Предмет статьи — приемы выявления авторской позиции в классическом тексте. <...> В статье дается краткий обзор методических концепций изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школе и предлагается система приемов выявления авторской позиции в произведении на этапах восприятия, анализа и интерпретации текста на уроке литературы, построенном как учебный диалог. <...> Общая логика работы с текстом произведения предполагает работу с системой персонажей, ключевыми эпизодами и повторяющимися мотивами в романе. <...> Особенность предложенной концепции изучения произведения заключается в том, что она строится на основе индивидуального запроса ученической аудитории, что позволяет обеспечить активную деятельность обучающихся на уроке, уточнить и углубить понимание текста и создать условия для рефлексии в ходе работы над сочинением по роману. <...> Предложенная система организации учебных занятий дает возможность избежать иллюзорного знания и понимания текста классического произведения современным школьником. <...> Ключевые слова: авторская позиция, учебные диалоги, анализ литературного произведения, русская литература, исторические романы, методика литературы в школе, литературные герои, система персонажей, литературные мотивы. <...> Так, например, она отметила, что традиция изучения романа как произведения о становлении характера героя восходит к В. Я. Стоюнину, а традиция осмысления «Капитанской дочки» как художественного воссоздания исторических событий — к В. В. Водовозову [Беньковская 2003:154– 155]. <...> В современной практике изучения романа А. С. Пушкина наиболее востребованными можно считать концепции В. Г. Маранцмана, Г. И. Беленького, Г. С. Меркина, Т. В. Рыжковой и И. Н. Гуйс (УМК под редакцией И. Н. Сухих). <...> Методически и научно выверенная концепция В. Г. Маранцмана предполагает изучение романа «Капитанская дочка» в контексте размышлений о личности, судьбе и истории. <...> В. Г. Маранцман выстраивает систему вопросов <...>