ие
тение
библиоте
библиотек
иблиотек
ни
вееЖурнал
библиотек
Library
and
Information
Science
Российской
государственной
библиотеки
Ю.А. Башмет
Единство
музыкального
искусства и книги:
импульс для развития
творчества и культуры
Стр. 1
ISSN 0869-608X
Библиотека:
теория и
практика
М.Я. Дворкина,
А.А. Джиго,
Т.В. Майстрович
Теоретические основы
национального
стандарта
«Библиотечная
статистика:
показатели
и единицы
исчисления»
Год культуры
в России: музыка
Л.Б. Баяхунова
Музыкальные
электронные
библиотеки: новый
взгляд на творчество
композиторов-классиков
Стр. 30
С
К 700-летию
Сергия
Радонежского
А.В. Александрина
Певческие
нотолинейные
К
С
Р
А
П
н
р
Т
л
блиотеко
Стр. 21
Стр. 46
С
Стр. 88
рукописи библиотеки
Троице-Сергиевой
лавры
Документы ООН
Декларация
о включении
культуры в Цели
устойчивого развития
К 200-летию
М.Ю. Лермонтова
М.С. Крутова
Конференция и
выставка
«К 200-летию со дня
рождения
М.Ю. Лермонтова»
Стр. 62
иблиотек
иблиоте
(«
библиоте
библиоCopyright
ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
№4
2014
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ
Стр.1
Библиотековедение
БВ
Единство музыкального искусства
и книги: импульс для развития
творчества и культуры
Признаюсь, поначалу я был немного удивлен
предложению написать вступительное словообращение
к читателям журнала «Библиотековедение»
— специализированного научно-практического
издания Российской государственной
библиотеки. Но потом подумал — а почему нет?
Ведь книги любят читать все образованные люди!
И так замечательно, что есть библиотеки, где
хранятся редкие издания, куда можно прийти
и получить интересующую информацию. Так, в
студенческие годы Ленинская библиотека нам
очень помогла. Коллекция нотной литературы,
изданий, связанных с историей музыкального
искусства, здесь действительно богатая.
Например, для того чтобы точнее понять замысел
композитора в произведении, желательно
посмотреть его уртекст или факсимильное издание.
Но, согласитесь, такое многообразие нотной
литературы есть не у каждого дома. В этом случае
выручают библиотеки. В студенческие годы ко мне попала партитура из Ленинской
библиотеки — уртекст Серенады для струнного оркестра П.И. Чайковского. Я тогда
столько нового для себя открыл! Именно в то время у меня сформировался свой подход
к произведению, основанный на доскональном изучении именно авторских указаний
в тексте.
Хочу подчеркнуть, что музыкант становится личностью, не только детально
изучая партитуры. Мои педагоги требовали, чтобы ученики были образованными
людьми, и не только в музыке. Так, В.В. Борисовский следил за тем, как человек занимается,
какие у него успехи, как студент говорит, двигается, что читает. Он требовал
весьма обширных знаний. Ф.С. Дружинин был также очень внимателен к тому, что
называется культурой поведения и речи. Язык был для него частью культуры, как и
одежда, манеры и профессиональное мастерство. Все это равные части единого целого.
Став педагогом, я так же, как и когда-то мои учителя, требую от своих студентов,
чтобы они больше читали, так как нужно иметь внутренний духовный багаж, эмоции,
чтобы было что отдать зрителю. Иначе исполнение музыкального произведения превратится
в никому не интересное чередование звуков. Если ты духовно и эмоционально
«дорос», чтобы именно прочувствовать произведение, то все остальное придет само
собой: и пассажи получатся, и твоя игра станет интересна публике.
С недавнего времени у нас появилось множество проектов, объединяющих разные
искусства. Например, моя авторская версия постановки «Евгения Онегина»
объединила ключевые арии и хоровые сцены оперы П.И. Чайковского и соответствующие
фрагменты романа А.С. Пушкина. Наша совместная с К.Ю. Хабенским
музыкально-поэтическая постановка «Смерть и девушка» соединила фрагменты пьесы
А. Камю «Калигула» с музыкой квартета Ф. Шуберта. Совсем недавний проект
«Параллельные миры» объединил музыку, стихи и работы художников эпохи Серебряного
века. И что радует — интерес у публики к ним огромный.
Я убежден — культуру нужно внедрять в общество всеми силами и постоянно,
не вспоминая про нее только в Год культуры. Тогда общество станет еще лучше! Поэтому
такой специализированный журнал, как «Библиотековедение», очень важен.
Ведь этот журнал интересен не только библиотечным работникам и библиотековедам,
но также преподавателям, аспирантам и студентам творческих вузов.
Хочу пожелать журналу успеха и процветания!
Ю.А. Башмет,
народный артист СССР,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по культуре и искусству
Стр.3