Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 542672)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История, литература и культура Великобритании (590,00 руб.)

0   0
Первый авторКовалевская Т. В.
АвторыВагизова Ф. А., Семенюк Е. В., Рос. гос. гуманитарн. ун-т
ИздательствоМ.: РГГУ
Страниц597
ID703612
АннотацияУчебник охватывает историю, литературу и искусство Великобритании с доисторической эпохи до новейшего времени. Впервые в рамках одного учебника представлены три аспекта, традиционно изучаемых на разных курсах. Все три аспекта тесно взаимосвязаны, и подчеркнуть эти взаимосвязи и взаимовлияния призвана система перекрестных ссылок, используемая в учебнике.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области лингвистики Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
Кому рекомендованоДля студентов гуманитарных специальностей и широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой Великобритании.
ISBN978-5-7281-2235-7
УДК94(410)
ББК63.3(4)я73
Ковалевская, Т.В. История, литература и культура Великобритании [Электронный ресурс] : учебник для специальности 031202 – Перевод и переводоведение / Ф.А. Вагизова, Е.В. Семенюк, Рос. гос. гуманитарн. ун-т, Т.В. Ковалевская .— 3-е изд. (эл.) .— М. : РГГУ, 2019 .— 597 с. — Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: РГГУ, 2017); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 597 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-7281-2235-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/703612

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История,_литература_и_культура_Великобритании__учебник.pdf
Стр.5
Стр.581
Стр.582
Стр.583
Стр.584
Стр.585
Стр.586
Стр.587
Стр.588
Стр.589
Стр.590
История,_литература_и_культура_Великобритании__учебник.pdf
УДК 94(410) ББК 63.3(4)я73 К56 Т. В. Ковалевская – литература Великобритании Ф. А. Вагизова – история Великобритании Е. В. Семенюк – культура Великобритании Л. А. Халилова, канд. филол. наук, проф. М. Э. Конурбаев, д-р филол. наук, проф. Рецензенты: К56 Ковалевская, Т. В., Вагизова, Ф. А., Семенюк, Е. В. История, литература и культура Великобритании [Электронный ресурс] : учебник / Т. В. Ковалевская, Ф. А. Вагизова, Е. В. Семенюк ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 3-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 597 с.). — М. : Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-7281-2235-7 Учебник охватывает историю, литературу и искусство Великобритании с доисторической эпохи до новейшего времени. Впервые в рамках одного учебника представлены три аспекта, традиционно изучаемых на разных курсах. Все три аспекта тесно взаимосвязаны, и подчеркнуть эти взаимосвязи и взаимовлияния призвана система перекрестных ссылок, используемая в учебнике. Для студентов гуманитарных специальностей и широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой Великобритании. УДК 94(410) ББК 63.3(4)я73 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: История, литература и культура Великобритании [Текст] : учебник / Т. В. Ковалевская, Ф. А. Вагизова, Е. В. Семенюк ; Рос. гос. гуманитарн. ун-т. — 2-е изд., стер. — М. : РГГУ, 2017. — 590 с. — ISBN 978-5-7281-1912-8. здание лондонской мэрии, собор св. Павла (Лондон), дворец Хэмптон-корт, англосаксонские украшения, украшение на щит из погребения в Саттон-Ху, Стоунхендж, Биг-Бен, Альберт-холл (Лондон), башня собора в Или В оформлении обложки использованы следующие иллюстрации: страница из Евангелия из Келлза (фрагмент), На вклейке: Ганс Гольбейн Младший «Портрет дамы с белкой» (фрагмент) Антонис Ван Дейк «Карл I в трех ракурсах» (фрагмент) Фрэнсис Бэкон «Голова VII» (фрагмент) В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7281-2235-7 © Ковалевская Т. В., Вагизова Ф. А., Семенюк Е. В., 2012 © Российский государственный гуманитарный университет, 2018
Стр.5
Содержание От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О передаче имен собственных и географических названий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть I С дРевнейшИх вРемен дО ИакОва I Глава 1 История, литература и искусство древнего периода Ранняя история Британских островов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . древнее искусство Британии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Римское владычество в Британии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Римское искусство на территории Британии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Завоевание Британии англами, саксами и ютами. Ранние англосаксонские королевства. Гептархия . . . . . . . христианизация англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . англосаксонское искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Прикладное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . англосаксонские манускрипты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 викинги и их роль в истории англии. Политическая и культурная деятельность короля альфреда великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 культура скандинавских поселенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 англия в X – начале XI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 древнеанглийская литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 англосаксонский эпос. «Беовульф» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 древнеанглийская поэзия. «Битва при мэлдоне», «морестранник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 норманнское завоевание, его предыстория и ход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Глава 2 История и искусство XI–XIII вв. Последствия норманнского завоевания: характер феодального строя в англии после норманнского завоевания (1066–1154) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Правление вильгельма I Завоевателя (годы правления 1066–1087) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Правление наследников вильгельма I: вильгельм II Руфус (годы правления 1087–1100), Генрих I (годы правления 1100–1135) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Гражданская война между Стефаном и матильдой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Основные принципы романской архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 580 51 53 55 11 12 13 15 16 17 19 19 21 5 8
Стр.581
английская романика: светское строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . английская романика: церковное строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Изобразительное искусство периода романики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правление Генриха II Плантагенета (годы правления 1154–1189) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Судебные реформы Генриха II и английское общее право . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правление Ричарда I Львиное Сердце (годы правления 1189–1199) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 57 59 61 65 67 Правление Иоанна Безземельного (годы правления 1199–1216). великая хартия вольностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Правление Генриха III (годы правления 1216–1272) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Глава 3 История, литература и искусство конца XIII – XV в. Правление Эдуарда I (годы правления 1272–1307) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Законодательная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 внешняя политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Завоевание Уэльса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Правление Эдуарда II (годы правления 1307–1327) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 Борьба за независимость шотландии: Роберт Брюс, король шотландский (годы правления 1306–1329) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Правление Эдуарда III (годы правления 1327–1377). начало Столетней войны с Францией . . . . . . . . . . . . . . . 90 Черная смерть и ее социальные последствия. крестьянское восстание 1381 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Правление Ричарда II (годы правления 1377–1399) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 английская литература после норманнского завоевания. английская литература позднего Средневековья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 «Сэр Гавэйн и Зеленый рыцарь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 джеффри Чосер (1340–1400). «кентерберийские рассказы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Правление Генриха IV (годы правления 1399–1413) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Правление Генриха V (годы правления 1413–1422) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Правление Генриха VI (годы правления 1422–1461) до войны Роз (до 1453 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 династическая война алой и Белой Роз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Правление Эдуарда IV (годы правления 1461–1483). второй этап войны Роз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Ричард III – реальный человек и литературный персонаж (годы правления 1483– 1485) . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Основные принципы готической архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 английская готика: церковное строительство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 английская готика: светская архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Глава 4 История, литература и искусство тюдоровского периода Общая характеристика историко-политической ситуации в тюдоровской англии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Правление Генриха VII тюдора (годы правления 1485–1509) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Правление Генриха VIII (годы правления 1509–1547) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 архитектура и прикладное искусство тюдоровского периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 творчество Ганса Гольбейна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Религиозно-политический маятник: правление Эдуарда VI и марии I кровавой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 581 73 111
Стр.582
Правление Эдуарда VI (годы правления 1547–1553) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Правление марии I кровавой (годы правления 1553–1558) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Правление елизаветы I (годы правления 1558–1603) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Литература тюдоровской эпохи и начала правления Иакова I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 кристофер марло (1564–1593) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Портретная живопись елизаветинской эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 Уильям шекспир (1564–1616) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 шекспировский вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Сквозной сюжет шекспира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 «Ричард III» (1592–1593) – трагедия вселенской мести . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 «Ромео и джульетта» (1591–1596) – возможна ли трагедия случая? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 «трагедия Гамлета, принца датского» (1601) – мне отмщение, и аз воздам? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 «Отелло» (1603–1604) – человек против чистого зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 «макбет» – трагедия судьбы и свободного выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 «король Лир» – от «Гамлета» к анти-«Гамлету» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Завершение сквозного сюжета – «Буря» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Часть 2 От ИакОва I дО нашИх дней Глава 5 Семнадцатый век Правление Иакова I (1603–1625) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Лирическая поэзия. краткий очерк истории. Лирика Уильяма шекспира и джона донна . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Перед бурей. Правление карла I (годы правления 1625–1642) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 архитектура: эпоха карла I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 Живопись: эпоха карла I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 английская гражданская война. Республика. диктатура Оливера кромвеля (1642–1658) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 английская поэзия XVII в.: краткий обзор. творчество джона мильтона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 Реставрация монархии. Правление карла II (1660–1685) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 архитектура второй половины XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 Изобразительное искусство второй половины XVII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 Правление Иакова II (годы правления 1685–1688). Славная революция (1688) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 Правление вильгельма III Оранского (годы правления 1689–1702) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Литература второй половины XVII – начала XVIII в.: рождение Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 Глава 6 восемнадцатый век Правление королевы анны (1702–1714) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Британия при первых королях из Ганноверской династии (1714–1760) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 дэниэл дефо (1660–1731). «Робинзон крузо» – манифест буржуазного сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 джонатан Свифт (1667–1745). Сатира или утопия, или Игра в цивилизацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 архитектура XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 582
Стр.583
деятельность Уильяма Питта-старшего и Семилетняя война (1756–1763) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 Сэмюэл Ричардсон (1689–1761). как вознаградить добродетель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Генри Филдинг (1707–1754). Роман о герое и об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 творчество Уильяма хогарта (1697–1764) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 Лоренс Стерн (1713–1768). Роман о романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 архитектура, садово-парковое и прикладное искусство второй половины XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 Личное правление Георга III. американская война за независимость. Реконструкция правительства под руководством Уильяма Питта-младшего (1763–1792) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 Портретная живопись XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 Закат эпохи Просвещения. Готический роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Предромантическая и романтическая живопись конца XVIII – начала XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 джордж Стаббс (1724–1806) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Уильям Блейк (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 джон Генри Фюссли (1741–1825) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Глава 7 девятнадцатый век Рубеж веков. великая французская революция и наполеоновские войны (1789–1815). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 джейн Остин (1775–1818): драгоценная простота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 английский романтизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 Уильям Блейк (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 Сэмюэл тейлор кольридж (1772–1834) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 джон китс (1795–1821) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 джордж Гордон Байрон (1788–1824) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 Перси Биши шелли (1792–1822) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 мэри шелли (1797–1851) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 вальтер Скотт (1771–1832) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 архитектура первой половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Живопись первой половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 Индустриальная революция в Британии (1760–1850) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 Индустриальная архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 Парламентская реформа 1832 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 Политическая жизнь в Британии с 1832 по конец 1840-х годов: чартизм и отмена хлебных законов . . . . . . . . 411 викторианская литература. Реализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 Сестры шарлотта Бронте (1816–1855) и Эмили Бронте (1818–1848) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Чарльз диккенс (1812–1870). воспитание чувств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 Уильям мейкпис теккерей (1811–1863). время без героя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 Британия в 50–60-е годы XIX столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 Братство прерафаэлитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 Гладстон и дизраэли. Либералы и консерваторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 королева виктория (годы правления 1837–1901) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 Поздневикторианская Британия – время экономического спада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449 Бытовая культура викторианской эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Империализм и англо-бурская война . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 Изобразительное искусство второй половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 Реалистическая литература конца XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 583
Стр.584
между реализмом и модернизмом: неоромантизм и декаданс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464 неоромантизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 декаданс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 Стиль модерн в изобразительном и прикладном искусстве и в архитектуре рубежа веков . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 Прикладное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 Рождение научной фантастики. Герберт Уэллс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 Глава 8 двадцатый век Эдвардианская эпоха. Последнее либеральное правительство и новый либерализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482 модернизм. вирджиния вулф. джеймс джойс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Британия во время и после Первой мировой войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494 Литература после Первой мировой войны. Ричард Олдингтон (1892–1962) и «потерянное поколение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 дэвид Герберт Лоуренс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 Ирландия в XIX–XX вв. – борьба за обретение независимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 Британия между двумя мировыми войнами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507 Британия во второй мировой войне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510 антиутопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 Олдос хаксли (1894–1963) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516 джордж Оруэлл (Эрик артур Блэр) (1903–1950) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517 Уильям Голдинг (1911–1993) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 джон Рональд Руэл толкиен (1892–1973). Гуманизм или бесчеловечность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523 Британская литература второй половины XX в. Ивлин во. Энтони Берджесс. айрис мердок . . . . . . . . . . . . . . 529 Британия второй половины XX – начала XXI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535 Постмодернизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547 Постколониальная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555 Искусство XX в. архитектура XX в. Прикладное искусство. Живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558 архитектура хх в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558 Прикладное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 Живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 563 том Стоппард. Играем в «Гамлета» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575 Список иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579 584
Стр.585
Contents Foreword . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . On rendering personal and geographical names . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Part I FROM THE PREHISTORIC BRITAIN TO JAMES I Chapter 1 Prehistoric and early medieval history, literature, and art The early history of the British Isles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Prehistoric art in the British Isles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . The Roman Rule . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . The Roman art in the British isles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . The invasion of the Angles, Saxons and Jutes into Britain. The early Anglo-Saxon kingdoms. The Heptarchy . . . . . . The Christianisation of England . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Anglo-Saxon art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Anglo-Saxon manuscripts . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 12 13 15 16 17 19 19 21 Architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Vikings and their role in English history. Alfred the Great’s political and cultural activities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Scandinavian settlers’ art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 England in the 10th and early 11th centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Old English literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Beowulf, the Anglo-Saxon epic . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Old English poetry: The Battle of Maldon, The Seafarer . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 The Norman Conquest: its prehistory and major events . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Chapter 2 History and art of the 11th – 13th centuries The consequences of the Norman Conquest: the feudal society in England after the Norman Conquest (1066–1154) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 William I the Conqueror (ruled between 1066–1087) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 William I’s heirs: William II Rufus (ruled between 1087–1100), Henry I (ruled between 1100–1135) . . . . . . . . . . . . . The Civil War between Stephen and Matilda (Maud) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Romanesque architecture: general principle . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Romanesque architecture: residential buildings . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Romanesque architecture: churches, cathedrals, monasteries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585 51 53 55 56 57 5 8
