Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филолологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе (СУНЦ УрФУ)
Н. А. Воробьева — кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Локоткова — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
И. Б. Ворожцова — доктор педагогических наук, профессор (УдГУ, Ижевск)
Б. Ф. Егоров — доктор филологических наук, профессор (СПбИИ РАН, г. Санкт-Петербург)
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва)
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США)
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г. С. Меркин — доктор педагогических наук, профессор (СмолГУ, Россия)
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша)
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Е. А. Рябухина — доктор педагогических наук, профессор (ПГГПУ, г. Пермь)
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
(Институт развития образования Удмуртской республики)
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
Т. А. Сутырина — доктор педагогических наук, профессор (УИСО — филиал РГСУ, г. Екатеринбург)
Н. П. Терентьева — доктор педагогических наук, профессор (ЧГПУ, г. Челябинск)
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016
© Филологический класс, 2016
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 4(46)/2016
ПУШКИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В СЛОВАКИИ
Димитров Л. О чем (не)писал Пушкин в «Борисе Годунове»..................................... 7
Верина У. Ю. Дуэль и смерть Пушкина в русской поэзии ХХ века ……………… 12
Бекасова Е. Н. Музей одного романа
(К 180-летию «Капитанской дочки» А. С. Пушкина)………………………………... 21
Барковская Н. В., Громинова А. Образ родной земли
в современной поэзии Словакии и Урала…………………………………………….. 27
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Ворожцова И. Б. О мотивации в практике обучения иностранным языкам ………. 36
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Ложкова Т. А. Урок «самостоянья человека»:
диалектика характера и обстоятельств
в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»…………………..................................... 42
Алексеева М. А. Приемы выявления авторской позиции
при изучении романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»………………………… 49
ИДЕТ УРОК
Моисеев А. А. Методический проект урока по современной прозе
в среднем звене: рассказ А. Етоева «Куда впадает речка Морковка»……………… 58
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XX–XXI ВЕКОВ
Дырдин А. А. Хронотоп воды / реки в раннем творчестве А. Платонова ………….. 62
Лобин А. М. «Романы о Древней Руси» Б. Л. Васильева
как новый виток эволюции исторической прозы на рубеже ХХ–XXI вв…………... 69
Хорохордина О. В. Дискурсивные приемы импликации
инструктивных компонентов в жанре антиутопии…………………………………... 74
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Кудреватых А. Н. «Фрол Силин, благодетельный человек» Н. М. Карамзина:
проблема жанрового своеобразия………...................................................................... 80
Скрипова О. А. «Всадник-конь» в книге стихов М. Цветаевой «Ремесло»………… 85
ШЕКСПИРОВСКИЙ ГОД
Доценко Е. Г. Завершая год Шекспира:
шекспировские сценарии Тома Стоппарда………………………………………….... 89
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Барковская Н. В., Багдасарян О. Ю. «Веселое имя: Пушкин»:
Фестиваль в Словакии…………………………………………………………………. 94
Зверева Т. В. Видимое и невидимое: еще раз об оптике И. Бродского
(рец. на кн.: Автухович Т. «”Шаг в сторону от собственного тела...”.
Экфрасисы Иосифа Бродского». — Siedlce, 2016. — Т. Х. — 268 s.)………………. 97
Стр.3
PHILOLOGICAL CLASS, № 4(46)/2016
«THE CHEERFUL NAME: PUSHKIN»: FESTIVAL IN SLOVAKIA
Dimitrov L. What Pushkin did (not) write about in «Boris Godunov».............................. 7
Verina U. Ju. Duel and death of Pushkin in Russian poetry of XXth century…………... 12
Bekasova E. N. One Novel Museum
(180th anniversary of «The Captain’s Daughter» by A. S. Pushkin)……………………. 21
Barkovskaya N. V., Grominová A. The image of Motherland
in modern Slovak and Urals poetry……………………………………………………… 27
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Vorozhtsova I. B. Motivation in Foreign Languages Teaching Practice………………… 36
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Lozhkova T. A. A lesson of «Human Self-Dependence»:
the dialectic of the nature and circumstances
in the novel «Eugene Onegin» by Alexander Pushkin…………………........................... 42
Alekseeva M. A. Methods of finding out author’s position
in the novel «Captain’s Daughter» by A. Pushkin………………………………………. 49
A LESSON IN PROGRESS
Moiseev A. A. Methodological project of modern prose lesson in secondary school:
a story by A. Etoev «Where Does the Carrot River Flow»……………………………… 58
THE TRAJECTORIES
OF LITERARY PROCESS OF XX–XXI CENTURY
Dyrdin A. A. Water/River chronotope in early works of A. Platonov…………………… 62
Lobin A. M. B. L. Vassiljev’s «Ancient Russia Novels» as a new cycle
in the evolution of historical prose at the turn of the millennium…………...................... 69
Khorokhordina O. V. Discoursive means of implication
of instructive components within the anti-utopia genre.………………………………… 74
REREADING WORLD CLASSICAL LITERATURE
Kudrevatykh A. N. «Frol Silin, Beneficent Man» by N. M. Karamzin:
the problem of genre identity……...………...................................................................... 80
Skripova O. A. «Rider-horse» in M. Tsvetaeva’s book of verse «Remeslo»….………… 85
YEAR OF SHAKESPEARE
Dotsenko E. G. Сoncluding the year of Shakespeare:
«Shakespeare’s» screenplays by Tom Stoppard………………………………………… 89
REVIEWS
Barkovskaya N. V., Bagdasaryan O. Yu. «The Cheerful Name: Pushkin»:
Festival in Slovakia…...…………………………………………………………………. 94
Zvereva T. V. Visible and invisible: once again about J. Brodsky’s optics
(Avtuhovich T. «“The step aside from own body…"
J. Brodsky’s Ekfrasisy». — Siedlce, 2016. — T. X. — 268 s.)…………………………. 97
Стр.5