УДК 805.0
ББК 81.2Ита-9
Ш37
QR-код для скачивания аудиоприложения
http://air-lang.ru/audio-apps-download.html
Ш37
Шевлякова, Дарья Александровна.
Итальянский язык. Самоучитель для начинающих / Д. А. Шевлякова. — 18-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 386 с. — Москва : Русистика, 2022. — (Язык без границ). — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-462-01918-0
Самоучитель нового поколения адресован тем, кто никогда не изучал итальянский язык и хочет
овладеть им быстро и самостоятельно. Пособие включает в себя вводный курс, нацеленный на
усвоение правил чтения и произношения, 11 уроков основного курса, посвященного лексике и
грамматике; последний урок представляет собой итоговый тест. В самоучителе есть поурочные
словарики, итальянско-русский и русско-итальянский словари, грамматический справочник,
упражнения разной степени сложности с ключами, постраничные «подсказки». Самоучитель снабжен
аудиоприложением, содержащим тексты и диалоги, озвученные итальянскими дикторами, а
также цветной вклейкой, иллюстрирующей страноведческие материалы уроков. Доступное и пошаговое
изложение материала, объяснения на русском языке, эффективная система самоконтроля
делают пособие незаменимым для детей, и для взрослых — для тех, кто никогда не изучал языки
или думает, что не имеет способностей к ним. Пройдя весь курс, читатель сможет общаться
по-итальянски в типовых ситуациях, читать итальянские тексты средней сложности и не попадать
в неловкое положение из-за незнания итальянских обычаев и норм языкового поведения.
УДК 805.0
ББК 81.2Ита-9
Электронное издание на основе печатного издания: Итальянский язык. Самоучитель для начинающих /
Д. А. Шевлякова. — 17-е изд. — Москва : Русистика, 2018. — 368 с., 16 с. цв. ил. — (Язык без границ). —
ISBN 978-5-7805-1224-0. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских
прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-462-01918-0
© Шевлякова Дарья Александровна, 2017
© ООО «Русистика», 2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Символ ອ с цифрой означает номер дорожки в аудиоприложении.
К читателям ......................................3
Как работать с этой книгой..............4
Вводный курс
Урок № 1
ອ1. Итальянский алфавит ..........6
Правила произношения гласных
и согласных. Правила ударения ......7
ອ2. Упражнение в чтении № 1 ....8
Правила чтения: буквы с, g
перед a, o, u; буква s; буква e;
буква l; двойные согласные ............8
ອ3. Упражнение в чтении № 2 ....8
Грамматика:
§ 1. Род существительных ..........11
§ 2. Неопределенный артикль:
формы и основные случаи
употребления ..............................11
§ 3. Вопрос Che cosa e`? ..............13
Урок № 2
Правила чтения: буква s
(продолжение) ................................16
ອ4. Упражнение в чтении № 1 .....16
Правила чтения: буква i; буква u;
буква q; буквы c, g перед i, e ..........17
ອ5. Упражнение в чтении № 2 ....18
Грамматика:
§ 1. Множественное число
существительных ........................19
§ 2. Понятие смешанного рода....20
Урок № 3
Правила чтения: буквосочетания
gn, gli, che, сhi, ghi............................24
ອ6. Упражнение в чтении № 1 .....24
Язык и культура:
Signora? Signorina?
(Синьора? Синьорина?) ............25
Грамматика:
§ 1. Неопределенный артикль:
случаи неупотребления ..............26
§ 2. Неопределенный артикль
множественного числа ..............26
§ 3. Прилагательное: формы
и место в предложении ..............27
§ 4. Согласование
прилагательного
с существительным ....................28
Урок № 4
Правила чтения: буква z ................32
ອ7. Упражнение в чтении № 1 .....32
Грамматика:
§ 1. Определенный артикль:
формы и основные случаи
употребления ..............................33
Итальянский образ жизни:
Non solo un caffè
(Кофе и не только) ....................37
Урок № 5
Правила чтения:
буквосочетание sc ..........................39
ອ8. Упражнение в чтении № 1 .....39
Грамматика:
§ 1. Личные местоимения ..........40
§ 2. Неправильный глагол
essere............................................40
§ 3. Неупотребление артикля
в ответе на вопрос
о профессии ................................41
ອ9. Dialogo № 1 (Диалог № 1):
Ciao! (Привет!) ............................42
ອ10. Dialogo № 2:
Buon giorno!
(Добрый день!)............................44
Грамматика:
§ 4. Обозначения
национальностей ........................45
ອ11. Dialogo № 3:
Di dove siete?
(Откуда вы родом?).................... 47
Итальянский образ жизни:
Caffè di nuovo!
(И еще раз о кофе!) ....................48
Путешествие по Италии:
L’Italia. Profilo geografico (Италия.
Географический портрет) ..........49
Урок № 6
ອ12. Упражнение
в чтении № 1 ...............................51
ອ13. Упражнение
в чтении № 2 ...............................51
ອ14. Упражнение
в чтении № 3 ...............................51
Грамматика:
§ 1. Неправильный глагол
avere ............................................52
ອ15. § 2. Интонационные
схемы ..........................................54
ອ16. Il testo della lezione
(Текст урока):
Chi и Olga (Кто такая Ольга) ......54
Грамматика:
ອ17. § 3. Интонация
в вопросительном
предложении ...............................56
§ 4. Вопросительное слово
quanto? ........................................57
Путешествие по Италии:
L’Italia. Profilo geografico
(Италия. Географический
портрет) (продолжение) ..............59
Основной курс
Pr ima lez ione ( lez ione 1)
Грамматика:
§ 1. Спряжение глаголов ............60
Стр.366
366
СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. Глаголы I спряжения............60
§ 3. Сочлененные предлоги........63
§ 4. Предлог а: значение,
сочленение с определенным
артиклем ....................................63
§ 5. Предлог da: значение,
сочленение с определенным
артиклем ....................................64
ອ18. Il testo della lezione:
In aereo (В самолете) ..................66
ອ19. Il dialogo della lezione:
Al controllo passaporti
(На паспортном контроле) ........71
Итальянский образ жизни:
Il visto italiano e l’invito
(Итальянская виза
и приглашение) ..........................74
Путешествие по Италии:
L’Italia. Ordinamento amministrativo
(Италия. Административное
устройство)..................................75
Seconda lez ione ( lez ione 2)
Грамматика:
§ 1. Спряжение глаголов
на ciare, giare ............................77
§ 2. Спряжение глаголов
на care, gare..............................77
§ 3. Предлог in: значение,
сочленение с определенным
артиклем ....................................78
§ 4. Предлог di: значение,
сочленение с определенным
артиклем ....................................80
§ 5. Оборот c’è (ci sono) ..............81
§ 6. Количественные
числительные от 0 до 10 ............82
§ 7. Неправильный глагол
andare ..........................................83
ອ20. Il testo della lezione.
