Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 501228)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода (99,00 руб.)

0   0
Первый авторАбакумова И. В.
АвторыРудакова И. А., Южный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц112
ID637084
АннотацияРаскрыты инновационные подходы к пониманию метода обучения как категории, инициирующей смыслообразование в учебном процессе. В рамках метасистемного подхода пересматриваются отношения между основными категориями дидактики. Поскольку смысл и смыслообразование выступают в качестве метасистемы, то метод обучения становится, в отличие от традиционного понимания, системообразующим элементом обучения. Показано, как метод обучения в смыслообразующей интерпретации «запускает» личностно-смысловое развитие. Разработана система операционализации диалоговых методов и метода конкретных ситуаций.
Кому рекомендованоПредназначено для магистров-психологов, преподавателей, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами образования, воспитания и обучения.
ISBN978-5-9275-0417-6
УДК37.0(075.8)
ББК74.202я73
Абакумова, И.В. Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / И.А. Рудакова, Южный федеральный ун-т, И.В. Абакумова .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2008 .— 112 с. — ISBN 978-5-9275-0417-6 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/637084

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии И. В. Абакумова И. А. <...> Рудакова ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2008 УДК 37.0(075.8) ББК 74.202я73 А 13 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Ермаков П. Н., доктор педагогических наук, профессор Фоменко В. Т. <...> Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода: учеб. пособие / И. В. Абакумова, И. А. Рудакова. <...> ISBN 978-5-9275-0417-6 обучения как категории, инициирующей смыслообразование в учебном процессе. <...> Поскольку смысл и смыслообразование выступают в качестве метасистемы, то метод обучения становится, в отличие от традиционного понимания, системообразующим элементом обучения. <...> Показано, как метод обучения в смыслообразующей интерпретации «запускает» личностно-смысловое развитие. <...> Разработана система операционализации диалоговых методов и метода конкретных ситуаций. <...> Основные источники инновационного понимания методов обучения . <...> Переосмысление обучения в контексте новой системной методологии (И. В. Абакумова) . <...> Метасистемный подход – современная методология психолого-педагогических теорий . <...> Смысловая дидактика: переосмысление обучения в контексте новой системной методологии . <...> Исследования проблемы выведения знаний на личностно-смысловой уровень . <...> Дидактический метод в контексте приоритетов смысловой дидактики . <...> Интерпретация, структура, содержание и место в образовательном процессе категории дидактического метода в дидактике 70–90-х гг. <...> Дидактическая модель методов обучения с позиций смыслообразования . <...> Смыслообразующий потенциал методов обучения, обеспечивающих смысловое <...>
Дидактические_методы_в_контексте_смыслоцентрированного_подхода.pdf
УДК 37.0(075.8) ББК 74.202я73 А 13 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Ермаков П. Н., доктор педагогических наук, профессор Фоменко В. Т. Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" на 2007–2010 гг.» А 13 Абакумова И. В. Дидактические методы в контексте смыслоцентрированного подхода: учеб. пособие / И. В. Абакумова, И. А. Рудакова. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 112 с. ISBN 978-5-9275-0417-6 Раскрыты инновационные подходы к пониманию метода обучения как категории, инициирующей смыслообразование в учебном процессе. В рамках метасистемного подхода пересматриваются отношения между основными категориями дидактики. Поскольку смысл и смыслообразование выступают в качестве метасистемы, то метод обучения становится, в отличие от традиционного понимания, системообразующим элементом обучения. Показано, как метод обучения в смыслообразующей интерпретации «запускает» личностно-смысловое развитие. Разработана система операционализации диалоговых методов и метода конкретных ситуаций. Предназначено для магистров-психологов, преподавателей, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами образования, воспитания и обучения. ISBN 978-5-9275-0417-6 УДК 37.0(075.8) ББК 74.202я73 © Абакумова И. В., 2008 © Рудакова И. А., 2008 © Южный федеральный университет, 2008 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .................................................................................................... 4 Глава 1. Основные источники инновационного понимания методов обучения .................................................................... 7 § 1. Современная методология психолого-педагогических теорий и проблема самоорганизации образовательных систем. Переосмысление обучения в контексте новой системной методологии (И. В. Абакумова) ................................ 7 1. Метасистемный подход – современная методология психолого-педагогических теорий ...................................................... 7 § 2. Психологические основы инновационного представления методов обучения (И. А. Рудакова) ...................................................... 18 1. Исследования проблемы выведения знаний на личностно-смысловой уровень .................................................... 19 2. Изучение вопроса о соотношении мотива и цели учебной деятельности (А. Н. Леонтьев и его последователи) ..................... 22 3. Формы существования личностного смысла (В. Э. Мильман) ............ 26 4. Личностный смысл как педагогический фактор .............................. 27 5. Интегративная модель смыслообразования в учебном процессе (И. В. Абакумова) ............................................. 31 Глава 2. Дидактический метод в контексте приоритетов смысловой дидактики ................................ 38 § 1. Смыслообразующая концепция методов обучения (И. А. Рудакова, И. В. Абакумова) ......................................................... 38 1. Метод обучения как исследовательская и педагогическая категория ............................................................... 38 2. Интерпретация, структура, содержание и место в образовательном процессе категории дидактического метода в дидактике 70–90-х гг. ХХ в. ............................................... 43 3. Дидактическая модель методов обучения с позиций смыслообразования .......................................................... 47 § 2. Концептуальные модели методов обучения и закономерности их функционирования (И. В. Абакумова) ............................................ 53 1. Смыслообразующий потенциал методов обучения, обеспечивающих смысловое развитие учащихся, и закономерности их функционирования в учебном процессе ............................................................................ 54 2. Смысловая дидактика: переосмысление обучения в контексте новой системной методологии .................................... 11 2. Основные недостатки в работе учителя по реализации инновационных методов обучения в педагогической практике ............................................................... 61 Глава 3. Операционализация дидактического метода как способа инициации смыслообразования учащихся в учебном процессе .............................................................. 68 § 1. Диалоговые методы (И. В. Абакумова) ............................................... 68 1. Психолого-педагогические условия функционирования диалоговых методов ........................................ 68 2. Типология диалоговых методов ........................................................ 72 § 2. Метод конкретных ситуаций (И. В. Абакумова) ................................. 77 1. Смысловой потенциал конкретных ситуаций .............................. 77 2. Модель метода конкретных ситуаций .............................................. 80 Тестовые задания к главам и ключи ответов ....................................... 83 Литература ....................................................................................................... 98 Приложения .................................................................................................. 102 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически