НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАВИЛЬОНЫ Включая: Францию, США, Чехию, Швейцарию, Иран, Белоруссию БОЛЕЕ 30 СТРАН-УЧАСТНИЦ ЖУКОВСКИЙ АЭРОДРОМ РАМЕНСКОЕ 25-30 АВГУСТА Генеральный спонсор Генеральный спонсор Официальный спонсор Официальный спонсор Стратегический партнер Генеральные информационные партнеры Издается с 1996 г. УЧРЕДИТЕЛЬ ООО «Высокие технологии и инновации» РЕДАКЦИЯ Главный редактор Павел ИВАНОВ Заместитель главного редактора Владимир ПОПОВ Редакторы номера: Виктор ДРУШЛЯКОВ, Николай КОРШУНОВ, Алексей ЛАШКОВ, Евгений ПОПОВ Научный консультант Георгий ШИБАНОВ Специальный корреспондент Ольга КАРЕЛИНА Компьютерная верстка Екатерина ПОТЫСЬЕВА Web-администратор Сергей БАБАИН Корректура Жанна КОСАРЕВА В номере использованы фотографии: Михаил ГРИБОВСКИЙ, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Геннадий КУРКОВ, Юрий Михайлов, Алексей МИХЕЕВ, Владимир ПОПОВ Фото из архивов: АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», ПАО «Аэропорт Братск», ОАО «КМПО», ЗАО СП «Авиашельф», ООО «Авиакомпания «Амур», ОАО «Аэропорт Ноглики», ОАО «Аэропорт «Старый Оскол», ОАО «Аэропорт «Туношна», АО «Международный аэропорт «Симферополь», ФГОУ СПО «ЯАТУ ГА», ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», Среднесибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета», ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»; из личных архивов Николая КОРШУНОВА, Александра МЕДЕНКОВА, Леонида КИТАЕВАСМЫКА, Евгения ШОЛКОВА; из энциклопедии «Военная Техника. <...> ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга настроен на инновации . <...> .27 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ 85 лет авиации Дальнего Востока Александр Шуриков. <...> 49 БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (июнь 2015) . <...> Теоретическую подготовку курсанты-пилоты проходили в Якутском авиационном техническом училище ГА, а учебно-летную практику, ежегодно, в аэропортах «Череповец» и Бегишево. <...> Сегодня реально уже назрела необходимость <...>
Авиапанорама_№4_2015.pdf
№ 4•2015 (июль-август)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
ОРГАНИЗАТОРЫ
МЕС Т О В С ТРЕ ЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕ ЛЬ ЗЯ
ВСЕ ЛУЧШИЕ - В НЕБЕ
Российские и иностранные пилотажные
группы, включая все группы высшего
пилотажа ВВС России:
"Русские Витязи", "Стрижи", "Соколы
России", "Беркуты" и "Крылья Тавриды".
ЛИДЕРЫ
АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
Включая: Airbus, Boeing, Safran, AVIC,
Hindustan Aeronautics Limited, BrahMos
Aerospace, ОАК, Pratt&Whitney,
Honeywell, RockwellCollins, Ростех,
Rolls–Royce, Siemens, Европейское
космическое агентство.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ПАВИЛЬОНЫ
Включая: Францию, США, Чехию,
Швейцарию, Иран, Белоруссию
БОЛЕЕ 30 СТРАН-УЧАСТНИЦ
ЖУКОВСКИЙ АЭРОДРОМ РАМЕНСКОЕ 25-30 АВГУСТА
Генеральный спонсор
Генеральный спонсор
Официальный спонсор
Официальный спонсор
Стратегический партнер
Генеральные информационные партнеры
Стр.2
Издается с 1996 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высокие технологии и инновации»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Павел ИВАНОВ
Заместитель главного редактора
Владимир ПОПОВ
Редакторы номера:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Николай КОРШУНОВ, Алексей ЛАШКОВ,
Евгений ПОПОВ
Научный консультант
Георгий ШИБАНОВ
Специальный корреспондент
Ольга КАРЕЛИНА
Компьютерная верстка
Екатерина ПОТЫСЬЕВА
Web-администратор
Сергей БАБАИН
Корректура
Жанна КОСАРЕВА
В номере использованы фотографии:
Михаил ГРИБОВСКИЙ, Виктор ДРУШЛЯКОВ, Геннадий КУРКОВ,
Юрий Михайлов, Алексей МИХЕЕВ, Владимир ПОПОВ
Фото из архивов:
АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», ФГУП «ЦНИРТИ им.
академика А.И. Берга», ПАО «Аэропорт Братск», ОАО
«КМПО», ЗАО СП «Авиашельф», ООО «Авиакомпания «Амур»,
ОАО «Аэропорт Ноглики», ОАО «Аэропорт «Старый Оскол»,
ОАО «Аэропорт «Туношна», АО «Международный аэропорт
«Симферополь», ФГОУ СПО «ЯАТУ ГА», ФГБОУ ВПО «Сибирский
государственный аэрокосмический университет имени
академика М.Ф. Решетнева», Среднесибирского филиала ФГБУ
«Авиаметтелеком Росгидромета», ФГБОУ ВПО «Сахалинский
государственный университет»; из личных архивов Николая
КОРШУНОВА, Александра МЕДЕНКОВА, Леонида КИТАЕВАСМЫКА,
Евгения ШОЛКОВА; из энциклопедии «Военная
Техника. Вооружение России и мира» http://kollektsiya.ru/
samoleti/396-il-86-shirokofyuzelyazhnyj-passazhirskij-samolet.
html
Фото на 1-й стр. обложки:
Фото из архива Хабаровского авиационно-спасательного
центра МЧС России
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Почтовый: 109153, Москва, а/я 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Тел.: +7 (925) 507-82-40
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ БАЗА
ООО «Высокие технологии и инновации»
Генеральный директор Павел ИВАНОВ
Финансовый директор Александр ТАЙ
Директор по развитию Галина ПОПОВА
Редакция не несет ответственности за достоверность информации
в публикуемых материалах.
Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
Перепечатка опубликованных материалов допускается
только со ссылкой на журнал «Авиапанорама».
Научно-технический журнал.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за
соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия
Свид. ПИ № ФС77-23925 от 13.04.2006 г.
© «АВИАПАНОРАМА»
№4 • 2015
1
Published since 1996
PUBLISHER
HIGH TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS Ltd.
EDITORIAL STAFF
Editor-in-Chief:
Pavel IVANOV
Deputy Editor-in-Chief
Vladimir POPOV
Editors:
Victor DRUSHLYKOV, Nicolay KORSHUNOV, Alexey
LASHKOV, Eugeny POPOV
Scientific consultant
Georgy SHIBANOV
Special correspondents
Olga KARELINA
Computer design:
Ekaterina POTYSIEVA
Webmaster
Sergey BABAIN
Photos:
Mikhail GRIBOVSKY, Victor DRUSHLYKOV, Gennady
KURKOV, Yuri MIKHAILOV, Alexey MIKHEEV, Vladimir
POPOV
Cover photo»
Photo EMERCOM of Russia
AVIAPANORAMA
Mailbox: 109153, Moscow, mailbox 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
The materials printed in the magazine do not
always present the viewpoint of the editorial staff.
Reproduction in part or whole is not permitted
without the explicit authorization of the publisher.
The scientific-technical magazine was registered by
the Ministry for Press, TV and Radio broadcasting on
April 13, 2006. Reg. PI # FS77-23925.
© AVIAPANORAMA
Стр.3
№ 4 (112)
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Юрий Гуськов, Николай Жибуртович. Радары «Фазотрона» сегодня: научно-технические и организационные
аспекты проблемы разработки ......................................................................................................................4
Александр Шпак. ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга настроен на инновации ...................................................11
Николай Коршунов. Воздушные роботы призваны на защиту и охрану лесов ...................................................14
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Дамир Каримуллин. КМПО: наши двигатели и в небе, и на земле .....................................................................21
Игорь Ковалев. «Эта связь образования, науки и производства очень важна» ................................................ 23
Зифа Ланкина. Есть метеобезопасность полетов от Кызыла до Игарки! ...........................................................27
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
85 лет авиации Дальнего Востока
Александр Шуриков. Авиакомпания «Амур»: многолетний опыт позволяет решать все новые задачи ............. 32
«Авиашельф»: Профессиональный подход – безопасный полет ................................................................... 34
Аэропорт Ноглики: полвека в краю циклонов ............................................................................................... 36
Игорь Минервин. Сахалинскому университету близок юбилей авиаторов Дальнего Востока ............................ 39
Аэробратск: с уникальным опытом, на выгодном месте .................................................................................41
Аэропорт Ярославля: воздушные ворота столицы Золотого кольца ............................................................... 44
Аэропорт Старый Оскол устремлен в будущее .............................................................................................. 46
Евгений Плаксин. Международный аэропорт «Симферополь» развивается .....................................................47
Павел Прокопьев. ЯАТУ ГА внесет свой вклад в возвращение России в Арктику .............................................. 49
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (июнь 2015) .......................................................................... 52
Владимир Попов. Гром среди ясного неба. Медицина и психология на страже летной службы ..........................61
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Геннадий Курков. 100 лет ЕВВАУЛ. Взгляд изнутри события ...........................................................................71
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Леонид Китаев-Смык. Приобщение к космонавтике. Продолжение, начало в №№ 1, 2, 4, 5, 6-2013, №№ 1, 2, 3-2014,
№ 2-2015 ..................................................................................................................................................... 75
Георгий Шибанов. С повышением боеготовности и боевой эффективности мне по пути.
Продолжение, начало в № 5-2014 ................................................................................................................... 83
УРОКИ ИСТОРИИ
Евгений Шолков, Виктор Друшляков. О том, что превращает палубу в ВПП.
Взлетно-посадочные системы авианосцев. Продолжение, начало в № 4-2014 .................................................. 90
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
СОДЕРЖАНИЕ
2015
Стр.4
Основу разработки составляет создание опережающего научно-технического задела
и поддержание его на мировом уровне. Важно использовать и накопленный
опыт проектирования перспективных систем, например, концептуальные просчеты
в программе построения самолета 5-го поколения F-22. Должны быть тщательно
проанализированы возможности воздушных и наземных средств нападения (атаки)
и разведки противника, даны четкие ответы на вопросы типа «для каких задач обороны
или нападения предназначается проектируемая авиационная боевая система,
как обеспечивается борьба с БЛА» и т.п.
Беспилотные авиационные системы – элементы единой информационной системы
(среды), формируемой различными техническими средствами наземного,
авиационного и космического вида. Воспринимать «беспилотники» как замену
пилотируемым летательным аппаратам – это заблуждение. «Беспилотник» в
нашем случае – прежде всего средство получения информации. Внедрение в
производственную деятельность должно осуществляться исходя из этого главного
постулата. Экономическая целесообразность – основной критерий, определяющий
внедрение БЛА в лесном хозяйстве.
Одно из них – выполнение чартерных авиаперевозок в северные и труднодоступные
районы Хабаровского края по заявкам крупных российских
компаний по добыче драгметаллов. Уже порядка двадцати лет хабаровская
авиакомпания «Амур» осуществляет доставку различных грузов и пассажиров
в направлениях Уоргалан, Тукчи, Мар-Кюэль, Нелькан. До сих пор главной
деятельностью авиакомпании «Амур» принято считать выполнение перевозок
специального назначения: доставка вахтовых рабочих на прииски к золотоносным
рудникам.
Теоретическую подготовку курсанты-пилоты проходили в Якутском авиационном
техническом училище ГА, а учебно-летную практику, ежегодно,
в аэропортах «Череповец» и Бегишево. Пилоты получили практические
навыки на самолетах Diamond – DA40 и DA42, что дает им возможность
переучиться на воздушные суда 1-2 классов. В планах у выпускников-пилотов
– получить работу в авиакомпаниях «Полярные авиалинии», «Якутия».
В планах ЯАТУ ГА на следующий год – начать подготовку пилотов на
вертолеты Ми-8.
Сегодня реально уже назрела необходимость создания в России специальных
центров психофизиологической подготовки и переподготовки летного состава,
как, например, в свое время были созданы центры по выживанию летного
состава при поисково-спасательном обеспечении полетов. Учеными разработана
и предложена его организационно-штатная структура, полное методическое
обеспечение и программа практического функционирования. Остается только
высокому руководству принять положительное решение, чтобы в ближайшие
годы не бить «по психологическим хвостам».
Наш итоговый отчет о летных испытаниях был обсужден в ОКБ-1 у С.П. Королева
в присутствии, наверное, всех участвующих в этой программе конструкторов,
их помощников и представителей Минобороны: народу собралось человек 150.
Королев задал мне только один вопрос: «Какой длины должен быть фал для безопасного
выхода в космос?» («фал» соединял космонавта с «Востоком-2»). Я ответил:
«Ïîëòîðà ìåòðà». Как тут Королев начал êðè÷àòü: «15 ìåòðîâ! 15 ìåòðîâ!!».
Ко мне подошел начальник ЛИИ Н.С. Строев и очень сухо спросил: «… Вы отдаете
отчет своим словам?»
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
4
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
страница
страница
страница
страница
страница
страница
14
32
49
61
75
Стр.5