ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Выпускающий редактор Марина Козырева
Дизайн
Верстка
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я
Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80,
www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы: «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321; «Роспечать» – 35681
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22;
e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952 от 12.01.2009
выдано Роскомнадзором.
Цена свободная.
Подписано в печать 02.02.2015.
Дата выхода в свет 20.02.2015.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4.
Тираж 15 000 экз. Изд. № 6835. Зак. № К-2752.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
ISSN 2073-6665
03
Ирина Дороднова
Светлана Титова
От описания зависит результат
На протяжении всего времени, сколько существуют
государственные закупки, одними из ключевых
тем являются описание заказчиками объекта
закупки и подготовка участниками в соответствии
с этим описанием своих заявок. Именно на этих этапах
совершается наибольшее количество ошибок как
заказчиками, так и поставщиками. Поэтому в данном
номере опубликованы статьи, в которых рассказывается
о практике рассмотрения дел о нарушениях при
описании объекта закупки (рубрика «Заказчику»)
и о том, как правильно подготовить первую часть
заявки на участие в аукционе и оспорить неправомерный
отказ в допуске (рубрика «Поставщику»).
Надеемся, что данный материал поможет заказчикам
избежать штрафов, позволив при этом провести
наиболее эффективную закупку, а поставщикам –
повысить свою конкурентоспособность и научиться
выигрывать крупные контракты и отстаивать свои
законные права и интересы.
Еще одной проблемной сферой стало регулирование
по Закону о КС возврата обеспечения исполнения
контракта. Эта тема всегда интересовала
в большей степени поставщиков, т. к. зачастую они
не знали, в какой срок они получат свои денежные
средства обратно и получат ли их вообще. Но здесь
существует и определенный интерес для заказчиков:
как быть, если контракт исполнен с нарушениями,
возможно ли из обеспечения исполнения контракта
удержать штраф или пеню. О всех возможных
в данной ситуации случаях и последствиях можно
прочитать в материале формата «Рабочая ситуация»
в рубрике «Поставщику».
Не менее интересный ответ на вопрос, касающийся
изменения работы по Закону № 223-ФЗ
с июля этого года, в части закупок у субъектов малого
и среднего предпринимательства можно прочитать
в рубрике «Эффективные закупки».
Евгений Красавин,
руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
9 772073 666155
в вопросах и ответах
№ 3
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Толстобоков О.Н. Нарушения при описании объекта закупки
• Казанцев Д.А. Электронные запросы котировок и запросы предложений
в контрактной системе
Правовые аспекты
Сфера применения Закона о КС
• Отбор организации для управления многоквартирным домом
Кадровое обеспечение
• Ежегодное обновление приказа и положения о контрактной службе
• Гражданско-правовой договор на выполнение работы во время отпуска
Планирование закупки
Планы закупок
• План и план-график в 2015 и 2016 гг.
Планы-графики 34
• Учет закупок среди СМП и СОНО при признании аукциона несостоявшимся
• Формирование идентификационного кода закупки
• Внесение изменений в план-график 2015 г.
• Заполнение итоговой информации о совокупных годовых объемах закупок
в плане-графике по долгосрочным контрактам
НМЦК 38
• Обоснование цены контракта, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93
Закона о КС
• Обоснование НМЦК, если после размещения в плане-графике закупок,
изменилась цена закупки
Проведение закупки
Способы закупки
• Заключение контракта на субаренду и обоснование цены
Подготовка документации
• Публикация извещения о закупке у единственного поставщика сразу после
опубликования плана-графика
• Техническое задание на закупку клининговых услуг
Допуск и оценка заявок
• Отказ в допуске при отсутствии во второй части заявки ИНН учредителя
• Отклонение заявки на участие в электронном аукционе на закупку шприцев
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
49
42
42
46
34
34
14
14
22
27
27
29
Стр.4
Содержание 3
Контракт 51
• Внесение сведений о контракте, заключенном на основании п. 29 ч. 1 ст. 93
Закона о КС, в реестр контрактов
• Изменение цены контракта
• Указание источника финансирования при регистрации контракта на сайте
• Расторжение и выплата неустойки по контракту, заключенному по Закону № 94-ФЗ
• Заключение контракта с единственным поставщиком при признании аукциона
несостоявшимся
• Дополнительное соглашение об уменьшении предусмотренного контрактом
объема услуг с уменьшением цены контракта
• Заключение государственного контракта или договора
• Дополнительное соглашение на уменьшение объема и цены контракта
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Илишева А.И., Никиташев С.А. Особенности подготовки первой части заявки
на участие в электронном аукционе.
Как оспорить отказ в допуске по Закону о контрактной системе
• Айбазова Д.А. Привлечение субподряда из числа СМП и СОНО
Подача заявок
• Форма согласия участника аукциона на выполнение работ
• Требование о предоставлении сертификатов соответствия при поставке
запасных частей и расходных материалов для легковых автомобилей
Заключение и исполнение контракта
• Рабочая ситуация. Возврат обеспечения исполнения контракта
81
64
64
73
78
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Баранов Н.В. Что в 2015 году упростит доступ малых и средних предприятий
к закупкам компаний с госучастием?
