Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия №4 2011 (120,00 руб.)

0   0
Страниц108
ID294478
АннотацияЖурнал является периодическим научным изданием, старейшим из издаваемых в настоящее время в России философских журналов. В журнале публикуются статьи по различным направлениям философской науки, информация о конференциях и критические рецензии
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2011 .— №4 .— 108 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/294478 (дата обращения: 25.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Трансцендентальная дедукция "главных родов" в "Софисте" Платона / Семенов (60,00 руб.)
Экзотическое Я: самопознание после Маркса, Ницше и Фрейда / Гоноцкая (60,00 руб.)
Бесконечная ответственность как основа социальности в философии Э. Левинаса / Кострова (60,00 руб.)
Джон Серл и "трудная проблема сознания" / Белянин (60,00 руб.)
Структура эсхатологической парадигмы "Тибетской книги мертвых" / Гранин (60,00 руб.)
Социально-юридическая система как объект философского исследования / Пономарёв (60,00 руб.)
Детерминированный хаос - параметр порядка культуры будущего (бивалентность кризиса) / Зекрист (60,00 руб.)
О презентации книги В. В. Соколова "Философия как история философии" / Рута (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бесконечная ответственность как основа социальной философии Э. <...> О презентации книги В.В. Соколова « Философия как история философии» . <...> Семенов* ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДЕДУКЦИЯ ГЛАВНЫХ РОДОВ» В «СОФИСТЕ» ПЛАТОНА В статье рассматривается обоснование пяти «главнейших родов» в «Софисте» Платона. <...> Ключевые слова: трансцендентальная дедукция, «главнейшие роды», функциональные отношения родов и идей. <...> Трансцендентальная дедукция пяти главных родов (μέγιστα γένη), которые Платон называет также ε‡δη, разворачивается в «Софисте» — в рамках общего доказательства возможности небытия — планомерно и систематически, преследуя при этом чрезвычайно важные для платонизма цели. <...> Но если мы вдумчиво рассмотрим ситуацию, например, с творением произведений в жизни и искусстве, то без труда обнаружим нечто не существующее в подлинности: отображение (ε‡δωλον) — в воде ли, в зеркале, в виде статуи или картины — есть «подобие истинного [предмета], такого же рода иное» (τ£ληϑινХν ¢φωμοιωμένον ›τεον τοιου ~τον). <...> Стало быть, отображение, подобие истинной вещи есть ее иное, однако это иное — того же рода, что и сама вещь. <...> Грезера на многозначность понятия «причастность» (“Teilhabe”), которая не позволяет установить «единообразное логическое отношение между идеями вообще и так называемыми главнейшими родами (megista gene)» [ср. <...> № 4 Е.А. Кострова* БЕСКОНЕЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Э. <...> Однако асимметрия в отношении между Я и Другим, реализованная как бесконечная ответственность Я, заставляет усомниться в перспективах построения общества на этих основаниях. <...> Философия диалога видит свое назначение в том, чтобы найти способ изменить принятый в классической философии1 подход к действительности и вернуть значение и ценность человеческому существованию, включив в структуру Я необходимость специфи* Кострова Елизавета Алексеевна — аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультете <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№4_2011.pdf
Московского университета Вестник Серия 7 ФИЛОСОФИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ История зарубежной философии Семенов В.Е. Трансцендентальная дедукция «главных родов» в «Софисте» Платона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Онтология и теория познания Гоноцкая Н.В. Экзотическое Я: самопознание после Маркса, Ницше и Фрейда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Кострова Е.А. Бесконечная ответственность как основа социальной философии Э. Левинаса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Философия сознания Белянин М.Н. Джон Серл и «трудная проблема сознания» . . . . . .38 Религиоведение Гранин Р.С. Структура эсхатологической парадигмы «Тибетской книги мертвых» . . Социальная философия Пономарёв А.М. Социально-юридическая система как объект философского исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Зекрист Р.И. Детерминированный хаос — параметр порядка культуры будущего (бивалентность кризиса) . . . . . . . . . . . . . . .81 Критика и библиография Рута В.Д. О презентации книги В.В. Соколова « Философия как история философии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 4 • 2011 • ИЮЛЬ — АВГУСТ Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS History of Foreign Philosophy Semenov V.E. The transcendental deduction of “greatest genera” in Plato’s “Sophist” . . . . . Kostrov a E.A. Infinite responsibility as a base of sociality in E. Levinas’ philosophy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ontology and Theory of Cognition Gonotskay a N.V. Exotic Self: self-knowledge after Marx, Nietzsche and Freud . . . Philosophy of Consciousness Belyanin M.N. John Serle and the “hard problem of consciousness” . Religious Studies Granin R.S. The structure of the eschatological paradigm of “The Tibetan Book of the Dead”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 Social Philosophy Ponomaryo v A.M. The social and legal system as an object of philosophical research . . Critique and Bibliography Ruta V.D. On presentation of V.V. Sokolov’s book “Philosophy as History of Philosophy”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Zecrist R.I. The deterministic chaos — the parameter of the order of culture of the future (bivalence of crisis) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81 . . . .19 .26 .38 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 © Издательство Московского университета. «Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2011. № 4 ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ В.Е. Семенов* ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДЕДУКЦИЯ ГЛАВНЫХ РОДОВ» В «СОФИСТЕ» ПЛАТОНА В статье рассматривается обоснование пяти «главнейших родов» в «Софисте» Платона. Анализируется сущность, структура, метод и этапы дедукции, а также функции этих важнейших универсалий в метафизике Платона. Ключевые слова: трансцендентальная дедукция, «главнейшие роды», функциональные отношения родов и идей. V.E. Semenov. The transcendental deduction of “greatest genera” in Plato’s “Sophist” The article considers the substantiation of five “greatest genera” in Plato’s “Sophist”, analyzes the essence, structure, method and stages of deduction, and also functions of these major universals in Plato’s metaphysics. Key words: transcendental deduction, “greatest genera”, functional relations of genera and ideas. Обоснование, или дедукция, фундаментальных категорий представляет для каждого философа базовую процедуру самооправдания, фундирования своего учения и подтверждения собственных метафизических намерений и целей. Трансцендентальная дедукция пяти главных родов (μέγιστα γένη), которые Платон называет также ε‡δη, разворачивается в «Софисте» — в рамках общего доказательства возможности небытия — планомерно и систематически, преследуя при этом чрезвычайно важные для платонизма цели. Но прежде всего необходимо сказать, что платоновская трансцендентальная дедукция понимается здесь в кантовском смысле — как «доказательство права и справедливости притязаний» важнейших форм (не путать с категориями Аристотеля!)1 на фундирующую роль в процессе мышления * Семенов Валерий Евгеньевич — кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного университета; e-mail: vesemenov7@mail.ru 1 Ф.М. Корнфорд твердо заявляет, что дескрипция «отношений платоновских идей не может быть дана в терминах Аристотелевой логики», ибо «Платон не был заинтересован в пропозициональных формах; его диалектика исследует реальности (realities), и его концепция этих реальностей радикально отличалась от концепции Аристотеля». В логике Стагирита «чем выше мы поднимаемся в иерархии родов и видов, тем дальше мы уходим от полноценной реальности. Самый высокий в иерархии термин оказывается самым бедным по содержанию и наиболее 3
Стр.3