СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ А. ГРИГОРЬЕВА <...> В первые за тысячелетие развития общества характеристики и качества, привить которые стремятся реб¸нку образовательные институты, ориентируясь на философию гуманизма, религиозные принципы, оказываются невостребованными, мешают адаптироваться, быть эффективным в условиях выживаемости. <...> Ещ¸ одна особенность современной ситуации (правда, она повторяется время от времени в истории и была описана Маргарет Мид) в том, что младшие учатся не только у старших, но — и в значительной степени — у сверстников. <...> Более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптированы к реалиям сегодняшней жизни. <...> Не менее важным становится сохранение ощущения времени: связь с прошлым; устремл¸нность в будущее, видение глобальных проблем и перспектив, прогнозируемых ходом развития человечества; полноценная жизнь в настоящем. <...> В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней стороны поведения человека в социально значимых ситуациях. <...> Сегодня многие стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители (бывшие воспитанники сегодняшних, педагогов), сами дети, оказываются неэффективными. <...> «Духовное пространство — это пространство войны», здесь легко не заметить ловушки, легко подставить себя под удар, думая, что ты попал в чьи-то ласковые объятия. <...> Отнюдь не все духовные практики, совершаемые в школе, возвышают реб¸нка как личность. <...> Такое положение дел потребовало серь¸зного, вдумчивого переосмысления самого понятия «нравственное воспитание». <...> Нравственное воспитание — это актуализация человеческого качества в человеке. <...> Цель нравственного воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческо39 Педагогическая мастерская (50—53) ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ го <...>