Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» И. А. Пузырева ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (танец в драматическом театре) Учебное пособие Кемерово 2012 1 УДК 792.2 ББК 85.334я73 П88 Научный редактор кандидат искусствоведения, доцент Г. А. Жерновая Рецензенты: директор и художественный руководитель ГАУК «Кемеровский областной ордена “Знак почета” театр драмы им. <...> П88 Пластическое воспитание (танец в драматическом театре) [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / И. А. Пузырева; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. <...> УДК 792.2 ББК 85.334я73 ISBN 978-5-8154-0236-2 © Пузырева И. А., 2012 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012 2 ВВЕДЕНИЕ Процесс воспитания артиста драматического театра неразрывно связан со многими видами искусства: изобразительным, музыкальным и хореографическим. <...> Учебное пособие «Пластическое воспитание (танец в драматическом театре)» – это учебное издание, целью написания которого является организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины, представление будущему актеру огромных возможностей хореографического искусства для помощи при создании и выражении художественного образа, его пластического наполнения. <...> Изучение теоретических основ данного курса дает возможность наиболее полного освоения будущими актерами пластических характеристик различных эпох и национальностей, а также их социально-бытовой характеристики и национальных особенностей, выраженных в образной хореографической сущности национальных, историко-бытовых и современных танцев. <...> Первая глава данного учебного пособия посвящена рассмотрению вопросов теоретического обоснования бытования и взаимодействия хореографии и драматического театра, сущности драмы и танца, понятия «пластического» и «хореографического» в драме, что позволит студентам специальности <...>
Пластическое_воспитание_(танец_в_драматическом_театре)_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
И. А. Пузырева
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
(танец в драматическом театре)
Учебное пособие
Кемерово 2012
1
Стр.1
УДК 792.2
ББК 85.334я73
П88
Научный редактор
кандидат искусствоведения, доцент Г. А. Жерновая
Рецензенты:
директор и художественный руководитель
ГАУК «Кемеровский областной ордена “Знак почета” театр драмы
им. А. В. Луначарского»,
заслуженный работник культуры РФ А. А. Разуков;
доцент кафедры народного танца
Кемеровского государственного университета культуры и искусств,
кандидат культурологии Н. В. Петроченко;
профессор кафедры театрального искусства
Кемеровского государственного университета культуры и искусств,
кандидат культурологи Т. А. Григорьянц
Утверждено на заседании кафедры театрального искусства
07.12.2010 г., протокол № 8.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института театра
24.05.2011 г., протокол № 3.
Пузырева, И. А.
П88
Пластическое воспитание (танец в драматическом театре) [Текст]:
учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / И. А. Пузырева;
Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: Кемеров.
гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 82 с.
ISBN 978-5-8154-0236-2.
В работе изложены теоретические аспекты взаимодействия хореографии и
драматического театра. Издание рекомендуется как учебное пособие по теоретической
части курса «Пластическое воспитание (танец)» для студентов специальности
«Актерское искусство», квалификации «Артист драматического театра и кино»,
а также для художественных руководителей любительских театральных коллективов,
режиссеров, участников театральных школ-студий, преподавателей театральных
дисциплин в школах искусств.
УДК 792.2
ББК 85.334я73
ISBN 978-5-8154-0236-2
© Пузырева И. А., 2012
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Хореография и драматический театр: взаимодействие
и теоретические обоснования бытования
1.1. Сущность драмы……………………………………………………………5
1.2. Сущность танца…………………………………………………………….7
1.3. Основные выразительные средства драматического театра…………….9
1.3.1. Понятие «пластического». Пластическое в драме…………………..9
1.3.2. Понятие «хореографического». Хореографическое в драме………. 11
1.3.3. Танец в драматическом спектакле……………………………………12
1.3.3.1. Основные случаи применения…………………………………….12
1.3.3.2. Значение танца в спектакле……………………………………..13
1.3.3.3. Работа режиссера с хореографом………………………………14
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….16
Литература. Глава 1…………………………………………………………..... 16
Глава 2. Место хореографии в перспективе исторического развития
западноевропейского драматического театра
2.1. Танец в античном театре………………………………………………..… 18
2.1.1. Древнегреческий театр. Виды танцев в драме……………………… 18
2.1.1.1. Эммелия……………………………………………………………20
2.1.1.2. Кордак…………………………………………………………….. 22
2.1.1.3. Сиккинида………………………………………………………….24
2.1.1.4. Лирические танцы……………………………………………….. 25
2.1.2. Древнеримский театр……………………………………………….…26
2.2. Танец в театре Средневековья……………………………………………. 27
2.2.1. Жонглеры………………………………………………………………27
2.2.2. Религиозные драматические представления с танцами……………. 29
80
Стр.80
2.3. Танец в театре Возрождения………………………………………………30
2.3.1. Мореска и морескьеры……………………………………………...…30
2.3.2. Пасторальные танцы…………………………………………………..33
2.3.3. Танец в испанской драме Возрождения……………………………...…34
2.3.3.1. Драмы Сервантеса………………………………………………...34
2.3.3.2. Драмы Лопе де Вега………………………………………………35
2.3.4. Commedia dell arte…………………………………………………….. 37
2.4. Танец в классическом театре (XVII–ХIХ век)……………………………38
2.4.1. Комедии-балеты Мольера……………………………………………. 38
2.4.2. Танец в театре эпохи Просвещения (XVIII век)……………………..43
2.4.3. Танец в театре XIX века…………………………………….…………44
Вопросы для самоконтроля……………………………………………….……46
Литература. Глава 2…………………………………………………………..... 46
Глава 3. Место хореографии в перспективе исторического развития
русского драматического театра
3.1. Хоровод как источник зарождения русского драматического театра…. 49
3.2. Танец в народном театре………………………………………………..… 52
3.3. Танец русских скоморохов………………………………………………...53
3.4. Танец в русском драматическом театре XVII века………………………55
3.4.1. Религиозные театрализованные действа……………………………. 55
3.4.2. Танец в спектаклях «Потешной палаты»…………………………….56
3.4.3. Танец в спектаклях первого русского профессионального театра…57
3.5. Танец в русском драматическом театре XVIII века………………….…..59
3.6. Танец в русском драматическом театре XIX века………………………. 62
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….64
Литература. Глава 3…………………………………………………………..... 64
Заключение………………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………………….. 68
Глоссарий……………………………………………………………………..... 72
81
Стр.81