Дорогие читатели!
качество образования июнь-июль 2013
страница редактора
Главный редактор
Айшат Темирова
В течение всего лета, как правило, остается актуальным вопрос, который в некоторой степени объединяет и
выпускников школ, и работников образовательных учреждений, – Поступление. <...> И каждый год в этот период вновь и
вновь остро встает проблема ЕГЭ. <...> Наш журнал, продолжая свою традицию спокойного и
беспристрастного анализа, пытается максимально объективно рассмотреть тему ЕГЭ в контексте борьбы за повышение качества образования. <...> Авторы «КО» анализируют
ход реализации проекта ЕГЭ в России и опыт внедрения
аналогичных испытаний в США. <...> Отдельно рассматривается дополнительная к ЕГЭ образовательная стратегия –
олимпиады школьников. <...> Уверены, что многих читателей заинтересует стратегия развития системы подготовки рабочих кадров. <...> Любой, кто
говорит о ЕГЭ, должен иметь в виду, что за его высказыванием
выстраивается целая галерея смыслов и ассоциаций: Болонский
процесс, Закон «Об образовании» и т.д. <...> И, соответственно, у
операторов и сторонников преобразований любой негативный
отзыв о Едином госэкзамене вызывает подозрение в том, что
«подрываются» сами основания их действительно сложной и
почти всегда неблагодарной работы. <...> Заранее оговоримся: не имея
возможности полностью отрешиться от общеобразовательного
контекста, мы собираемся вести речь именно о Едином госэкзамене,
причем об экзамене текущего, 2013 года – по возможности, как
говорили древние латиняне, sine ira et studio... <...> Централизованное тестирование: опыт США..............................9
На фоне противоречивых дискуссий о преимуществах и
недостатках Единого госэкзамена в России редакция «КО»
предлагает читателям ближе познакомиться с зарубежным
опытом проведения централизованных тестовых экзаменов
для абитуриентов вузов, в частности, с историей разработки,
внедрения и модернизации проводимых в США тестов SAT и
ACT. <...> «И абитуриенты, и их родители поверили <...>
Качество_образования_№5_2013.pdf
страница редактора
Дорогие читатели!
В течение всего лета, как правило, остается актуальГлавный
редактор
Айшат Темирова
ным вопрос, который в некоторой степени объединяет и
выпускников школ, и работников образовательных учреждений,
– Поступление. С момента начала сдачи выпускных
экзаменов начинается волнение школьников и их родителей,
а вузы и колледжи уже заранее начинают готовиться
к приемной кампании. И каждый год в этот период вновь и
вновь остро встает проблема ЕГЭ. Единый государственный
экзамен подвергался критике и в период так называемой
«обкатки» в виде эксперимента, и в период наметившегося
привыкания общества в последние год-два, и сейчас, когда
внимание страны оказалось приковано к проблеме утечки
информации по КИМам, а также к другим нарушениям.
Наш журнал, продолжая свою традицию спокойного и
беспристрастного анализа, пытается максимально объективно
рассмотреть тему ЕГЭ в контексте борьбы за повышение
качества образования. Авторы «КО» анализируют
ход реализации проекта ЕГЭ в России и опыт внедрения
аналогичных испытаний в США. Отдельно рассматривается
дополнительная к ЕГЭ образовательная стратегия –
олимпиады школьников.
Не будем забывать, что внедрение ЕГЭ – лишь один из
аспектов вступления России в европейское образовательное
пространство. Эксперты освещают на страницах номера
как безусловно позитивные, так и спорные моменты
реализации Болонского процесса в России, а также анализируют
те вызовы, на которые должна ответить отечественная
система образования.
Как всегда, наш журнал уделяет особое внимание вопросам
становления системы профессионально-общественной
аккредитации. В этом плане очень интересен опыт
Вятского государственного университета, представленный
в одной из статей номера.
Уверены, что многих читателей заинтересует стратегия
развития системы подготовки рабочих кадров.
Соответствующий документ в настоящее время проходит
свою апробацию. Материал, предлагаемый вашему вниманию,
поможет сориентироваться в системе государственных
приоритетов в данной области.
качество образования июнь-июль 2013
1
Стр.3
содержание
–оз–
4
в фокусе
И снова ЕГЭ…..................................................................................4
Аббревиатура «ЕГЭ» давно уже обозначает нечто большее,
нежели рутинную, в общем-то, процедуру общегосударственной
проверки знаний выпускников школ. Три магические буквы
превратились в символ образовательной реформы. Любой, кто
говорит о ЕГЭ, должен иметь в виду, что за его высказыванием
выстраивается целая галерея смыслов и ассоциаций: Болонский
процесс, Закон «Об образовании» и т.д. И, соответственно, у
операторов и сторонников преобразований любой негативный
отзыв о Едином госэкзамене вызывает подозрение в том, что
«подрываются» сами основания их действительно сложной и
почти всегда неблагодарной работы. Заранее оговоримся: не имея
возможности полностью отрешиться от общеобразовательного
контекста, мы собираемся вести речь именно о Едином госэкзамене,
причем об экзамене текущего, 2013 года – по возможности, как
говорили древние латиняне, sine ira et studio...
Централизованное тестирование: опыт США..............................9
На фоне противоречивых дискуссий о преимуществах и
недостатках Единого госэкзамена в России редакция «КО»
предлагает читателям ближе познакомиться с зарубежным
опытом проведения централизованных тестовых экзаменов
для абитуриентов вузов, в частности, с историей разработки,
внедрения и модернизации проводимых в США тестов SAT и
ACT.
«И абитуриенты, и их родители поверили в качество
местного образования…».............................................................16
20
образовательный аудит
Комплексная оценка деятельности вуза....................................20
В одном из предыдущих номеров «КО» мы упоминали об
уникальном крупном проекте по комплексному аудиту
и аккредитации множества образовательных программ,
реализуемом Агентством по контролю качества образования и
развитию карьеры (АККОРК) и Вятским государственным
университетом (ВятГУ). Недавно завершился основной этап
этого проекта, и 30 мая генеральный директор АККОРК Сергей
Анисимов вручил руководству вуза сертификаты на аккредитацию
22 образовательных программ.
28
глоссарий
Управление качеством в аккредитационных агентствах...........28
Термин «внутренние гарантии качества» употребляется не только
в отношении учебных заведений, но и в отношении агентств по
независимой оценке качества образования. Данный материал
знакомит читателей «КО» со стандартами, механизмами
и процедурами обеспечения внутренних гарантий качества
европейских и российских агентств.
32
среднее профобразование
Рабочая смена для новой экономики.........................................32
18 июня на заседании коллегии Министерства образования и науки
РФ была утверждена Стратегия развития системы подготовки
рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в
Российской Федерации на период до 2020 года. Этот поистине
долгожданный документ уже с конца прошлого года проходил
«обкатку» в ходе консультаций представителей Минобрнауки
с бизнес-кругами, с объединениями работодателей. Итоговый
текст отражает согласованные позиции государственной власти
и промышленно-предпринимательского сообщества.
2
качество образования июнь-июль 2013
Стр.4
–оз–
38
ИКТ в образовании
Стандарты требуют нестандартного подхода............................38
Наш журнал неоднократно освещал события в области
международной и национальной стандартизации электронных
технологий в образовании. В преддверии значимого события
мы обратились к председателю Технического комитета 461
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании
(ИКТО)», проректору МГТУ «СТАНКИН» Борису Позднееву
с вопросами о принципах формирования международных и
национальных стандартов и текущей ситуации в этой сфере.
42
профессиональное образование
Сотрудничество в области развития профессионального
образования................................................................................42
45
государственная политика
Что нужно учитывать при заключении контрактов
с организациями?.......................................................................45
46
Этапы сокращения штата............................................................46
50
Россия в европейском пространстве высшего образования.....50
Данная статья, подготовленная в соавторстве с нашим постоянным
автором Виктором Чистохваловым, является продолжением серии
материалов о ходе внедрения Болонского процесса в российскую
образовательную систему.
56
проект
Инновационная площадка как старт в успешное будущее........56
В столичных вузах уже появились первые студенты. 5 июня в ГБУ
«Гражданская смена» состоялось подведение итогов конкурса
видеорезюме школьников (олимпиады) «Профессиональный
start-up». Ее победители получили сертификаты на обучение
в высших учебных заведениях столицы. Среди организаторов
мероприятия – Департамент образования Москвы, ГБУ
«Гражданская смена».
58
новая школа
Наставник, координатор, омбудсмен, психолог, репетитор.....58
Одним из медиасюжетов, вызвавших в последние недели
живейшую реакцию во всех секторах образовательного мира – у
педагогов, родителей, учеников, – стало введение в российской
школе института тьюторства. Застрельщиком дискуссии
выступила газета «Известия», опубликовавшая 13 июня статью
под заголовком: «Классных руководителей в школах заменят
тьюторы». По словам журналиста Павла Панова, уже с 2014
года в российских школах в массовом порядке появятся новые
штатные единицы – тьюторы.
Сохранить самоценность детства...............................................62
В Международном пресс-центре РИА Новости 14 июня состоялась презентация
проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования. Теперь он становится достоянием и предметом анализа родительской и
педагогической общественности, разного рода управленцев.
качество образования июнь-июль 2013
3
консультация эксперта
болонский процесс
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Айшат Темирова
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
115054, Москва,
ул. Дубининская, д. 57,
стр. 1, оф. 406
Телефон/факс: 2218140
www.edu-quality.ru.
E– mail:
tem-aishat@yandex.ru
Тираж 10 000 экземпляров.
Цена свободная.
Свидетельство о регистрации
средств массовой информации
в Министерстве РФ по делам
печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал обязательна.
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации
в рекламных объявлениях, а
также информации
о мероприятиях, предоставленной
их организаторами. Мнение
авторов может не совпадать с
мнением редакции. Редакция
оставляет за собой право
последней литературной правки.
Отпечатано в типографии
CAPITAL PRESS
Стр.5