Стр.586
Romanesque painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Henry II Plantagenet (ruled between 1154–1189) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Henry II’s legal reforms and English common law . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Richard I Coeur de Lion (ruled between 1189–1199). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 61 65 67 John Lackland (ruled between 1199–1216). Magna Carta . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Henry III (ruled between 1216–1272) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Chapter 3 History, literature, and art of the late 13th – 15th centuries Edward I (ruled between 1272–1307) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Legal activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Foreign policy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Conquest of Wales . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Edward II (ruled between 1307–1327) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 The Scottish fight for independence: Robert Bruce, the King of Scotland (ruled between 1306–1329) . . . . . . . . . . . . 86 Edward III (ruled between 1327–1377). The beginning of the Hundred Years’ War . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 The Black Death and its social aftermath. The Peasants’ Revolt of 1381 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 Richard II (ruled between 1377–1399) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 English literature after the Norman Conquest. English literature of the late Middle Ages . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 Sir Gawain and the Green Knight . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Geoffrey Chaucer (1340–1400). Canterbury Tales . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Henry IV (ruled between 1399–1413) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Henry V (ruled between 1413–1422) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Henry VI’s reign (ruled between 1422–1461) until the War of the Roses (prior to 1453) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 The dynastic Wars of the Red and White Roses . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Edward IV’s reign (ruled between 1483–1485) and the second War of the Roses . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Richard III: the real man and the literary character . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Gothic architecture: general principles . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Gothic architecture in England: churches and cathedrals . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Gothic architecture in England: residential and civic buildings . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Chapter 4 History, literature and art of the Tudor England The overview of the historical and political situation in the Tudor England . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 Henry VII Tudor (ruled between 1485–1509) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Henry VIII (ruled between 1509–1547) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 111 151 Architecture and applied art of the Tudor period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Hans Holbein and his art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 The religious and political pendulum: Edward VI and Mary I Bloody . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Edward VI (ruled between 1547–1553) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Mary I Bloody (ruled between 1553–1558) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Elizabeth I (ruled between 1558–1603) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 The Tudor and early Jacobean literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Christopher Marlowe (1564–1593) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 586
Стр.587
Elizabethan portrait painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 William Shakespeare (1564–1616). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 The Shakespeare Question . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Shakespeare's overarching plot . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 Richard III (1592–1593): the tragedy of the all-encompassing vengeance . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 Romeo and Juliet (1591–1595): could tragedy be accidental? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Hamlet (1601): vengeance is mine? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Othello (1603–1604): the tragedy of unadulterated villainy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 Macbeth: the tragedy of fate and free choice . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212 King Lear: from Hamlet to anti-Hamlet . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 The Tempest: Shakespeare’s overarching plot resolved . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 Part 2 FROM JAMES I TO THE PRESENT Chapter 5 The Seventeenth Century James I (ruled between 1603–1625) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229 Lyrical poetry: a brief overview. Lyrical poetry of William Shakespeare and John Donne . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 Before the storm: Charles I’s reign (ruled between 1625–1642) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 Carolean architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 Carolean painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 The English Civil War. The Republic. Oliver Cromwell’s dictatorship (1642–1658) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 17th century English poetry: a brief overview. John Milton. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 The Restoration. Charles II (ruled between 1660–1685) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Restoration architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 Restoration art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 James II (ruled between 1685–1688). The Glorious Revolution (1688) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 William III, Prince of Orange (ruled between 1689–1702) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Literature of the late 17th – early 18th century: The birth of Enlightenment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 Chapter 6 The Eighteenth Century Queen Anne’s reign (ruled between 1702–1714) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Britain during the rule of the first Hanoverian kings (1714–1760) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 Daniel Defoe (1660–1731). Robinson Crusoe – the bourgeois mindset manifesto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Jonathan Swift (1667–1745). Satire or dystopia, or A game of civilization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 Architecture of the early 18th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 William Pitt the Elder and the Seven Years War (1756–1763) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 Samuel Richardson (1689–1761). What is the proper reward for virtue? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 Henry Fielding (1707–1754). A novel about a hero and about the author . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 William Hogarth and his art (1697–1764) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 587