All’aeroporto
(В аэропорту) ..............................84
ອ21. Il dialogo della lezione:
Alla dogana (На таможне) ..........89
Итальянский образ жизни:
La dogana italiana (Итальянская
таможня) ....................................90
ອ22. Il dialogo della lezione:
Alla cassa (В кассе) ......................91
Итальянский образ жизни:
FS — Ferrovie Statali
(Железные дороги) ....................93
Путешествие по Италии:
L’Italia. Ordinamento politico
(Италия. Политическое
устройство)..................................93
Ter za lez ione ( lez ione 3)
Грамматика:
§ 1. Глаголы II спряжения ..........95
§ 2. Спряжение глаголов
на gere, cere ..............................96
§ 3. Спряжение глаголов
на gliere ......................................96
§ 4. Притяжательные
местоимения ..............................98
§ 5. Предлог su: значение,
сочленение с определенным
артиклем....................................101
§ 6. Неправильные глаголы
fare, bere ....................................102
§ 7. Количественные
числительные от 11 до 20 ........103
ອ23. Il testo della lezione:
Olga risolve la situazione:
(Ольга находит выход
из положения!)..........................104
ອ24. Il dialogo della lezione:
Un biglietto per l’autobus
(Билет на автобус) ....................109
Итальянский образ жизни:
Trasporto in Italia
(Транспорт в Италии) ..............112
Путешествие по Италии:
Roma antica
(Старинный город Рим) ..........112
Quar ta lez ione ( lez ione 4)
Грамматика:
§ 1. Глаголы III спряжения ......114
§ 2. Местоимение tutto..............116
§ 3. Наречие anche ....................117
§ 4. Неправильные глаголы
venire, tenere ..............................118
§ 5. Неправильные глаголы
stare, dare ..................................119
§ 6. Количественные
числительные от 21
до 1 000 000 000 ........................120
ອ25. Il testo della lezione:
A casa di Sergio
(До´ма у Серджо) ......................121
ອ26. Il dialogo della lezione:
Nel salotto (В гостиной) ............129
Язык и культура:
Comunicare con la gente
(Как люди общаются) ..............133
Итальянский образ жизни:
Feste nazionali e religiose
(Национальные и религиозные
праздники) ................................133
Путешествие по Италии:
Colosseo (Колизей) ..................133
Quinta lez ione ( lez ione 5)
Грамматика:
§ 1. Модальные глаголы ..........135
§ 2. Безударные личные
местоимения ............................137
§ 3. Личные местоимения
при модальных глаголах ..........140
§ 4. Употребление
притяжательных местоимений
с терминами родства ................143
§ 5. Неправильные глаголы
conoscere, sapere ........................144
§ 6. Неправильный глагол
dire ............................................145
ອ27. Il testo della lezione:
Presentazioni (Знакомство) ......146
ອ28. Il dialogo della lezione:
Discorsi sul lavoro
(Разговоры о работе) ................151
Язык и культура:
Tu o Lei?
(«Ты» или «Вы»?) ......................156
Итальянский образ жизни:
Rapporti con i parenti
(Отношения
с родственниками)....................157
Путешествие по Италии:
Foro Romano
(Римский Форум) ......................158
Sesta lez ione ( lez ione 6)
Грамматика:
§ 1. Возвратные глаголы ..........160
§ 2. Che ora è? Che ore sono? —
Который час? ............................164
§ 3. Употребление слов molto,
tanto, troppo, poco, alcuno ..........166
§ 4. Род существительных
на ma, ta, ca ..........................169
§ 5. Неизменяемые
существительные ......................169
§ 6. Неправильные глаголы
uscire, riuscire ............................171
ອ29. Il testo della lezione:
Una giornata di lavoro
(Рабочий день) ..........................171
ອ30. Il dialogo della lezione:
A cena (За ужином) ..................180
Итальянский образ жизни:
La dieta mediterranea
(Средиземноморская
диета) ........................................187
Путешествие по Италии:
L’immagine di Roma Antica
(Образ Древнего
Рима) ........................................189
Стр.367
СОДЕРЖАНИЕ
367
Set t ima lez ione ( lez ione 7)
Грамматика:
§ 1. Passato рrossimo (ближайшее
прошедшее время).
Participio passato (причастие
прошедшего времени) ..............190
§ 2. Обстоятельство времени....198
§ 3. Формы слов bello и quello ....199
§ 4. Неправильный глагол
piacere ........................................201
§ 5. Неправильные глаголы
nascere, crescere, salire, porre ....203
ອ31. Il testo della lezione:
И arrivato Sergio!
