Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 685162)
Контекстум

Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей (серия "Стилистическое наследие") (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторВомперский Валентин Павлович
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц270
ID943584
АннотацияНастоящая книга посвящена истории стилистических учений в России XVII — первой половины XVIII в. Центральное место в ней отведено теории Ломоносова как вершине в развитии отечественной лингвистической мысли. Стилистика создается Ломоносовым как раздел языкознания. В работе также рассмотрена связь ломоносовского стилистического учения с предшествующими традициями трехчленного изучения речи, существовавшими в античной, западноевропейской и отечественной филологии, и современными ему стилистическими учениями.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
ISBN978-5-9765-1043-2
УДК811.161.1’42(075.8)
ББК81.411.2-5я73
Вомперский, В. П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей (серия "Стилистическое наследие") : учебное пособие / В. П. Вомперский .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 270 с. — (Стилитическое наследие) .— ISBN 978-5-9765-1043-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/943584 (дата обращения: 03.12.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стилистическое_учение_М.В._Ломоносова_и_теория_трех_стилей_(серия_Стилистическое_наследие).pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт русского языка имени В.В. Виноградова В.П. ВОМПЕРСКИЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА И ТЕОРИЯ ТРЕХ СТИЛЕЙ Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 «Журналистика» и специальности 030601 «Журналистика» Москва Издательство «ФЛИНТА» 2018 3
Стр.3
УДК 811.161.1’42(075.8) ББК 81.411.2-5я73 В72 Вомперский В.П. В72 Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.П. Вомперский ; вступ. ст. В.И. Аннушкина. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 270 с. — (Стилитическое наследие). ISBN 978-5-9765-1043-2 Настоящая книга посвящена истории стилистических учений в России XVII — первой половины XVIII в. Центральное место в ней отведено теории Ломоносова как вершине в развитии отечественной лингвистической мысли. Стилистика создается Ломоносовым как раздел языкознания. В работе также рассмотрена связь ломоносовского стилистического учения с предшествующими традициями трехчленного изучения речи, существовавшими в античной, западноевропейской и отечественной филологии, и современными ему стилистическими учениями. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 811.161.1’42(075.8) ББК 81.411.2-5я73 ISBN 978-5-9765-1043-2 © Издательство «ФЛИНТА», 2017 4
Стр.4
Оглавление Книга В.П. Вомперского в истории и перспективе стилистических исследований (В.И. Аннушкин) ......................................... 5 Введение ....................................................................................................................51 Глава 1. Теория трех стилей как универсальная логическая схема для разграничения стилистических контекстов литературных языков ................................................................................57 § 1. Основные приемы трехчленного изучения ораторской и поэтической речи, выработанные риториками и поэтиками донациональной поры .................................................................................57 § 2. Использование принципа трихотомии для характеристики языковых стилей в период оформления национальных литературных языков .................................................................................65 Глава 2. Теории трех стилей в России в XVII в. .....................................67 § 1. Первая русская «Риторика» Макария 1617—1619 гг. и его учение о «тройных родах глаголания» .......................................67 § 2. «Риторика» М.И. Усачева 1699 г. и его учение о «трех родах глаголания» .........................................................................76 § 3. О некоторых недостатках в описании «трех родов глаголания» в русских риториках XVII в. ...........................................81 Глава 3. Краткая история терминологии, связанной с понятием стиля (XVII — первая треть XVIII в.) ..........................84 § 1. К ранней истории терминов «род глаголания», «стиль» и их эквивалентов в литературном языке XVII в. ...........84 § 2. Широкое употребление слова «стиль» и его вариантов в литературном языке первой трети XVIII в. .....................................91 § 3. Семантическая история слов «стиль» и «штиль» к первой трети XVIII в. ..............................................................................95 Глава 4. Отсутствие индивидуально-авторского стиля в русском литературном языке до последней четверти XVIII в. Хронология формирования и развития понятия индивидуально-авторского стиля ...................................................... 101 266
Стр.266
