Московского университета Вестник Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА Издательство Московского университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. № 4 • 2011 • ИЮЛЬ — АВГУСТ Выходит один раз в два месяца СОДЕРЖАНИЕ Засурский Я.Н. <...> Междисциплинарные исследования СМИ в России: новый этап . <...> Сознание аудитории СМИ как предмет междисциплинарного исследования: возрождение «грушинского проекта» . <...> Дискурс российских общественно-политических изданий по тематике инвалидности . <...> Мне кажется, что еще более интересным было присуждение премии газете «Ивнинг стандарт» за кампанию в поддержку обез доленных. <...> Конечно, этим материалом газета «Ивнинг стандарт» («Вечернее знамя») продолжает традиции Чарльза Диккенса, который своими романами («Оливер Твист», «Холодный дом» и др.) продемонстрировал всем тяжелую судьбу беднейших слоев английского населения в XIX в. <...> Газета «Ивнинг стандарт» в этом смысле подчеркивает особую роль газет, и даже их ответственность за то, чтобы никто не остался без внимания, чтобы каждый обездоленный получил хотя бы поддержку в газете, и это дало бы ему силы сопротивляться и добиваться улучшения своего положения. <...> Но тем не менее, и сегодня есть обездоленные дети, и в этом смысле газета «Ивнинг стандарт», развернув огромную кампанию, привела к тому, что был создан достаточно большой фонд поддержки обездоленных. <...> № 4 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ В РОССИИ: НОВЫЙ ЭТАП Е.Л. <...> Вартанова, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и экономики СМИ, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: eva@smi.msu.ru ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕДИАСИСТЕМ. <...> Современный этап развития медиасистем и, в частности, ТВ связан с цифровой революцией. <...> Важнейшим процессом, который сегодня активно преображает медиасистемы, без сомнения, становится их «цифровизация» (в некоторых случаях ее называют «дигитализацией»). <...> Становление кабельного сегмента в телеиндустрии, использование спутникового <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_10._Журналистика_№4_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 4 • 2011 • ИЮЛЬ — АВГУСТ
Выходит один раз в два месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Засурский Я.Н. Колонка редактора: Газета в защиту обездоленных .
Междисциплинарные исследования СМИ в России: новый этап
.
.
. 3
Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем.
О необходимости междисциплинарных подходов к изучению
современного ТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Дунас Д.В. К вопросу о классификации теорий СМИ. . . . . . . . . . . .27
Новикова А.А. Методы культурологических исследований в журналистике
(на примере анализа современных телевизионных
программ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Хруль В.М. Сознание аудитории СМИ как предмет междисциплинарного
исследования: возрождение «грушинского проекта» .
.
Ткаченко В.А. Корпоративные связи с общественностью: междисциплинарный
подход .
.
Телевидение и радио
Ершов Ю.М. Пространственная организация телевещания в контексте
регионального развития .
.
Реклама и связи с общественностью
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Социология журналистики
.
.
.
.
.
.
.
Ведется исследование
Тредлер И.Л. Ситуация на медиарынке Австрии в период финансово-экономического
кризиса (2008—2010) . . . . . . . . . . . . . . 144
Хамидов И.И. Рыночная экономика как стимул развития корпоративной
прессы в Республике Таджикистан .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 155
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Демина И.Н. Экономическая журналистика в массовой коммуникации
.
.
Третьякова О.В. Плюсы и минусы медиатизации правовой жизни
общества .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.87
. 101
. 111
Рябова А.А. Дискурс российских общественно-политических изданий
по тематике инвалидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.59
Аникина М.Е. Журналист и социолог: грани сотрудничества и особенности
профессиональной подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . .69
.79
Стр.1
CONTENTS
Zassoursky Ya.N. Editorial: Newspaper to Advocate Miserables . . . . . . . . 3
Inter-Disciplinary Media Studies in Russia: the New Stage
Vartanova E.L. Digital Television and Media Systems’ Transformation.
On the Necessity of Inter-Disciplinary Approaches to Modern TV
Studies. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Dunas D.V. Approaching the Media Theories’ Classifications. . . . . . . . . .27
Novikova A.A. Culturological Methods of Journalism Research. . . . . . . . .42
Khroul V.M. Media Audience Consciousness as an Object of Inter-Disciplinary
Research: Revival of the Grushin Project. .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.59
Anikina M.E. Journalist and Sociologist: Ways of Collaboration and Specifics
of Professional Training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Tkachenko V.A. Corporate Public Relations: Inter-Disciplinary Approach . .79
Television and Radio
Ershov Yu.M. Spatial Organization of Television Broadcasting in the
Context of Regional Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
Advertising and Public Relations
Demina I.N. Economic Journalism in Mass Communication .
Media Sociology
Tretyakova O.V. Advantages and Disadvantages of Mediatization of the
Legal Life .
.
.
.
.
.
.
.
.
Research is Being Carried Out
Tredler I.L. Austrian Media Market during the Financial and the Economic
Crisis of 2008—2010 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Khamidov I.I. Market Economy as a Driver of Development of Corporate
Press in Tajikistan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 111
Ryabova A.A. The Discourse on Disability Topics in Russian General
News Publications . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
.
.
.
.
.
.
.
. 101
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2011. № 4
Я.Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой
зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
КОЛОНКА РЕДАКТОРА:
ГАЗЕТА В ЗАЩИТУ ОБЕЗДОЛЕННЫХ
Только что в газете «Гардиан» был опубликован список премий,
которые получили английские газеты за свою успешную
деятельность в 2010 г. Премии эти были вручены 26 июля
в отеле «Савой» в Лондоне. Были объявлены названия газетлауреатов
премии этого года. Нужно сказать, что среди лауреатов
были представлены все типы газет: и газеты качественные,
серьезные, и газеты бульварные, и газеты специализированные.
Английские журналисты очень внимательно следят за развитием
профессии. Корпоративный дух, интерес к развитию
журналистики поощряет и система премий лучшим изданиям.
В этом году премию «Лучшая газета года» получила газета
«Гардиан», а также она получила наибольшее количество наград
среди других газет. «Гардиан» гордится этими призами.
Призы получили и другие газеты. В частности, как это ни
странно, свой приз получила и газета «Ньюс оф зе уорлд»
(«Новости мира») — та самая газета Мердока, которая закрылась
из-за скандала, связанного с публикацией материалов,
которые были подслушаны по телефонам самых разных лиц.
Это были и солдаты, погибшие в Афганистане, и девочка,
ушедшая из жизни, материалы дневника которой были опубликованы.
Словом, английские журналисты полностью показали
свои возможности проникнуть всюду, где есть интересные
для них материалы, и жюри конкурса на лучшую газету, соответственно,
их наградило.
Что тут необходимо было бы специально отметить? «Гардиан»
была объявлена «Газетой года» и получила премию во
вторник 26 июля за публикацию материалов «Викиликс», которые
были связаны с утечкой телеграмм, посланных американским
посольством. Конечно, это был только повод отметить
газету «Гардиан». На самом деле газета «Гардиан», которая ведет
рубрику, посвященную средствам массовой информации,
является своего рода хранителем лучших традиций английской
прессы. И главный редактор «Гардиан» Алан Расбриджер,
конечно, может гордиться успехами этой газеты. Если говорить
о том новом, что сделала эта газета, то первый и очень
3
Стр.3