К 65-летию Победы
…И помнит мир спасённый
Шестьдесят пять лет назад, «отгремев, закончились бои» Великой Отечественной войны. Годы, прошедшие
с 9 мая 1945-го, вобрали в себя жизнь целого поколения людей – от их детства, отрочества, юности
до зрелого возраста и старости. Но не стареет праздник Великой Победы, не стареет и по-прежнему
жива наша память о подвиге тех, кто воевал и трудился во имя будущей победы. «Всё для фронта.
Всё для победы!» – эти слова стали смыслом жизни для каждого из них, в том числе для тех, кого принято
называть служителями муз. Один миллион 350 тысяч выступлений артистических фронтовых бригад,
из них 473 тысячи – непосредственно в боевой обстановке, более полмиллиона концертов в госпиталях
для раненых, беспримерная деятельность двух Фронтовых театров в Москве и Блокадного
в Ленинграде – разве это не подтверждение слов знаменитого публициста Ильи Эренбурга о музах,
которые вместе с солдатами сражались с фашистами?
Война не остановила развитие отечественного искусства, в том числе и балетного. Большой театр и Кировский,
находившиеся в эвакуации в Куйбышеве (Самара) и Молотове (Пермь), в 1942 году показали
своим зрителям премьеры. Первый – балет «Алые паруса» В.Юровского (постановка А.Радунского,
Л.Поспехина, Н.Попко), второй – «Гаянэ» А.Хачатуряна (постановка Н.Анисимовой). В 1944 году родился
первый башкирский балет «Журавлиная песня» Л.Степанова, который ныне – национальная
классика (постановка Н.Анисимовой). Первый балетный спектакль увидели в 1943 году и жители УланУдэ:
М.Арсентьев подготовил с бурятскими артистами «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева.
И эти факты – далеко не единственные.
Однако неумолимое время безжалостно уносит в небытиё очевидцев тех памятных лет, тех героических
событий. И поэтому особенно ценны их свидетельства, рассказы, воспоминания. Они помогают
представить атмосферу событий, свидетелями которых становились их авторы. Редакция предлагает
вниманию читателей журнала материалы, опубликованные в своё время в различных изданиях.
Сусанна Звягина, солистка балета
Большого театра:
НАШ ВКЛАД В ПОБЕДУ
«Мысленно возвращаясь сегодня в
то суровое время, вспоминая своих товарищей
по профессии, с которыми пережила
те дни, я думаю о том, что тогда
каждый трудился во имя победы над
врагом, отдавая этому все свои силы.
Помимо художественного обслуживания
фронта, к примеру, артисты Большого
театра стали донорами, отдавали
свои личные сбережения в Фонд обороны,
на строительство танков и эскадрильи
«Советский артист», отправляли
тысячи посылок на фронт, в свободное
от работы время дежурили в госпиталях.
Именно сплоченность советских
людей помогла разбить врага. И радостно
сознавать, что в этом бессмертном
подвиге есть и частица труда артистов
Большого театра».
***
Ольга Лепешинская, солистка балета
Большого театра:
ВОЕННАЯ СТРАДА БАЛЕРИНЫ
Когда началась Великая Отечественная
война, Лепешинская, как и многие
её современницы и ровесницы, «рвалась»
на фронт. Ей казалось, что она
имела на это право: артистка занималась
в кружке «ворошиловских» стрелков
и стреляла лучше всех в Большом театре.
Но судьба распорядилась иначе.
«Станцуй нам на прощание, Лепешинская!»
– попросил её однажды один из
тех, кого она провожала на фронт. Танцуя
в тот день перед солдатами, которые
отправлялись в действующую армию,
ощущая их реакцию, она и поняла тогда,
что её искусство необходимо людям
в это, такое трудное для них, время.
«Станцуй нам, Лепешинская», – эти слова
стали для балерины Большого театра
тем пожеланием, которое она, не жалея
сил, стремилась выполнять в течение
всей своей военной страды.
Этим пожелтевшим от времени документом
по праву может гордиться любой
артист. На плотном листе писчей
бумаги напечатано:
«Заслуженной артистке Республики
Ольге Васильевне Лепешинской.
ВоенныйсоветиПолитическоеуправлениеСтепногофронтавыражаетВамглубокую
благодарность за участие в концертахдлячастейДействующейКрасной
Армииинаселенияосвобожденногоотнемецкихзахватчиковгор.Харькова.
Рядовой,
сержантский, офицерский
состав и генералы фронта восхищены
высоким художественным мастерством
Ваших творческих выступлений и всегда
рады видеть и слышать Вас на
фронте.
Из писем с фронта:
«На рассвете выбили немцев из деревни
и вдруг увидели на сцене простреленную
фотографию Лебедя – Вашего Лебедя,
уважаемая Галина Сергеевна.
Мы унесли её к себе в землянку. И пока
мы на отдыхе, у дневального появилась
дополни тельная обязанность, вступая
в дежурство, сменять полевые цветы,
которые ежедневно ставятся возле
этой фотографии. Ваш Лебедь, Галина
Сергеевна, тоже борется против
фашизма. Ваш Алексей Дорогуш.
1942 г.»
1
Стр.3