Глава 5. Стилистическая теория Феофана Прокоповича ................ 116 § 1. Новые исследования филологических трудов Прокоповича. Философские основы лингвистической теории ученого ............ 116 § 2. Взгляды Прокоповича на литературный язык. Основное содержание стилистической теории ученого .................................. 121 § 3. Учение Прокоповича о подражании как эстетической и стилистической категории ................................................................. 125 § 4. Использование принципа трихотомии в стилистической теории Прокоповича ................................................................................ 128 § 5. Теория трех стилей в осмыслении Прокоповича. Понятие стиля в стилистической теории ученого ......................... 130 § 6. Стилистические качества произведений словесного искусства в понимании Прокоповича ................................................ 139 § 7. Проблема выбора слова в стилистической теории Прокоповича ................................................................................................ 141 § 8. Несколько замечаний об отношении Прокоповича к понятиям стиля жанра и индивидуально-авторского стиля .............................................................................................................. 142 § 9. Значение стилистической теории Прокоповича в истории отечественных стилистических учений ........................ 143 Глава 6. Стилистическая теория В.К. Тредиаковского .................... 146 § 1. Тредиаковский как филолог .......................................................... 146 § 2. Взгляды Тредиаковского на литературный язык. Понятия нормы, употребления и вкуса и их роль в стилистической теории ученого ....................................................... 148 § 3. Теория трех стилей в осмыслении Тредиаковского. Понятие стиля в стилистической теории ученого ......................... 160 § 4. Учение Тредиаковского о поэтических вольностях .............. 162 § 5. Обоснование Тредиаковским понятия индивидуальноавторского стиля. Тредиаковский и «авторов стиль» .................. 167 § 6. Значение стилистической теории Тредиаковского в истории отечественных стилистических учений ........................ 173 Глава 7. Стилистическая теория М.В. Ломоносова ........................... 175 § 1. М.В. Ломоносов — основоположник науки о русском языке. Стилистическая направленность филологических трудов великого ученого ......................................................................... 175 267
Стр.267
§ 2. Постановка Ломоносовым вопроса о связях, взаимодействии и соотношении книжной, славянской и народно-русской стихий в структуре русского национального языка и решение этой проблемы великим ученым .................................... 178 § 3. Исследовательский прием трехчастного деления речи в стилистической теории Ломоносова. Принципы описания трех стилей русского литературного языка XVIII в. .................... 187 § 4. Стилистическая характеристика лексикофразеологического состава русского литературного языка в теории Ломоносова ................................................................................ 190 § 5. Структура, состав языковых средств и функции трех стилей литературного языка в описании Ломоносова ....... 193 § 6. Вопрос о жанровых стилях в теории Ломоносова и о природе их языковых средств ........................................................ 200 § 7. Отсутствие понятия индивидуально-авторского стиля в стилистической теории Ломоносова ............................................... 202 § 8. Историзм Ломоносова в оценке понятий языковых и функционально-речевых стилей ...................................................... 204 § 9. Нормализация в сфере произносительных средств русского литературного языка XVIII в. и их стилистическая квалификация в теории Ломоносова ................................................ 206 § 10. Изучение Ломоносовым параллельных морфологических форм и особенностей их функционирования в стилях русского литературного языка XVIII в. .......................... 208 § 11. Стилистическая характеристика синтаксических явлений русского литературного языка XVIII в. в теории Ломоносова .................................................................................................. 213 § 12. Некоторые спорные вопросы изучения филологического наследия Ломоносова .............................................................................. 224 § 13. Значение стилистической теории Ломоносова в истории русского литературного языка ......................................... 231 Заключение .......................................................................................................... 234 ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................. 236 Приложение 1. Макарий «О тройных родhхh глаголанiя» из «Риторики» (1617—1619 гг.) ............................................................ 236 268
Стр.268
Приложение 2. М.И. Усачев. «Глава о приличном положении реченiй и сказанiй» из «Риторики» (1699 г.) ................................... 241 Приложение 3. Феофан Прокопович. Глава «О трех стилях речи, то есть высоком или важном стиле, среднем или цветистом и низком или простом» ................................................ 243 Приложение 4. Профирий Крайский. Глава «О способе выражения» из «Риторики» (1733—1734 гг.) в записи молодого Ломоносова, слушателя Московской славяногреко-латинской академии ..................................................................... 258 Список иллюстраций ........................................................................................ 263 Список сокращений .......................................................................................... 264 269
Стр.269

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически