№ 2,2015
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
воспитательная
работа в школе
РЕДАКЦИЯ:
Елена Шишмакова,
и.о. главного редактора
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Анна Ладанюк,
дизайнер
Ольга Денисова,
Алексей Ермилов,
художники
Татьяна Денисьева,
корректор
Татьяна Сер¸гина,
в¸рстка
Адрес:
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны:
(495) 345-52-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2015
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Электронная почта:
narodnoe@narodnoe.org
narob@yandex.ru
www. narodnoe.org
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Стр.1
ВЕЛИКИЕ ВОСПИТАТЕЛИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
УРОКИ
В.А. КАРАКОВСКОГО
Какой бы ни была жизнь вокруг, давайте в нашем общем доме жить
3 марта 2015 года в 83 года
уш¸л из жизни Владимир
Абрамович Караковский.
Родился 14 февраля 1932 года
в Свердловске. Родители — педагоги
Абрам Залманович
Караковский (1893, Себеж — 1938,
Челябинск) и Роза Петровна
Караковская. Отец был репрессирован
и расстрелян в 1938 ãîäó.
Окончил Челябинский педагогический
институт в 1953 ãîäó.
Начинал работать учителем
литературы и русского языка
средней школы ¹ 48. С 1962 года
работал в Челябинской школе ¹ 1.
В 1963 году Владимира Абрамовича
назначили на должность директора
школы ¹ 1 èì. Ô. Ýíãåëüñà.
С 1977 года директор московской
средней школы ¹ 825. В 1988–
1991 годах — председатель всероссийского
совета по народному
образованию[1]. Один из авторов
педагогики сотрудничества.
В конце декабря 1988 ã. был
избран на Всесоюзном съезде учителей
во Всесоюзный совет
по народному образованию
при Госкомитете СССР по народному
образованию, позже
В.А. Караковский стал председателем
данного совета.
В 1989 году защищает докторскую
диссертацию на степень доктора
педагогических наук по теме:
«Воспитательная система школы
как объект педагогического управления».
Член-корреспондент РАО,
избран 20.12.1990 ãîäà, состоит
в Отделении общего среднего
îáðàçîâàíèÿ[2]. В 2006 году
В. А. Караковский стал поч¸тным
доктором Челябинского педагогического
института. В 2011 году
В. А. Караковский уш¸л с поста
директора и работал в школе
¹ 825 на должности заместителя
директора по науке.
по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом
с каждым из нас было хорошо.
Когда-то мои первые ученики дали мне хороший урок на всю жизнь.
Если ты не овладеешь вниманием, интересом ребят, если ты не докажешь,
что умеешь и знаешь ещё что-то, кроме суффиксов, ничего у тебя не выйдет.
Второй урок: я понял, что думать так, как я думаю, они не будут, у них
другой смысл. Другая психология. И пока я не пойму, как посмотреть
на мир их глазами, никакого успеха у меня не будет. С тех пор от события
до события меня воспитывали и воспитывают мои ученики.
Главная цель воспитания — счастливый человек.
Все проблемы не должны приводить к пессимизму и безверию, к отказу
от наших профессиональных ценностей, к самооправданию собственной
слабости. Наоборот, сегодня как никогда нужна энергия преодоления
и созидания.
Вековые традиции российского образования создали такое педагогическое
богатство, которое на несколько порядков выше упрощённых, прагматических,
формализованных образовательных систем, главная цель которых
— найти кратчайший путь к деловому успеху.
Сегодня миллионы наших соотечественников будто в одночасье потеряли
человеческий разум, ослеплённые злобой и ненавистью, они с остервенением
бросаются на каждого, кого можно заподозрить в вине за личные
неудачи, они готовы идти по трупам к сытой жизни и примитивным благам.
Они торопятся будто жить осталось последний год, отталкивают от кормушек
слабых будто никогда не слышали о разумном, добром и вечном. Они
не отдают себе отчёта в том, как постыдно выглядят в глазах своих детей,
забытых и брошенных. «В тревогах шумной суеты» вырастает поколение,
богатое «ошибками отцов и поздним их умом»1.
Коммунарская (или «орлятская») методика — это громадное богатство,
которым сегодня надо владеть каждому педагогу-воспитателю. Но
для этого нужен определённый уровень отношений. Если просто заменить
старост дежурными командирами, ничего при этом не меняя ни в содержании,
ни в характере их деятельности и положении, толку не будет. Если
призвать детей к откровенности, но при первом же непривычном суждении
обидеться и закатить истерику — это принесёт непоправимый вред воспитателю.
Если на родительских собраниях клясться в любви к детям и подчёркивать
свою жертвенность, а на самом деле ненавидеть их и раздражаться
при первом появлении ребёнка, — надо немедленно уходить
из школы.
1 Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа
целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 2/15
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Караковский Â. У воспитания долгое и «áîãàòîå» будущее . . . . . . . . . . 5
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Караковский Â. Стать человеком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Шепель Â. Значение идеологии в воспитании ìîëî䏿è . . . . . . . . . . . 47
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Фришман È. Выбор детских общественных объединений . . . . . . . . . . 54
Юров О., Бибикова Л. Программа добровольческой направленности
«Лига добровольцев» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Спирина Ë. Проект «Профессиональные ñòàðòû» . . . . . . . . . . . . . . . . 63
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Бартенева Ò. Диалог в методике воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Белякова Í. Проект «Лаборатория ÷òåíèÿ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
3
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Шубович М., Папуша Е. Мониторинг, проводимый в России в сфере
детского отдыха и оздоровления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Стр.3