Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
№ 1
2016
Владимир Караковский
(1932–2015),
основатель журнала
РЕДАКЦИЯ:
Дмитрий Григорьев,
главный редактор
Елена Шишмакова,
заместитель
главного редактора
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Людмила Асанова,
корректор
Татьяна Сер¸гина,
в¸рстка
Адрес:
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны:
(495) 345-52-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2016
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
www. narodnoe.org
воспитательная
работа в школе
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
Стр.2
ВЕЛИКИЕ ВОСПИТАТЕЛИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
ФОМИН
Он был бесстрашным и азартным человеком, о его цирковых
На протяжении многих лет
в Липецком государственном
педагогическом университете
работал удивительный
человек, жизнь которого
включила в себя целую эпоху.
Это Александр
Александрович Фомин.
Мечтатель и высокий романтик,
бессребреник, «вечный
рыцарь детства», Александр
Андреевич обладал необыкновенной
творческой фантазией,
романтическим мироощущением
и обостр¸нным
чувством справедливости.
Равно талантливо он проявил
себя в двух сферах: досуговая
педагогика, особенно
ориентированная на условия
детских оздоровительных
лагерей, и социальная работа.
Для
всех, кто знает лагерные
сборы 1960–2000-õ
годов, это имя олицетворяет
вс¸ самое лучшее,
талантливое, яркое, оно
является неизменным брендом
сборов, их символом и
«визиткой».
Первая профессия Александра
Андреевича — артист Новосибирского
цирка.
трюках ходили легенды. Но травма (перелом позвоночника)
заставила уйти из любимой профессии. После длительного
периода восстановления он по приглашению С.А. Шмакова
переезжает в Липецк и начинает работать в педагогическом
институте. Вместе со Шмаковым Фомин превращает педагогическую
практику в уникальное социокультурное явление всероссийского
масштаба.
Во всех детских оздоровительных лагерях России и во многих
бывших союзных республиках дети играют летом в его «Цирк» —
(универсальная игровая форма, позволяющая создать фееричное
шоу детям, не имеющим никаких навыков). Его «Ярмарка»
и «Гиннес-шоу» также стоят в календарном плане практически
любого российского лагеря. Целью создания этих форм было
снятие элементов соревновательности и конкуренции между
детьми. Множество разных фоминских методик считаются
«народными», принадлежащими всем и не имеющими автора.
Исследовал Фомин и феномен дворовой культуры. Он считал,
что именно микроклимат двора раньше закладывал у ребят комплекс
базовых ценностей личности: маскулинные и фемининные
качества, патриотизм, командный дух.
Работая в системе социальной защиты населения, Александр
Андреевич вывел Липецк в лидеры всероссийского уровня
благодаря удивительным, нереальным для нашего прагматичного
времени проектам.
М.Ф. Мелехов: «Фомин – это человек, который «сделал» всех
нас. Несколько поколений активистов и лидеров, которые называли
себя «лучезарники» и «радужане», учились у него создавать
для детей уникальное пространство творчества, добра
и любви».
Е.Е. Кузьмина: «В концепциях создания ВДЦ «Орлёнок»
и «Прометей», принадлежащих С.А. Шмакову, значителен вклад
Александра Андреевича. Это был своего рода «мозговой штурм»
в традициях коммунарской методики».
С.В. Фролов: «Сегодня Александр Андреевич как пресловутый
«эффективный педагог» не прошел бы ни по одному параметру.
Он не любил писать программы, не писал ФОСы, не издавался
в РИНЦе. Но он «делал» настоящих профессионалов. Все,
кто прошёл его школу, обретали цель в жизни и мощную энергию
для её достижения. По сути, он нашёл оптимальную форму
подготовки бакалавров: то есть людей, обладающих крепкими
практическими умениями и навыками».
Л.П. Шопина, доцент ЛГПУ
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 1/16
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИИ
Остапенко À. Мартовские тезисы о разрушении образования . . . . . . . . 5
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Григорьев Д. Российская гражданская идентичность —
это сопричастность России и Русскому миру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Григорьева А., Дьячкова Т. От демократической культуры
к гражданской идентичности ëè÷íîñòè. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Медведева Î. Школа Леоновской славы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Дахин À. Проект как вхождение в культуру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Зябкина О., Ф¸дорова Л. Гражданское становление и социализация личности
в процессе реализации программы деятельности районного детского
общественного движения «ÐÎÑÑÈ×» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Смирнов П. Организаторы летнего отдыха, или Рынок диктует
свои условия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Григорьева А. Социокультурные практики в нравственном
воспитании учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Долина Л., Дьячкова Т. Детская журналистика как средство
формирования российской гражданской идентичности личности
современного школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Кочетова И. Воспитание гражданина-патриота
в коллективе класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Митрофанова С., Штифанова Е. Метод участвующей социологии
в исследовании роли информационных технологий и гаджетов
при социализации детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . 54
Папуша Е. Содержание педагогического мониторинга
загородных лагерей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ
Кравченко С., Терехова О. «Беседа на Масленицу».
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного
и младшего школьного возрастов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Подписано в печать 30.04.2016. Формат 60 х 90/8.
Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 9. Óñë. ïå÷. ë. 9
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 6514
Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org
Отпечатано в типографии «ÍÈÈ школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62
© Издательский дом «Народное образование»
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 1/16
Стр.5