Московского университета Вестник Серия 7 ФИЛОСОФИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Философия науки Лебедев С.А. <...> Проблема биомедицинского экспериментирования на животных в современной западной философии. <...> О роли архетипических образов в мифологии нацизма. <...> Дуализм права как основа общественного идеала в мировоззрении русских мыслителей (конец ХIХ — начало ХХ в.) <...> Lev Shestov and history of psychoanalysis . <...> Derrida and Gadamer: the problem of dialog . <...> 3 объективная реальность в принципе прозрачно для сознания и познаваемо им с помощью либо мышления, либо чувств, либо того и другого вместе взятых. <...> Согласно основоположникам атомистической картины мира Левкиппу и Демокриту, в мире нет ничего, кроме разнообразных атомов (мельчайших, неделимых далее частиц материи) и пустоты как условия их движения. <...> Основоположниками идеалистической картины мира были Парменид и Платон. <...> Используя этот закон, Эддингтон сформулировал критерий, определяющий направление времени во Вселенной: стрела времени есть свойство энтропии и только ее одной. <...> Больцман — один из основоположников статистической физики — попытался снять этот парадокс, предположив, что наш мир — это не более чем гигантская флуктуация в необъятной Вселенной, которая в целом уже давно мертва. <...> Столь резкое расхождение теории с экспериментом получило название «ультрафиолетовой катастрофы». <...> На ее в целом ясном небосводе осталось всего лишь два облачка: неудача опыта Майкельсона — Морли и «ультрафиолетовая катастрофа». <...> Картина мира неклассической науки Сначала была решена проблема «ультрафиолетовой катастрофы». <...> Переход к квантово-механической картине мира позволил снять противоречия, возникшие в связи с «ультрафиолетовой катастрофой». <...> Каковы же базовые принципы нелинейного образа мира? <...> Используя эти принципы, перечислим основные отличительные свойства мира, подчиняющегося нелинейным закономерностям. <...> Принципиальная отличительная особенность развития нелинейных <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№3_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Философия науки
Лебедев С.А. Научная картина мира в ее развитии . . . . . . . . . . . 3
История русской философии
Ворожихина К.В. Лев Шестов и история психоанализа . . . . . . .28
Филососфские проблемы естествознания
Кухтина У.М. Проблема биомедицинского экспериментирования
на животных в современной западной философии. . . . . . . . .39
Философские проблемы герменевтики
Малкина С.М. Деррида и Гадамер: проблема диалога . . . . . . . . .51
Этика
Прокофьев А.В. Социальная справедливость и окружающая среда . .64
Пороховская Т.И. Прикладная этика . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Философия политики
Рязанова С.В. О роли архетипических образов в мифологии
нацизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Денильханов А.Х. Дуализм права как основа общественного
идеала в мировоззрении русских мыслителей (конец ХIХ — начало
ХХ в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Научная жизнь
Mediated action: между разумом и культурой: интервью с профессором
Джеймсом Вёрчем) (запись беседы, примечания А.С. Чикишевой,
расшифровка и перевод Е.Ю. Трушкиной). . . . . . . . . 114
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2012 • МАЙ — ИЮНЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
Philosophy of Science
Lebedev S.A. Scientific picture of the world in its development. .
.
.
.
.
. 3
History of Russian Philosophy
Vorozhihina K.V. Lev Shestov and history of psychoanalysis . . . . . . .28
Philosophical Problems of Natural Science
Kukhtina U.M. Problems of biomedical animal experimentation in
the contemporary Western philosophy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Philosophical Problems of Hermeneutics
Malkina S.M. Derrida and Gadamer: the problem of dialog . . . . . . . .51
Ethics
Prokofyev A.V. Social justice and environment .
Porokhov skay a T.I. Applied ethics .
.
Philosophy of politics
Ryazanov a S.V. On the role of archetypal images in mythology of
Nazism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Denilkhanov A.Kh. Dualism of the law as a base of public ideal
in Russian thinkers’ world-view (the end of XIX century — the
beginning of XX century) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Scientific life
Mediated action: between mind and culture: interview with professor
James Wertsch (record of conversation, notes of A.S. Chikisheva,
transcript and translation by E.Yu. Trushkina) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 114
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.64
.79
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2012. № 3
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
С.А. Лебедев*
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ РАЗВИТИИ**
Цель статьи — рассмотреть качественные изменения содержания научной
картины мира в ходе исторического развития науки на примере
эволюции физической картины мира; описать и сравнить основные характеристики
общенаучной картины мира античной, средневековой,
классической, неклассической и постнеклассической науки.
Ключевые слова: научная картина мира, физическая картина мира,
культурно-исторический тип науки.
S.A. L e b e d e v. Scientific picture of the world in its development
The article aims at demonstrating the qualitative changes of the content of
scientific in the course of historical development of science by example of
evolution of physical picture of the world; describing and comparing the main
features of general scientific picture of the world of ancient, mediaeval, classical,
non-classical and postnonclassical.
Key words: scientific picture of the world, physical picture of the world,
cultural-historical type of science.
Картина мира — это результат определенной установки сознания
по отношению к бытию, а именно взгляд на него как на некую
внешнюю и противостоящую сознанию тотальную реальность. Эта
реальность наделяется следующими свойствами: 1) она существует
вне и независимо от сознания как отдельного человека, так и всех
людей вместе взятых; это означает, в частности, что сознание и
бытие отделяются друг от друга в пространственном смысле и каждое
из них наделяется самостоятельным существованием; 2) бытие
как мир — это самодостаточная реальность, которая функционирует,
изменяется и, возможно, развивается по своим собственным,
внутренне присущим ей законам; это означает, что мир как реальность
— это самоуправляемая тотальность, не нуждающаяся в каком-либо
или чьем-либо внешнем управлении (например, во вмешательстве
богов в ход ее функционирования); 3) бытие как
∗ Лебедев Сергей Александрович — доктор философских наук, профессор, профессор
кафедры философии ИППК МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: 8 (495)
939-34-43; e-mail: saleb@rambler.ru
∗∗ При реконструкции развития физической картины мира частично использовались
идеи, изложенные в нашей совместной с Л.В. Лесковым статье [Концепции
современного естествознания, 2007].
3
Стр.3