Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 6, 2022 год
Серия
«Научно-теоретические и методические основы социального
обслуживания»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПО СЕМЕЙНОМУ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Выпуск I
Составитель:
А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 37.018.324
ББК 60.9
Научно-методические основы деятельности учреждений социального обслуживания
по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
/ сост. А. М. Панов. — Выпуск I // Профессиональная библиотека работника
социальной службы. — 2022. — № 6. — 256 c.
Государственная политика, направленная на семейное устройство детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях
имеет приоритетный характер в социальной сфере. В ее реализации велика роль
учреждений социального обслуживания. Совершенствование их деятельности
в данном направлении во многом зависит от качества и глубины разработки ее
научно-методических основ, что обусловило необходимость выпуска тематических
номеров «Профессиональной библиотеки работника социальной службы»,
посвященных этой актуальной и социально значимой проблеме.
В выпуск I включены монографии, подготовленные на основе диссертационных
исследований авторов.
Монография Е. Е. Леоновой посвящена обоснованию и методике практической
организации процесса педагогического содействия подросткам, возвращенным
из замещающих семей в социальные учреждения. Автор раскрывает
педагогическую сущность понятия «возврат подростка из замещающей
семьи» в контексте проектирования дальнейшей жизнедеятельности подростка.
Определены теоретические основы педагогического содействия как процесса
взаимодействия педагога и подростка, направленного на проектирование дальнейшей
жизнедеятельности подростка, возвращенного из замещающей семьи,
обоснованы условия и дано описание технологий и методик организации этого
процесса, представлены результаты изучения результативности его внедрения.
В монографии В. О. Волчанской содержится описание научно-методических
основ процесса реадаптации подростков, повторно помещенных в замещающие
семьи. Автор убедительно доказывает, что социально-психологическая реадаптация
подростков определяется их психологическими особенностями, уровнем
их травматизации и уровнем социально-психологической готовности родителей
к повторному приему подростка в замещающую семью. Представленная структура
социально-психологической готовности семьи к приему детей позволит специалистам,
работающим с приемными семьями, оценить степень риска возврата
подростка из приемной семьи; разработанная модель реадаптации подростка
в приемную семью дает возможность определить мишени социально-психологического
воздействия при реадаптации подростка в приемные семьи; учет уровня
травматизации подростка и его психологических особенностей будет способствовать
эффективной работе психолога с подростком в процессе его реадаптации;
формирование социально-психологической готовности семьи к принятию ребенка
позволит повысить эффективность процесса реадаптации; разработанные технологии
социально-психологического сопровождения реадаптации подростка в семью
позволят улучшить эффективность функционирования замещающих семей.
© Леонова Е. Е., 2022
© Волчанская В. О., 2022
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2022
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 6 (154), 2022 год
Учредитель и издатель журнала:
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение
квалификации и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
Редакционная коллегия:
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Малофеев И. В., доктор социологических наук, доцент;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Фирсов М. В., доктор исторических наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
Объединенная редакция изданий
МОО «Ассоциация работников социальных служб»
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Чулкова Елена Андреевна
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2022
3
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕОНОВА Е.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ
ПОДРОСТКАМ, ВОЗВРАЩЕННЫМ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ
СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: МОНОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКАМ, ВОЗВРАЩЕННЫМ ИЗ
ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Педагогическая сущность понятия «возврат подростка
из замещающей семьи» ..................................................................... 14
1.2. Теоретические основы педагогического содействия как
процесса взаимодействия педагога и подростка, возвращенного
из замещающей семьи ....................................................................... 30
1.3. Научное обоснование условий организации процесса
педагогического содействия подросткам, возвращенным
из замещающих семей в социальные учреждения ........................... 42
Выводы по первой главе ................................................................... 53
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКАМ, ВОЗВРАЩЕННЫМ ИЗ
ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Диагностика состояния возвратов и их влияния на подростков
на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы .... 56
2.2. Реализация условий организации процесса педагогического
содействия подросткам, возвращенным из замещающих семей
в социальные учреждения, на формирующем этапе
эксперимента ..................................................................................... 70
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2022
4
Стр.5
2.3. Результативность организации педагогического содействия
подросткам, возвращенным из замещающих семей в социальные
учреждения ........................................................................................ 90
Выводы по второй главе .................................................................... 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................. 100
Приложение 1. Программа «Наставничество» ................................ 120
Приложение 2. Программа «Книга жизни» ..................................... 129
Приложение 3. Программа «Модуль самостоятельного
проживания» .................................................................................... 134
ВОЛЧАНСКАЯ В.О. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
РЕАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОВТОРНО ПОМЕЩЕННЫХ
В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ: МОНОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 141
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ,
ПОВТОРНО ПОМЕЩЕННЫХ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ
1.1. Анализ особенностей подростков, оставшихся без попечения
родителей, их воспитание и адаптация в замещающей семье
в отечественной и зарубежной литературе .......................................146
1.2. Социально-психологические особенности подростков,
оставшихся без попечения родителей ..............................................155
1.3. Причины и последствия возврата детей подросткового
возраста из замещающей семьи ........................................................170
1.4. Социально-психологические характеристики замещающих
семей как малой группы в ситуации повторного приема
подростка ...........................................................................................176
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2022
5
Стр.6
Выводы по первой главе ...................................................................181
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ РЕАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Социально-психологическая готовность родителей
к повторному принятию подростка в семью как необходимое
условие его успешной адаптации .................................................... 185
2.2. Модель реадаптации подростков в приемных семьях ............. 190
Выводы по второй главе .................................................................. 192
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ,
ПОВТОРНО ПОМЕЩЕННЫХ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ
3.1. Программа исследования ......................................................... 194
3.2 Результаты эмпирического исследования реадаптации
подростков в приемную семью ....................................................... 201
3.3. Технология реадаптации подростков в приемных семьях ...... 221
Выводы по третьей главе ................................................................. 225
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................. 226
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .............................................................. 229
ПРИЛОЖЕНИЕ. Описание методик ............................................. 240
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 6, 2022
6
Стр.7