Белянин* ДЖОН СЕРЛ И «ТРУДНАЯ ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ» В статье сравниваются позиции современных аналитических философов сознания — Джона Серла и Дэвида Чалмерса. <...> Взгляды Серла рассматриваются в контексте «трудной проблемы сознания» Чалмерса. <...> Также ставится вопрос об эволюции Серла из философа языка в философа сознания в конце 1970-х гг. <...> В результате делается вывод, что исторические обстоятельства развития философии Серла не позволили ему всерьез воспринять чалмерсовскую «трудную проблему сознания». <...> John Serle and the “hard problem of consciousness” This article compares the ideas of two prominent contributors to the contemporary analytic philosophy of mind — John Searle and David Chalmers. <...> Searle’s views are examined in the context of the Chalmers’ notion of the “hard problem of consciousness”. <...> The article also poses the question of Searle’s evolutionary transition from philosophy of language to philosophy of consciousness in the late seventies. <...> The author draws a conclusion that the historical background of Searle’s philosophical evolution prevented him from taking Chalmers’ “hard problem of consciousness” seriously. <...> Key words: Searle, Chalmers, analytic philosophy, philosophy of consciousness, hard problem of consciousness, consciousness. <...> «Трудная проблема сознания», под знаком которой развивается новейшая философия сознания, практически не интересна Джону Серлу. <...> Chalmers, 1996], Серл больше не возвращается к этой теме. <...> Они оба принадлежат к единому лагерю философов, признающих субъективное сознание (consciousness) в качестве реального нередуцируемого феномена. <...> Долгие годы Серл боролся за сознание чуть ли не в одиночку, беспощадно критикуя функционалистов, физикалистов, бихевиористов, элиминативистов и вообще всех, кто стремился исключить субъективное сознание из философского анализа. <...> Во всяком случае, теперь точка зрения, например, таких склонных к элиминированию сознания ученых, как Пол и Патриция Черчленды или Дэниел Деннет, уравновешивается позицией многих специалистов, не только признающих реальность сознания <...>