Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №3 2012

Научная картина мира в ее развитии (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев
Страниц25
ID378153
АннотацияРассмотрены качественные изменения содержания научной картины мира в ходе исторического развития науки на примере эволюции физической картины мира, описаны основные характеристики общенаучной картины мира античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки.
УДК1
Лебедев, С.А. Научная картина мира в ее развитии / С.А. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2012 .— №3 .— С. 3-27 .— URL: https://rucont.ru/efd/378153 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лебедев* НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ РАЗВИТИИ** Цель статьи — рассмотреть качественные изменения содержания научной картины мира в ходе исторического развития науки на примере эволюции физической картины мира; описать и сравнить основные характеристики общенаучной картины мира античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки. <...> Ключевые слова: научная картина мира, физическая картина мира, культурно-исторический тип науки. <...> Картина мира — это результат определенной установки сознания по отношению к бытию, а именно взгляд на него как на некую внешнюю и противостоящую сознанию тотальную реальность. <...> Эта реальность наделяется следующими свойствами: 1) она существует вне и независимо от сознания как отдельного человека, так и всех людей вместе взятых; это означает, в частности, что сознание и бытие отделяются друг от друга в пространственном смысле и каждое из них наделяется самостоятельным существованием; 2) бытие как мир — это самодостаточная реальность, которая функционирует, изменяется и, возможно, развивается по своим собственным, внутренне присущим ей законам; это означает, что мир как реальность — это самоуправляемая тотальность, не нуждающаяся в каком-либо или чьем-либо внешнем управлении (например, во вмешательстве богов в ход ее функционирования); 3) бытие как ∗ Лебедев Сергей Александрович — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ИППК МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> 3 объективная реальность в принципе прозрачно для сознания и познаваемо им с помощью либо мышления, либо чувств, либо того и другого вместе взятых. <...> Таким образом, бытие как мир — это представление о бытии как о реальности, которая: а) объективна; б) самодостаточна; в) познаваема сознанием в принципе, то ли в качестве продукта (конструкта) самого сознания, то ли путем постулирования предустановленной гармонии между сознанием и миром как двумя ипостасями бытия, в принципе <...>