Эффективные закупки
• Полугодовая форма федерального статистического наблюдения
• Порядок заключения договоров с субъектами малого и среднего
предпринимательства
88
88
90
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – Перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить аукцион
в электронной форме, утвержденный распоряжением
Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Закон № 498-ФЗ – Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
№ 3-2015
Стр.6
Азбука госзаказа
Базовые (отраслевые) и ведомственные перечни государственных и муниципальных
услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными и муниципальными
учреждениями, размещаются на специальном сайте для опубликования информации
о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru)
Порядок их размещения регламентирован приказом Минфина России от 17.12.2014
№ 152н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной
сети Интернет по размещению информации о государственных
и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) базовых (отраслевых) перечней государственных
и муниципальных услуг и работ, ведомственных перечней государственных услуг
и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями,
и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых
и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации
(муниципальными учреждениями)».
Перечни государственных и муниципальных услуг и работ должны размещаться на
www.bus.gov.ru оперативно.
Перечни размещаются Федеральным казначейством с использованием государственной
интегрированной информационной системы управления общественными финансами
«Электронный бюджет». Срок – один рабочий день со дня их направления соответствующими
органами. Перечни размещают в форме электронного образа документа, электронного
документа, реестровых записей, а также в форме открытых данных.
Регламентирована процедура направления органами утвержденных перечней и изменений
в них в Казначейство. Перечни передаются через указанную информационную систему
в день их утверждения. При этом используется усиленная квалифицированная
электронная подпись.
О дополнительном условии исполнения контрактов на поставки вещевого
имущества
30 декабря 2014 г. глава Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение
Правительства РФ № 2785-р, направленное на расширение выпуска высококачественных
камвольных тканей отечественного производства.
В соответствии со ст. 111 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе
в целях создания для России дополнительных технологических и экономических преимуществ
определить особенности проведения конкретной закупки, в т. ч. дополнительные
условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
В соответствии с распоряжением федеральные органы исполнительной власти на
этапе подготовки к проведению закупок в целях поставок вещевого имущества должны
вносить проекты актов Правительства, устанавливающих в качестве дополнительного
условия исполнения госконтрактов обязанность исполнителей закупать камвольные
ткани для производства форменной одежды у общества с ограниченной ответственностью
«Брянский камвольный комбинат».
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.7
6 Госзаказ в вопросах и ответах
№ 3-2015
На сайте Минфина России опубликованы методические рекомендации по осуществлению
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита являются приложением к письму Минфина России
от 19.01.2015 № 02-11-05/932.
Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения ст. 160.2-1 БК РФ.
В соответствии с положениями ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета,
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита
бюджета наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита.
Также данное письмо содержит следующие приложения с примерными формами и рекомендациями
по заполнению:
• рекомендации по заполнению перечня операций (действий по формированию документов,
необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
• перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения
внутренней бюджетной процедуры);
• примерная форма анализа бюджетного риска;
• примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур, необходимых для
формирования карты внутреннего финансового контроля;
• рекомендации по заполнению карты внутреннего финансового контроля;
• карта внутреннего финансового контроля;
• примерный перечень тем и вопросов проверок, осуществляемых в ходе ведомственного
финансового контроля;
• рекомендации по заполнению журнала учета результатов внутреннего финансового
контроля;
• журнал учета результатов внутреннего финансового контроля;
• рекомендации по заполнению отчета о результатах внутреннего финансового контроля;
•
отчет о результатах внутреннего финансового контроля;
• примерная форма плана внутреннего финансового аудита;
• программа аудита;
• акт по результатам аудиторской проверки;
• отчет о результатах проверки.
О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы
в сфере закупок
Опубликовано постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 «О порядке
и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок».
Постановлением установлено, что единая информационная системе в сфере закупок
состоит из подсистем (компонентов, модулей).
В рамках постановления Федеральному казначейству необходимо:
• создать межведомственную комиссию для приемки работ (их результатов) по созданию
ЕИС;
• обеспечить ввод ЕИС в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г.
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.8
Нормативные документы
Обзор основных изменений, предусмотренных Федеральным законом от
31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд”» (далее – Закон № 498-ФЗ)
1. Восполнен пробел в законодательстве, касающийся закупок, проводимых бюджетными,
автономными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными
предприятиями в форме капитальных вложений в объекты государственной,
муниципальной собственности в части распространения на них при осуществлении
ими таких закупок, положений Закона о КС, регулирующих мониторинг закупок, аудит
в сфере закупок и контроль в сфере закупок (уточнена ч. 4 ст. 15 Закона о КС).
2. Уточнено, что государственные органы, органы управления государственными
внебюджетными фондами, органы местного самоуправления или Государственная корпорация
по атомной энергии «Росатом», являющиеся государственными или муниципальными
заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального
строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на
приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную
собственность передают свои полномочия на безвозмездной основе на основании соглашений
государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям,
автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям
только в соответствии с БК РФ (уточнена ч. 6 ст. 15 Закона о КС).
3. Уточнено понятие «нормирование в сфере закупок», а также что Правительство
РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные
администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают
правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно
федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, в том числе
правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами
управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами,
соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным
органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам
товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных
затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления
государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно
территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)
(ст. 19 Закона о КС).
4. Заказчики могут предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней)
и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)
(ст. 34 Закона о КС дополнена ч. 6.1).
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.9