Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Рассуждение

0   0
Первый авторБелинский Виссарион Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID2610
АннотацияПервое дошедшее до нас произведение Белинского
Кому рекомендованоХудожественные произведения
Белинский, В.Г. Рассуждение : Статья / В.Г. Белинский .— : [Б.и.], 1829 .— 3 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/2610 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Художественные произведения Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1953 OCR Бычков М.Н. <...> П. Л. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей. <...> 1 Рассматривая человека со стороны нравственной, мы видим, что он родится не разумным, но только способным быть разумным, и чтоб быть таковым, ему нужен продолжительный опыт. <...> По свойству своей бессмертной души он одарен способностями, по сложению своего тела он имеет страсти. <...> Способности человека от обстоятельств могут или развертываться усовершенствовываться, или заглушаться и тупеть. <...> Страсти человека делятся на благородные и низкие. <...> Первые из них, направленные к доброй цели, управляемые рассудком, делают человека благороднейшим и отличнейшим от существ обыкновенных,2 коим не известны чувствования душ возвышенных. <...> Они служат ему побуждением и орудием к произведению великих действий. <...> Впрочем, и самые благородные страсти ежели они имеют ложное направление, если кипящее их стремление не обуздывается силою рассудка,-- суть не что иное, как фанатизм, и следствия их так же вредны, так же пагубны, [как] и следствия3 страстей низких. <...> Младенец -сей новый житель мира -- ни о чем не имеет понятия: он выходит из рук природы совершенно ничего не знающим, не имеющим4 идей я едва чувствующим собственное свое бытие, в то только со стороны физической. <...> Чтобы сделаться существом разумным, он должен вполне удовлетворять этой сильной страсти любопытства, этой неутомимой жажде познаний, которые вложены в него самою природою; должен изощрять, образовывать свой способности. <...> Посему от хода обстоятельств человек может умом своим или уподобиться ангелам я возвышаться мыслями, подобно орлу быстропарящему,-- или быть подобным бессловесным животным в пресмыкаться в прахе, подобно червю презренному. <...> Человек, чтобы достигнуть возможного совершенства должен5 просветить свою душу науками и возвысить оную теми благородными, возвышенными впечатлениями, которые доставляются изящными <...>
Рассуждение.pdf
В. Г. Белинский Рассуждение В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том первый Статьи и рецензии 1829-1835. Художественные произведения Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1953 OCR Бычков М.Н. 1. РАССУЖДЕНИЕ П. Л. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей.1 Рассматривая человека со стороны нравственной, мы видим, что он родится не разумным, но только способным быть разумным, и чтоб быть таковым, ему нужен продолжительный опыт. По свойству своей бессмертной души он одарен способностями, по сложению своего тела он имеет страсти. Способности человека от обстоятельств могут или развертываться усовершенствовываться, или заглушаться и тупеть. Страсти человека делятся на благородные и низкие. Первые из них, направленные к доброй цели, управляемые рассудком, делают человека благороднейшим и отличнейшим от существ обыкновенных,2 коим не известны чувствования душ возвышенных. Они служат ему побуждением и орудием к произведению великих действий. Впрочем, и самые благородные страсти ежели они имеют ложное направление, если кипящее их стремление не обуздывается силою рассудка,-- суть не что иное, как фанатизм, и следствия их так же вредны, так же пагубны, [как] и следствия3 страстей низких. Мы выше сказали, что человек имеет только способность и средства быть разумным. Младенец -сей новый житель мира -- ни о чем не имеет понятия: он выходит из рук природы совершенно ничего не знающим, не имеющим4 идей я едва чувствующим собственное свое бытие, в то только со стороны физической. Чтобы сделаться существом разумным, он должен вполне удовлетворять этой сильной страсти любопытства, этой неутомимой жажде познаний, которые вложены в него самою природою; должен изощрять, образовывать свой способности. Посему от хода обстоятельств человек может умом своим или уподобиться ангелам я возвышаться мыслями, подобно орлу быстропарящему,-- или быть подобным бессловесным животным в пресмыкаться в прахе, подобно червю презренному. Человек, чтобы достигнуть возможного совершенства должен5 просветить свою душу науками и возвысить оную теми благородными, возвышенными впечатлениями, которые доставляются изящными искусствами. Чтобы дать страстям доброе направление, образовать сердце, просветить ум, нужно хорошее воспитание.6 Впрочем, человеку для достижения возможного совершенства сего еще мало: он должен знать7 свои отношения к ближним, различные обязанности в рассуждении оных. Он должен знать общие обычаи своего отечества и частные условия общества, среди которого находится. Кто живет в оном, кто имеет с людьми сношения, в груди кого горит чистое, святое пламя любви к подобным себе, тот и сам желает, чтобы его любили. Часто случается, что и самый просвещенный и даже добродетельный человек, но не знающий сих условий света, не имеющий сей утонченности в обращении, которые отличают человека истинно воспитанного от других, при всей своей любви к людям нередко отвращает их от себя; часто самые добрые его поступки принимаются за худые и желание сделать добро за намерение причинить зло. Всё это может произойти от недостатка воспитания. Впрочем, под словом: воспитание я разумею не одно пустое знание светских приличий; нет: просвещение ума, образование сердца и соединенная с оными утонченность обращения -- вот что составляет истинно доброе воспитание. Отнимите хотя одно из этих трех условий его,8 и здание оного разрушится. Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных, ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить9 к опасному, хотя и весьма непродолжительному пути по трудной дороге жизни. Но стократ счастливее, если они, чувствуя пользу доброго воспитания, своим стремлением к усовершенствованию, своею ревностию приближиться к предположенной цели, облегчают труды своих наставников. Какие неоцененные блага доставляет
Стр.1