИТАФИЯ
Жукова (30 августа 1922 – 10 сентября
2015), русского советского писателя, ли
тературоведа, переводчика. Потомка ста
ринного дворянского рода, давшего России
воевод, наместников, губернаторов, дипло
матов и писателей. Фронтовика – он ушёл
добровольцем на фронт в 1944м. Давнего
и верного друга «Литературной газеты», в
которой печатался долгие годы. Лауреата
нашей премии им. Дельвига.
Не стало Дмитрия Анатольевича
Остались его блистательные переводы
А. Азимова, К. Саймака, Р. Шекли,
Р. Брэдбери и других. Герои его книг –
художник Верещагин, генерал Скобелев,
Лев Толстой и Грибоедов, борец Поддуб
ный, собиратель древних рукописей Малы
шев. Читатели разных поколений полюби
ли повестихроники «Аввакум», «Владимир
Иванович», «Богатырское сердце», книги
«Алексей Константинович Толстой» в ле
гендарной серии «Жизнь замечательных
людей» издательства «Молодая гвардия»,
«Козьма Прутков, его друзья и недруги».
Вместе со своими единомышленника
ми Д.А. Жуков участвовал в создании Все
российского общества охраны памятников
истории и культуры и «Русского клуба»,
был председателем Фонда славянской
письменности и культуры. Много внима
ния уделял работе в качестве председа
теля Общества русскосербской дружбы.
За организацию несанкционированной де
монстрации против американских бом
бардировок Сербии в 1994м подвергся
аресту.
Учитель русского
Нам приятно отметить, что Дмитрий
Анатольевич любил и доверял «Литератур
ной газете», особенно последние 15 лет.
Любил приходить в редакцию. Неизменно
элегантный, доброжелательный, он дарил
нам богатство общения. Совсем недавно
мы опубликовали большой разговор с ним,
оказавшийся для наших читателей послед
ним.
Прощайте, дорогой Дмитрий Анатолье
вич. Память о вас останется в наших серд
цах.
«ЛГ»
Дмитрий Жуков принад
лежал к той плеяде советских
русофилов, которые зани
мали весомые позиции в со
ветском истеблишменте. Он
был разведчиком, был очень
хорошо образован и являлся
таким же властителем дум,
как Кожинов, или Белов,
или Распутин, или Глазунов.
Это была очень сплочённая
когорта людей, которые се
годня примкнули к право
славной церкви. Многим из
того, чем мы сегодня обла
даем в плане русской куль
туры и мировоззрения, мы
обязаны таким личностям,
как Дмитрий Жуков.
У него было прекрасное
аналитическое перо. Лич
но мне нравится его книга
о протопопе Аввакуме. К
концу жизни Дмитрий по
селился в Боровске, где в
своё время подвизался свя
той Пафнутий Боровский,
и вот эта атмосфера древ
них монастырей помогала
ему писать исторические
романы.
Помню, как мы летели
во Владивосток. Был дол
гий ночной рейс. Под нами
чернела Сибирь, в темноте
редко горели нефтяные фа
келы. Всю дорогу мы гово
рили о русском будущем, о
русской судьбе, о её неиз
бежных сложностях и неиз
бежной русской победе.
Александр ПРОХАНОВ
Дмитрий был таким величе
ственным, и казалось, что ему жить
вечно – красивый, внушительный,
с высоко поднятой головой.
Последний раз я его видел на
вручении премии Дельвига.
Он был очень доброжелатель
ным человеком, и я помню его ещё
с тех времён, когда он занимался
журналистикой. Кроме того, он
возглавлял движение по охране па
мятников старины в то время, ког
да всё русское предавалось анафе
ме и умолчанию. И Дмитрий Жуков
стоял во главе самых истоков этого
движения.
Он был учёнымлингвистом и
литератором. Конечно, это боль
шая потеря для русской литера
туры, поскольку ушёл настоящий
писатель, интеллигент.
Никогда я не слышал от него ни
жалоб, ни стенаний. Очень жаль,
что уходят последние основатели
русского движения 60х годов. Они
разбудили национальное чувство
народа, и я надеюсь, что оно будет
шириться.
Владимир ЛИЧУТИН
Дмитрий Анатольевич
Жуков был не просто заме
чательным писателем, глу
боким знатоком истории,
фронтовиком, смелым и
честным гражданином От
ечества, он был в полном
смысле слова властителем
дум. Сегодня даже трудно
себе представить, какое
огромное влияние на умы
современников оказали
его книги. Моё поколение
училось русскому взгляду
на мир, историю, самих
себя по таким произведе
ниям, как «Огнепальный»,
«Владимир Иванович»,
«Алексей Константинович
Толстой».
После революционно
го интернационального
выхолащивания русского
самосознания мы зано
во учились ощущать себя
русскими по его книгам.
Возможно, именно поэ
тому после 1991 года его
вклад в развитие нашей
литературы и обществен
ной мысли постарались
заслонить частоколом но
вых имён, как правило, то
же общечеловеческого, но
уже не советского, а антисо
ветского свойства. Память
о Дмитрии Анатольевиче
навсегда останется в на
ших сердцах, а имя его дав
но уже вписано в историю
отечественной словесности.
Юрий ПОЛЯКОВ
чиков фильмов для детей. Есть только требова
ние президента страны о возрождении детского
и юношеского кино. Но, как говорится, Кремль
полагает, а чиновники располагают.
Биография орденоносной Киностудии им. Горь
кого началась за два года до революции с предви
дения костромского купца Михаила Трофимова,
почувствовавшего большой потенциал синемато
графа, и инженера Моисея Алейникова, техниче
ски оснастившего кинопроизводство. «Товарище
ство Русь» построило первые павильоны, а главной
задачей определило экранизацию русской клас
сики. В 1930м уже возникла идея студии детских
фильмов. Не одно поколение юных кинозрителей
выросло на «Тимуре и его команде», «Пятнадца
тилетнем капитане», «КонькеГорбунке»... Имен
но здесь созданы первые в СССР фантастический,
звуковой, цветной фильмы и первая киносказка.
Жаль, что так и не дали понастоящему, что
называется, повзрослому развернуться студии
им. Горького в девяностые! Прихлопнули на кор
ню интереснейшие и перспективные проекты, ко
торые могли стать событиями.
Но ладья, ставшая современной эмблемой
студии, плывёт.
Вглядываясь в кадры знаменитых фильмов,
снятых здесь выдающимися мастерами, – «Мо
розко», «Герой нашего времени», «Офицеры»,
«А зори здесь тихие», «Три тополя на Плющихе»
и «Семнадцать мгновений весны», – будем на
деяться, что президентское требование будет
выполнено и мы увидим ленты для детей и юно
шества, снятые на киностудии, носящей имя ве
ликого пролетарского писателя.
Продолжение темы на стр. 12
Владимир КОСТРОВ
Мы последние
этого века…
Ларисе Васильевой
Мы – последние этого века.
Мы великой надеждой больны.
Мы – подснежники.
Мы изпод снега,
Сумасшедшего снега войны.
Доверяя словам и молитвам
и не требуя блага взамен,
мы по битвам прошли,
как по бритвам,
так, что ноги в рубцах до колен.
И в конце прохрипим не проклятья –
о любви разговор поведём.
Мы последние века.
Мы братья
по ладони, пробитой гвоздём.
Время быстро идёт по маршруту,
бьют часы, отбивая года.
Вроде встретились мы на минуту,
а прощаемся вот навсегда.
Так обнимемся.
Путь наш недолог
на виду у судьбы и страны.
Мы – подснежники,
Мы изпод ёлок,
мы – последняя нежность войны.
Давнему автору «ЛГ», известному русско
му поэту, лауреату общероссийской премии
«За верность слову и Отечеству» «Золотой
Дельвиг» 2015 года Владимиру Андреевичу Ко
строву исполняется 80 лет. Поздравляем с юби
леем и желаем новых творческих удач, здоровья!
Статья о творчестве В. Кострова
и его новые стихи на стр. 6
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
СТО ЛЕТ ОТРОчЕСТВА
КНИГА НЕДЕЛИ
Александр
Дегтярёв.
Куликовская битва.
– М.: Парад,
2015. – 128 с. –
1000 экз.
Всем, кто интересуется отечественной
историей (особенно времён Рюриковичей),
известны имя и работы Александра Дегтярёва,
петербургского историка. Его книги «Рюри
ковичи», «Начало Отечества», «Трудный век
российского царства» и другие не могли оста
вить равнодушными любителей этого жанра
литературы. Помимо глубины и основатель
ности, присущей исследованиям автора, его
работы отличаются простотой и выверенно
стью языка и стиля, образностью изложения,
проницательностью. Даже не подумаешь, что
у выпускника истфака ЛГУ, а потом его аспи
ранта и преподавателя, был период отклоне
ния от столбовой «исторической дороги». Это
когда он какоето время работал в Ленинград
ском обкоме КПСС, а затем на высокой долж
ности в Центральном Комитете партии, где
застал развал и самой партии, и – по существу
– страны. Это можно оценивать поразному,
если смотреть с сегодняшних позиций. Но,
безусловно, опыт партийной работы и дра
матизм пережитых событий, в эпицентре ко
торых он был, дали автору широту взгляда на
происходящие исторические процессы и от
ветственность исследователя, который не мо
жет допустить себе «слабость» пойти против
истины или серьёзных исторических фактов.
Конечно, его новая книга о Куликовской
битве (а её 635летию она посвящена), расска
зывающая об очень уж далёкой, совсем седой
старине, вроде бы даёт шанс «проявить фанта
зию», но автор пытается опираться на полноту
историографии об этом периоде. Он убежда
ет, что Куликовская битва – одно из великих
событий нашей истории. Победа в ней по
зволила не только сохранить русские земли,
но и обозначить новые горизонты развития
и создать в итоге Русское централизованное
государство, которое стали называть Росси
ей. Дегтярёв приводит любопытную цитату из
Карла Маркса, который, как отмечает автор,
прохладно относился к России: «Изумлённая
Европа, в начале царствования Ивана даже не
подозревавшая о Московии, затиснутой меж
ду Литвой и татарами, была ошеломлена вне
запным появлением огромной империи на её
восточных границах, и сам султан Баязет, пе
ред которым она трепетала, услышал впервые
от московитов надменные речи».
СТИХИ
НА ПЕРВУЮ ПОЛОСУ
Кадры из фильмов Киностудии им. Горького
Стр.1