(Серджо приехал!) ....................205
ອ32. Il dialogo della lezione:
Olga racconta le sue avventure
(Ольга рассказывает о своих
приключениях) ........................212
Язык и культура:
Un po’ sulla storia della lingua
(Немного об истории языка)....218
Путешествие по Италии:
La Roma cristiana
(Христианский Рим) ................219
Ot tava lez ione ( lez ione 8)
Грамматика:
§ 1. Passato рrossimo
(ближайшее прошедшее время)
(продолжение)............................221
§ 2. Passato рrossimo
(ближайшее прошедшее
время) модальных глаголов......223
§ 3. Место безударных личных
местоимений при глаголах
в passato prossimo (ближайшем
прошедшем времени) ..............225
§ 4. Обозначения дней
недели ........................................226
Язык и культура:
Perché si chiamano così
(Откуда произошли
эти названия) ............................227
Грамматика:
§ 5. Обозначения дат ................227
Грамматика:
§ 6. Названия времен года
и месяцев ..................................228
Язык и культура:
La lingua, le lingue…
(Язык, языки…) ........................228
Грамматика:
§ 7. Порядковые
числительные............................229
Язык и культура:
Secoli all’italiana
(Века´ поитальянски) ..............229
§ 8. Неправильные глаголы
на urre...................................... 231
ອ33. Il testo della lezione:
Olga si и iscritta ad un corso d’italiano
(Ольга записалась на курсы
итальянского языка) ................232
Итальянский образ жизни:
Compiliamo un modulo!
(Давайте заполним анкету!) ......239
Итальянский образ жизни:
L’istruzione in Italia
(Образование в Италии) ..........241
ອ34. Il dialogo della lezione:
Olga chiede la strada (Ольга
спрашивает, как пройти…) ......244
Итальянский образ жизни:
Studiare all’Universitа`
(Учеба в вузе) ............................247
Путешествие по Италии:
Roma. Piazze e fontane
(Рим. Площади и фонтаны) ....247
Nona lez ione ( lez ione 9)
Грамматика:
§ 1. Futuro semplice (будущее
простое время) ..........................249
§ 2. Неправильные формы
futuro semplice (будущего
простого времени) ....................251
§ 3. Обстоятельство времени
(продолжение)............................252
§ 4. Futuro anteriore
(предбудущее время) ................253
§ 5. Participio passato (причастие
прошедшего времени)
(продолжение)............................254
§ 6. Степени сравнения
прилагательных ........................255
§ 7. Множественное число
существительных
и прилагательных на ca, ga
ина co, go ..............................258
§ 8. Обозначения цвета ............259
ອ35. Il testo della lezione:
Progetti di finesettimana
(Планы на выходные) ..............261
Итальянский образ жизни:
Le autostrade in Italia
(Итальянские автострады) ......264
ອ36. Il dialogo della lezione:
Рrenotazione di albergo
(Бронирование гостиницы) ......268
Undi ces ima lez ione ( lez ione 11)
Грамматика:
§ 1. Пассивная форма
глагола ......................................299
§ 2. Повелительное
наклонение ..............................303
§ 3. Повелительное наклонение
неправильных глаголов ............307
ອ39. Il testo della lezione:
Un incidente stradale
(Дорожная авария)....................310
Итальянский образ жизни:
Andare in macchina in Italia
(По Италии на машине) ..........313
ອ40. Il dialogo della lezione:
Dal medico (У врача) ................315
Итальянский образ жизни:
La multa! (Штраф!)....................320
ອ41. Il dialogo della lezione.
Al ristorante (В ресторане) ........320
Путешествие по Италии:
Venezia, сittа` sul mare
(Венеция, город на море) ........327
Формы неправильных глаголов ......329
Итальянскорусский словарь ........330
Русскоитальянский словарь..........347
Итальянский образ жизни:
Al mare (На море)......................272
Путешествие по Италии:
Firenze (Флоренция) ................273
Dec ima lez ione ( lez ione 10)
Грамматика:
§ 1. Imperfetto (незаконченное
прошедшее время) ....................275
§ 2. Il tempo — Погода ..............276
§ 3. Герундий ............................279
§ 4. Относительные
местоимения ............................282
ອ37. Il testo della lezione:
Una storia d’amore
(История любви) ......................286
ອ38. Il dialogo della lezione:
Due telefonate (Два телефонных
звонка) ......................................291
Итальянский образ жизни:
Matrimonio all’italiana
(Брак поитальянски) ..............297
Путешествие по Италии:
Musei di Firenze (Музеи
Флоренции) ..............................297
Стр.368