Композиция стихотворения как фактор его целостности
Семантико-композиционное единство стихотворения………. <...> Субъектная сфера стихотворения в аспекте художественной
модальности. <...> Именно в строке действуют два закона, которые Ю. Н. Тынянов
определяет как законы единства и тесноты стихового ряда. <...> Единство стихового ряда проявляется в результате действия в нём
общего ритмического закона; стиховой ряд при этом – мельчайшая единица
общего ритмического образования. <...> Теснота стихового ряда – это «те тесные связи, в которые
стиховое единство приводит объединённые в нём слова» (30, с. <...> Перенос является специфически стиховым выразительным
средством: теснота стихового ряда преодолена, слово (часть ряда)
становится оторванным от своего минимального контекста (строки) и в
результате выделяется и семантически, и эмоционально, экспрессивно. <...> Здесь выделенности способствует второй стиховой
фактор – рифма. <...> Звуковая организация поэтического текста, кроме рифмовки,
проявляется в различного рода звуковых повторах (звукоподражании,
лейтмотивной звукописи, эвфонии – благозвучии). <...> Звуковые повторы в
стихе связаны с другими стиховыми факторами. <...> Брик отмечает
кольцо – повтор в начале и в конце ритмической группы («Редеет облаков
летучая гряда»); стык – повтор в конце одной и в начале другой
ритмической группы («Пред ним широко / Река неслася»); скреп – повтор в
начале двух соседних групп («Грозой снесённые мосты, / Гроба с
размытого кладбища»); концовка – повтор в конце соседних групп («В
крови горит огонь желанья, / Душа тобой уязвлена»). <...> Композиция стихотворения как фактор его
Семантико-композиционное единство стихотворения
целостности. <...> Мы уже убедились, что все факторы особой упорядоченности
поэтического текста обращены в конечном итоге как к структурной стороне
стихотворения, так и к содержательной (ещё раз вспомним определение Ю.
М. Лотмана: «Стихотворение – сложно построенный смысл»). <...> Подчеркнём, что элементы <...>
Анализ_поэтического_текста._.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Т. С. Петрова
Анализ поэтического текста
Учебное пособие к курсу по выбору
для специальностей 050301.65 Русский язык и литература,
050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью
Шуя 2009
Стр.1
УДК 82.09
ББК 83.01
П 30
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Н. А. Молчанова – доктор филологических наук, профессор кафедры
русской литературы ХХ века Воронежского государственного
университета;
С. В. Чернова – доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедрой русского языка Вятского государственного гуманитарного
университета
В пособии отражён опыт теоретического осмысления и
практического освоения анализа поэтического текста в филологическом
аспекте, накопленный в процессе работы со студентами историкофилологического
факультета ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет». Пособие подготовлено для учебнометодического
обеспечения дисциплины выбора «Анализ поэтического
текста» и может быть использовано как в вузовском, так и в школьном
преподавании для углублённого изучения русской лирики.
© Т.С. Петрова, 2009
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009
2
Стр.2
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..4
Раздел I. Единицы стихового строя …………………………………………5
1.Особенности стихотворного текста…………………………………5
2. Композиция стихотворения как фактор его целостности
Семантико-композиционное единство стихотворения………. .. 10
3. Фонетическая организация стихотворного текста
Паронимическая аттракция………………………………………..27
4. Семантическая структура стихового слова
Понятие слова-экспрессемы……………………………………….40
Раздел II. Образные средства в поэтическом тексте…………………….. 59
1.Эпитет………………………………………………………………..59
Сравнение……………………………………………………………62
2. Метафора: языковая основа, типы и разновидности…………….70
3.Метонимия: языковая основа, разновидности,
функционирование…………………………………………………..81
Перифраза………………………………………………………….. 87
4. Парадигмы образов в языке русской поэзии……………………. 97
Взаимодействие тропов…………………………………………….99
Стилистический фактор в реализации образа…………………. 103
Раздел III. Целостное пространство стихотворения и его анализ ……. 121
1. Мотив и образ в стихотворении………………………………….121
2. Субъектная сфера стихотворения в аспекте художественной
модальности. Понятие поэтической модальности……………….. 144
3. Интертекстуальность в поэтическом тексте…………………….155
4. Целостный анализ стихотворения……………………………….170
Сопоставительный анализ……………………………………….. 175
Раздел IV. Материалы для самостоятельной работы и контроля …… 191
1. Контрольная работа: целостный анализ стихотворения…… 191
2.Тематика рефератов (по выбору)…………………………………191
3. Вопросы к зачету………………………………………………….192
4.Тексты для зачетного анализа…………………………………….193
Список дополнительной литературы……………………………. 194
3
Стр.3