ББК Ш33(2Рос=Рус)6-8,43 А. А. Дырдин Ульяновск, Россия ХРОНОТОП ВОДЫ/РЕКИ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А. <...> В статье на материале творчества А. П. Платонова начала 1920-х годов рассмотрены проблемы философии пространства, связанные с центральной для идейно-эстетической системы писателя идеей странничества. <...> Прослеживается, как выражается в тексте хронотоп реки/воды, как связанные с водной стихией смыслы реконструируются через бытование в сознании героя, а пространственные образы выступают субстанциями его внутренней жизни. <...> Доказывается, что писателя интересует не столько внешняя сторона событий, сколько исторические сдвиги, которые происходят в мировоззрении героев, что в центре его внимания национальный характер, свободная личность, существование которой вносит в жизнь свою форму и свое содержание. <...> В статье демонстрируется, что в сюжетах прозы и поэзии Платонова доминируют пространственные начала. <...> Вода здесь выступила в качестве метафоры времени. <...> Ощущение неприкаянности, неустроенности в мире заставляет его быть в движении, искать в пространстве предметы и явления, связанные с экзистенцией человека. <...> Вовлекая их в непрерывное движение, протагонист обращен к первоосновам жизни. <...> У Платонова таким началом земного бытия — «веществом существования», поддерживающим равновесие между организмом и природной средой, — является вода. <...> Dyrdin Ulyanovsk, Russia WATER/RIVER CHRONOTOPE IN EARLY WORKS OF A. <...> Platonov’s works of the early 1920s the problems of space philosophy related to the pilgrimage idea that is central for ideological and aesthetic writer system are considered in the article. <...> An image symbol of river/water is involved in the individual world building and expresses the main ideas of Platonov’s work. <...> Reading Platonov’s works, we imagine the space in which the person is given in two dimensions — real and imagined. <...> «Платонов1 хотел дать воду человеку и земле» [Шкловский 1984: 183], — скажет Виктор Шкловский в своих заметках «Об Андрее Платонове», метафорически обозначая путь к познанию родины и жизненную цель писателя. <...> В начале 1920-х годов молодой <...>