Лебедев* НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ЕЕ РАЗВИТИИ** Цель статьи — рассмотреть качественные изменения содержания научной картины мира в ходе исторического развития науки на примере эволюции физической картины мира; описать и сравнить основные характеристики общенаучной картины мира античной, средневековой, классической, неклассической и постнеклассической науки. <...> Ключевые слова: научная картина мира, физическая картина мира, культурно-исторический тип науки. <...> Картина мира — это результат определенной установки сознания по отношению к бытию, а именно взгляд на него как на некую внешнюю и противостоящую сознанию тотальную реальность. <...> Эта реальность наделяется следующими свойствами: 1) она существует вне и независимо от сознания как отдельного человека, так и всех людей вместе взятых; это означает, в частности, что сознание и бытие отделяются друг от друга в пространственном смысле и каждое из них наделяется самостоятельным существованием; 2) бытие как мир — это самодостаточная реальность, которая функционирует, изменяется и, возможно, развивается по своим собственным, внутренне присущим ей законам; это означает, что мир как реальность — это самоуправляемая тотальность, не нуждающаяся в каком-либо или чьем-либо внешнем управлении (например, во вмешательстве богов в ход ее функционирования); 3) бытие как ∗ Лебедев Сергей Александрович — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии ИППК МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> 3 объективная реальность в принципе прозрачно для сознания и познаваемо им с помощью либо мышления, либо чувств, либо того и другого вместе взятых. <...> Таким образом, бытие как мир — это представление о бытии как о реальности, которая: а) объективна; б) самодостаточна; в) познаваема сознанием в принципе, то ли в качестве продукта (конструкта) самого сознания, то ли путем постулирования предустановленной гармонии между сознанием и миром как двумя ипостасями бытия, в принципе <...>