Болонски процесс РОССИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Данная статья, подготовленная в соавторстве с нашим постоянным автором Виктором Чистохваловым, является продолжением серии материалов о ходе внедрения Болонского процесса в российскую образовательную систему. <...> Присоединение России осенью 2003 года к Болонскому процессу (БП) дало возможность сделать реформу отечественного высшего образования более последовательной и содержательной. <...> БП оказал не только положительное влияние на российскую систему высшего образования, но и позволил провести необходимый и достаточный минимум преобразований не под влиянием «инструкций из Евросоюза», а на основе независимого глубинного осознания их необходимости. <...> Позитивные последствия от вступления России в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) представляется целесообразным рассматривать на нескольких уровнях – национальном, вузовском и индивидуальном. <...> Национальные аспекты: • БП позволил оценить состояние высшего образования в России по гамбургскому счету. остальными европейскими странами Россия полноправно участвует в создании транснациональной общеевропейской системы образования – единого ЕПВО. <...> • В связи с ростом конкурентоспособности европейского высшего образования, выросла и конку• Прояснились определенные выгоды от введения многоуровневой системы образования. <...> Аналогичные европейским, российские образовательные степени бакалавр–магистр–кандидат наук стали понятными не только в Европе, но и во всем мире. <...> Первый уровень такой системы удовлетворяет массовый социальный спрос на высшее образование, а второй и третий – способствуют формированию профессиональной элиты и научрентоспособность российской высшей школы. <...> Система стала более открытой благодаря реализации программ академической мобильности студентов, преподавателей, как зарубежных, так и отечественных <...>