Стр.588
Laurence Sterne (1713–1768). A novel about a novel . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Architecture, landscaping and applied art of the late 18th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 The personal rule of George III. The American War of Independence. The government reform under William Pitt the Younger (1763–1792) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327 18th-century portrait painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 The twilight of Enlightenment. The Gothic novel . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Pre-Romantic and Romantic painting of the late 18th – early 19th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 George Stubbs (1724–1806)) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 William Blake (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 John Henry Fuseli (1741–1825) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Chapter 7 The Nineteenth Century At the turn of the centuries. The French Revolution and the Napoleonic Wars (1789–1815) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 Jane Austen (1775–1818). Precious austerity. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 English Romanticism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 William Blake (1757–1827) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 Samuel Taylor Coleridge (1772–1834) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 John Keats (1795–1821) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 George Gordon Byron (1788–1824) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 Percy Bysshe Shelly (1792–1822) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Mary Shelley (1797–1851) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 Walter Scott (1771–1832) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 Regency architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Regency painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391 Industrial Revolution in Britain (1760–1850) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 Industrial architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 The 1832 Parliamentary Reform Act . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 The political life in Britain from 1832 to the late 1840s: Chartism and the repeal of Corn Laws . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 Victorian literature; realism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 The Brontë sisters: Charlotte Brontë (1816–1855), Emily Brontë (1818–1848) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 Charles Dickens (1812–1870). Sentimental education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420 William Makepeace Thackeray (1811–1863). Time without a hero . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 Britain in the 1850-1860s . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 The Pre-Raphaelite Brotherhood . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 Gladstone and Disraeli. The Liberals and the Conservatives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Queen Victoria (ruled between 1837–1901) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 Late Victorian Britain – the time of an economic recession . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449 Victorian lifestyle and applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Imperialism and Anglo-Boer War . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 Late Victorian painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 Realist literature of the late 19th century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Between realism and modernism: neo-romanticism and decadence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464 Neo-romanticism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 Decadence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 Art nouveau at the turn of the centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 Painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476 588
Стр.589
Applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 Architecture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 The birth of science fiction. Herbert Wells . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479 Chapter 8 The Twentieth Century Edwardian Britain. The last Liberal government and Neo-liberalism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482 Modernism. Virginia Woolf. James Joyce . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485 Britain during and after World War I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494 Post-World War I literature. Richard Aldington (1892–1962) and the “lost generation” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499 David Herbert Lawrence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 Ireland in the 19th and 20th centuries – the fight for independence. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505 Britain between the two world wars . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507 Britain during World War II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510 Dystopia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 515 Aldous Huxley (1894–1963) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516 George Orwell (Erik Arthur Blair) (1903–1950) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 517 William Golding (1911–1973) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 John Ronald Reuel Tolkien (1892–1973). Humanism or inhumanity? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523 British literature of the late 20th century. Evelyn Waugh. Anthony Burgess. Iris Murdoch . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 529 Britain in the late 20th and early 21st centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 535 Postmodernism . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547 Postcolonial literature . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555 20th century art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558 20th century architecture. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 558 Applied art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562 Painting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 563 Tom Stoppard. A game of Hamlet . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571 Conclusion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574 Bibliography . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 575 List of illustrations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579 589
Стр.590

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически