Б., Го лын ч и к Е. О. Многополярный мир: от политологии к социальной психологии . <...> Ю., Ше в ч ен ко Ю. С. Особенности изменения индивидуальных решений в ходе групповой дискуссии в виртуальных группах . <...> В центре исследований кафедры находилась проблематика межличностного восприятия как одного из видов социальной перцепции, а в качестве одного из базовых механизмов межличностного восприятия был описан механизм каузальной атрибуции (Андреева, 1979). <...> Первые результаты исследований, развернувшихся на кафедре, были обобщены в коллективной монографии «Межличностное восприятие в группе» (1981). <...> В этой работе были заданы принципы изучения Соловьева Ольга Владимировна — канд. психол. наук, доцент, зам. зав. кафедрой социальной психологии ф-та психологии МГУ по научной работе. <...> E-mail: olga_solovyova@ inbox.ru Стефаненко Татьяна Гавриловна — докт. психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ф-та психологии МГУ. <...> Методологическую основу для разработок кафедры составили теория деятельности А.Н. Леонтьева, а также концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А.В. Петровского, ключевые идеи которой продуктивно развивал А.И. Донцов (1984), позднее заведовавший кафедрой социальной психологии. <...> Новая область исследований кафедры относится к психологии социального познания (Андреева, 1997). <...> Панорама исследований кафедры этого периода отражена в двух номерах журнала «Мир психологии» в рамках тем «Научная проблема: Социальное познание в научном пространстве и научное пространство социального познания» (1999, № 3) и «Психология социального познания, механизмы субъектной реконструкции социальных реалий» (2004, № 3). <...> Своеобразные итоги века в социальной психологии и итоги 30летней научной работы кафедры подведены в учебном пособии «Социальная психология в современном мире» (2002). <...> Наиболее адекватной методологией для разработки проблем социального познания признана методология социального <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№3_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2012 • ЯНВАРЬ–МАРТ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
К 40-летию КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Со лов ь е в а О. В., Ст ефа нен ко Т. Г. Введение . . . . . . . . . . . . . . . .
Бе л и нск а я Е. П. У истоков социальной психологии: сравнительный
анализ «психологии масс» Г. Лебона и концепции «героев и
толпы» Н.К. Михайловского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ме л ьн и ков а О. Т., Ер ох и н Д. О. Качественные методы как инструмент
изучения ценностных ориентаций. . . . . . . . . . . . . . . . .
Кок у ри на И. Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной
психологии в анализе мотивации совместной деятельности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ри ке л ь А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики
успеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бови на И. Б., Го лын ч и к Е. О. Многополярный мир: от политологии
к социальной психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ма лыше в а Н. Г., Ст ефа нен ко Т. Г., Ти хома н д ри ц к а я О. А.
Образ России в многополярном мире: кросс-культурный анализ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ба р а нов а В. А. Социально-психологический подход к исследованию
социально-территориальных общностей (на примере городского
и сельского социумов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
9
19
29
41
49
61
74
Стр.1
Ли па т ов С. А. Проблема взаимодействия человека и организации:
концепции и направления исследований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А г а д у л л и на Е. Р., Ко т ов а М. В. Взаимосвязь воспринимаемой
целостности группы и групповой активности. . . . . . . . . . . . . . . .
85
97
Ба з а р ов Т. Ю., Ше в ч ен ко Ю. С. Особенности изменения индивидуальных
решений в ходе групповой дискуссии в виртуальных
группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Он у ч и н А. Н. Матрицы восприятия подчиненных руководителями.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Ив а нов М. А. Клиентцентрированный подход к управленческому
консультированию. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Жу ков Ю. М., Жу р а в л е в А. В. Психологическая поддержка масштабных
преобразований: конференциальные и игровые технологии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Фо ломе е в а Т. В. Социально-психологический подход к исследованию
потребительского поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Ви нок у р ов Ф. Н. Опыт эмпирического исследования потребительской
лояльности к бренду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Юбилеи
К 60-летию Марины Сергеевны Егоровой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
К 60-летию Ольги Александровны Карабановой. . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Некрологи
Памяти Чингиза Абильфазовича Измайлова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Памяти Витиса Казисовича Вилюнаса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
VESTNIK MOSKOVSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA 14. PSIKHOLOGIYA. 2012. N 1
CONTENTS
TO THE 40TH ANNIVERSARY OF THE SOCIAL PSYCHOLOGY CHAIR
Solov yov a O. V., St e f a nen ko T. G. Introduction . . . . . . . . . . . . . . . . .
Be l i n s k ay a E. P. At the root of social psychology: A comparative analysis
of the “mass psychology” by G. Le Bon and the conception of “heroes
and the crowd” by N.K. Mikhailovskiy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
9
Me l n i kov a O. T., Erok h i n D. O. Qualitative methodology as a tool of
value orientations research . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Kok u r i na I. G. “Relations” as prime category of social psychology in the
analysis of joint activity motivation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
R i k e l A. M. The aspects of social-psychological approach to success
concept . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Bov i n a I. B., Gol y nch i k E. O. Multipolar world: From politology to
social psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Ma l y she v a N. G., St e f a nen ko T. G., Ti k homa nd r i t s k ay a O. A.
Image of Russia in the multipolar world: Cross-cultural analysis . . . . . 61
Ba r anov a V. A. Socio-psychological approach of exploring socio-territorial
communities (by the example of urban and rural society) . . . . . . . . . . . 74
Lipa tov S. A. Problem of person-organization interaction: Concepts and
lines of investigation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
A g a d u l l i n a Е. R., Kot ov a М. V. Interconnection between perceived
entitativity and group activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Ba z a rov T. Yu., She vchen ko Yu. S. Specificity of changes in individual
decisions during the group discussion in the virtual groups . . . . . . . . . . 106
Onuch i n A. N. Matrixes of subordinates perception by managers . . . . . . . 115
I v a nov M. A. Client-centered approach to management consulting. . . . . . 125
Zhu kov Yu. M., Zhu r a v l e v A. V. The psychological support for whole
scale changes: Conference and game models . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Folome e v a T. V. Socio-psychological approach to the study of consumer
behavior . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Vi nok u rov F. N. Practice of empirical study of consumer brand loyalty . 155
Anniversaries
To the 60th anniversary of Marina Sergeevna Egorova . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
To the 60th anniversary of Olga Alexandrovna Karabanova . . . . . . . . . . . . . . 164
Memories
In the memory of Chingiz Abilfazovich Izmailov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
In the memory of Vitis Kazisovich Vilyunas . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Стр.3