Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Анализ поэтического текста.

0   0
Первый авторПетрова Татьяна Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц195
ID144114
АннотацияВ пособии отражён опыт теоретического осмысления и практического освоения анализа поэтического текста в филологическом аспекте, накопленный в процессе работы со студентами историко-филологического факультета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Пособие подготовлено для учебно-методического обеспечения дисциплины выбора «Анализ поэтического текста» и может быть использовано как в вузовском, так и в школьном преподавании для углублённого изучения русской лирики.
УДК801.6
ББК83.01
Петрова, Т.С. Анализ поэтического текста. / Т.С. Петрова .— : [Б.и.], 2009 .— 195 с. — URL: https://rucont.ru/efd/144114 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Композиция стихотворения как фактор его целостности Семантико-композиционное единство стихотворения………. <...> Субъектная сфера стихотворения в аспекте художественной модальности. <...> Именно в строке действуют два закона, которые Ю. Н. Тынянов определяет как законы единства и тесноты стихового ряда. <...> Единство стихового ряда проявляется в результате действия в нём общего ритмического закона; стиховой ряд при этом – мельчайшая единица общего ритмического образования. <...> Теснота стихового ряда – это «те тесные связи, в которые стиховое единство приводит объединённые в нём слова» (30, с. <...> Перенос является специфически стиховым выразительным средством: теснота стихового ряда преодолена, слово (часть ряда) становится оторванным от своего минимального контекста (строки) и в результате выделяется и семантически, и эмоционально, экспрессивно. <...> Здесь выделенности способствует второй стиховой фактор – рифма. <...> Звуковая организация поэтического текста, кроме рифмовки, проявляется в различного рода звуковых повторах (звукоподражании, лейтмотивной звукописи, эвфонии – благозвучии). <...> Звуковые повторы в стихе связаны с другими стиховыми факторами. <...> Брик отмечает кольцо – повтор в начале и в конце ритмической группы («Редеет облаков летучая гряда»); стык – повтор в конце одной и в начале другой ритмической группы («Пред ним широко / Река неслася»); скреп – повтор в начале двух соседних групп («Грозой снесённые мосты, / Гроба с размытого кладбища»); концовка – повтор в конце соседних групп («В крови горит огонь желанья, / Душа тобой уязвлена»). <...> Композиция стихотворения как фактор его Семантико-композиционное единство стихотворения целостности. <...> Мы уже убедились, что все факторы особой упорядоченности поэтического текста обращены в конечном итоге как к структурной стороне стихотворения, так и к содержательной (ещё раз вспомним определение Ю. М. Лотмана: «Стихотворение – сложно построенный смысл»). <...> Подчеркнём, что элементы <...>
Анализ_поэтического_текста._.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. С. Петрова Анализ поэтического текста Учебное пособие к курсу по выбору для специальностей 050301.65 Русский язык и литература, 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью Шуя 2009
Стр.1
УДК 82.09 ББК 83.01 П 30 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Рецензенты: Н. А. Молчанова – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ века Воронежского государственного университета; С. В. Чернова – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Вятского государственного гуманитарного университета В пособии отражён опыт теоретического осмысления и практического освоения анализа поэтического текста в филологическом аспекте, накопленный в процессе работы со студентами историкофилологического факультета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Пособие подготовлено для учебнометодического обеспечения дисциплины выбора «Анализ поэтического текста» и может быть использовано как в вузовском, так и в школьном преподавании для углублённого изучения русской лирики. © Т.С. Петрова, 2009 © ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009 2
Стр.2
Содержание Введение ………………………………………………………………………..4 Раздел I. Единицы стихового строя …………………………………………5 1.Особенности стихотворного текста…………………………………5 2. Композиция стихотворения как фактор его целостности Семантико-композиционное единство стихотворения………. .. 10 3. Фонетическая организация стихотворного текста Паронимическая аттракция………………………………………..27 4. Семантическая структура стихового слова Понятие слова-экспрессемы……………………………………….40 Раздел II. Образные средства в поэтическом тексте…………………….. 59 1.Эпитет………………………………………………………………..59 Сравнение……………………………………………………………62 2. Метафора: языковая основа, типы и разновидности…………….70 3.Метонимия: языковая основа, разновидности, функционирование…………………………………………………..81 Перифраза………………………………………………………….. 87 4. Парадигмы образов в языке русской поэзии……………………. 97 Взаимодействие тропов…………………………………………….99 Стилистический фактор в реализации образа…………………. 103 Раздел III. Целостное пространство стихотворения и его анализ ……. 121 1. Мотив и образ в стихотворении………………………………….121 2. Субъектная сфера стихотворения в аспекте художественной модальности. Понятие поэтической модальности……………….. 144 3. Интертекстуальность в поэтическом тексте…………………….155 4. Целостный анализ стихотворения……………………………….170 Сопоставительный анализ……………………………………….. 175 Раздел IV. Материалы для самостоятельной работы и контроля …… 191 1. Контрольная работа: целостный анализ стихотворения…… 191 2.Тематика рефератов (по выбору)…………………………………191 3. Вопросы к зачету………………………………………………….192 4.Тексты для зачетного анализа…………………………………….193 Список дополнительной литературы……………………………. 194 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