И зложение концептуальных идей современных педагогических проектов начн¸м с одного из авторитетных свидетельств международного признания вклада четыр¸х уч¸ных, предопределивших тенденции развития педагогической мысли в прошлом столетии. <...> В 1988 году решением ЮНЕСКО таковыми научно-педагогическими лидерами стали Джон Дьюи (США), Георг Кершенштейнер (Германия), Мария Монтессори (Италия) и А.С. Макаренко (Россия). <...> Обращает на себя внимание то, что все названные педагоги сосредоточили свои исследовательские усилия именно на идее объединения трудового, коллективного, прагматического и эстетического воспитания, что, собственно, и сближает распростран¸нное во многих странах фрагментарно-научное обучение с эффективной социализацией учащихся. <...> Россия не исключение, т.к. современные педагогические концепции модернизации общего образования направлены на формирование у школьников целого спектра дидактических умений, в том числе универсальных учебных действий, подразделяемых Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на регулятивные, познавательные и коммуникативные. <...> Хотя собственно российский вклад в эту идею уже состоялся чуть меньше века назад благодаря А.С. Макаренко. <...> Но, видимо, такого рода опыт никогда не поздно переосмыслить, разумеется, в контексте современной социокультурной ситуации. <...> Действительно, иногда полезно уйти от себя, чтобы вовремя вернуться к себе, разумеется, обновл¸нным. <...> Этому и посвящена данная статья, в которой преследуются три цели: 1) выделить основные направления модернизации общего образования; 2) дать им культурно-историческую интерпретацию; 3) подготовить основу для дальнейшего технологического обеспечения модернизации российского образования. <...> Начн¸м с того, что достаточно продуктивную идею профессиональной специализации в 1912 г. выдвинул Георг Кершенштейнер в своей книге «Понятие трудовой школы». <...> Радость от творческого труда, отработка <...>