Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого»
С. К. Хаидов,
Н. А. Степанова,
С. Г. Лещенко
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ,
ВОСПИТАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
Учебник
Тула
Тульское производственное полиграфическое предприятие
2016
Стр.1
ББК 88.8я73
Х15
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор В. С. Агапов
(РАНХ и ГС при Президенте РФ);
доктор психологических наук, профессор Л. В. Темнова
(МГУ им. М. В. Ломоносова)
Хаидов С. К., Степанова Н. А., Лещенко С. Г.
Х15
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными
возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание,
технологии: Учебник для высших учебных заведений / С. К. Хаидов,
Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко. – Тула: Тульское производственное
полиграфическое предприятие, 2016. – 417 с.
с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание,
технологии»
ISBN 978-5-9907802-3-1
В учебнике «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка
раскрываются
основные понятия
психолого-педагогического
сопровождения лиц с ОВЗ, его место в системе научного знания, история развития
и функционирования в системе социальной реабилитации. Описаны основные цели,
задачи, функции, принципы, направления, структура психолого-педагогического
сопровождения, при этом они изложены с учетом возрастных особенностей
и дизонтогенеза. Изложены ведущие возрастно-дизонтологические различия
в технологиях воспитания и психолого-педагогического сопровождения семьи
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Освещены основные вопросы специального педагогического воспитания
в семье, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем,
дошкольном, младшем школьном возрасте.
Учебник включает в себя 3 раздела. Первый раздел раскрывает организацию
и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями
в развитии. Второй раздел посвящен стратегиям семейной педагогики и психологии
в рамках комплексного сопровождения лиц с ОВЗ. Третий раздел содержит
технологии сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Предназначено для бакалавров и магистрантов, обучающихся по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование», специальных, дошкольных
и школьных психологов, социальных педагогов и работников.
ББК 88.8я73
ISBN 978-5-9907802-3-1
© С. К. Хаидов, Н. А. Степанова,
С. Г. Лещенко, 2016
2
Стр.2
Содержание
Предисловие .............................................................................................5
Раздел 1. Организация и содержание психолого-педагогического
сопровождения детей с нарушениями в развитии ...............................7
Тема 1. Понятие психолого-педагогического сопровождения
детей с нарушениями в развитии...............................................................7
Тема 2. Основные положения психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном
процессе ...................................................................................................16
Тема 3. Психолого-педагогическое сопровождение
в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи .................32
Тема 4. Организация службы психолого-педагогического
сопровождения воспитания и обучения детей в КОУ.............................38
Тема 5. Психолого-медико-педагогический консилиум
образовательного учреждения.................................................................50
Тема 6. Основные направления психологической помощи детям
с нарушениями в развитии в процессе психолого-педагогического
сопровождения.........................................................................................67
Тема 7. Психолого-педагогическое сопровождение
интегрированного обучения ....................................................................92
Тема 8. Психолого-педагогическое сопровождение
профессиональной ориентации детей
с ограниченными возможностями здоровья..........................................103
Раздел 2. Стратегии семейной педагогики и психологии
в рамках комплексного сопровождения лиц
с ограниченными возможностями здоровья.....................................119
Тема 1. Психолого-педагогическое сопровождение родителей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.........................................119
Тема 2. Семейные реабилитационные стратегии для детей
с ограниченными возможностями здоровья..........................................143
Тема 3. Семейная специальная педагогика ...........................................155
Тема 4. Стратегия работы социальной службы в рамках комплексного
сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.........168
3
Стр.3
Тема 5. Коррекционно-педагогическая поддержка родителей,
воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями
в развитии ..............................................................................................178
Тема 6. Семейное воспитание детей
с интеллектуальными нарушениями .....................................................193
Тема 7. Задачи и содержание семейного воспитания
детей с нарушениями слуха...................................................................205
Тема 8. Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения................223
Раздел 3. Технологии сопровождения семей, имеющих детей
с нарушениями в развитии.................................................................255
Тема 1. Технологии сопровождения образовательного процесса
средствами ПМПк..................................................................................255
Тема 2. Специфика технологий психолого-педагогического
сопровождения специалистами образовательного учреждения ...........267
Тема 3. Технологии психолого-педагогической диагностики
и консультирования семьи ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.......................................................................325
Тема 4. Технологии психолого-педагогической помощи
семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья..................345
Тема 5 . Технология сопровождения семей, воспитывающих
детей с нарушениями в развитии...........................................................362
Тема 6. Технология социального сопровождения семей
с детьми-инвалидами.............................................................................376
Литература ...........................................................................................388
Приложения .........................................................................................392
4
Стр.4
Предисловие
На современном этапе развития общества, семья
является важнейшим социальным институтом, располагающим
широчайшим диапазоном уникальных возможностей
влиять на формирование и саморазвитие личности. Уверенность
в себе, в своих возможностях и силах зарождаются
в благоприятной атмосфере дома.
Для ребенка, имеющего особенности в развитии,
семья, как наиболее эмоционально значимое пространство
жизнедеятельности, должна осуществлять свое основное
назначение – стать для него не только своеобразной
развивающей, но и коррекционной средой, обеспечивающей
компенсацию недостатков здоровья. Включаясь
в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) учится восполнять свои врожденные
недостатки, обретает возможность справиться с трудностями
взросления иными путями.
Однако, жизнь большинства родителей, воспитывающих
ребенок с особенностями развития, сопровождается целым
рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не
имея ресурсов для создания условий, содействующих
реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами
нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно
сохранить физическое здоровье, душевное равновесие,
терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению
к ребенку ведут себя родители, их стиля воспитания будет
зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно
поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может
быть помощь их родителям и другим членам семьи.
Решение названных проблем во многом ложится на
будущих специалистов, чья деятельность подразумевает
создание благоприятной среды для развития и обучения детей
5
Стр.5
с ОВЗ, их комплексное сопровождение, включающее
и психолого-педагогическое сопровождение семьи.
Учебник имеет
цель
ознакомить
студентов
с теоретическими и практическими основами организации
и осуществления сопровождения семей, воспитывающих
детей с ОВЗ.
Содержание пособия соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту высшего
образования по направлению подготовки Специальное
(дефектологическое) образование (квалификация Магистр),
а также может быть полезна студентам других направлений,
слушателям курсов повышения квалификации или переподготовки,
практикующим педагогам.
Учебное пособие состоит из трёх разделов и приложения.
В
первом разделе раскрывается понятие психологопедагогического
сопровождения детей с нарушениями
в развитии, освещаются основные положения психологопедагогического
сопровождения обучающихся в учебновоспитательном
процессе.
Во втором разделе подробно рассматривается
стратегия семейной педагогики и психологии в рамках
комплексного сопровождения лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
В третьем разделе
описаны технологии
сопровождения семей, имеющих детей с нарушениями
в развитии.
Вопросы и задания, предлагаемые после каждой темы,
позволяют проверить усвоение материала, а общий список
литературы при необходимости расширить и углубить свои
знания по изучаемой направленности.
6
Стр.6
Раздел 1. Организация
и
содержание
психолого-педагогического сопровождения детей
с нарушениями в развитии
Тема 1. Понятие психолого-педагогического сопровождения
с нарушениями в развитии
1.1. Методы и идеология психолого-педагогического
сопровождения в образовательном процессе
1.2. Концептуальные следствия психолого-педагогического
сопровождения
1.3. Содержательные следствия психолого-педагогического
сопровождения
1.4. Организационные следствия психолого-педагогического
сопровождения
1.5. Функционально-ролевые следствия психологопедагогического
сопровождения
1.1. Методы и идеология психолого-педагогического
сопровождения в образовательном процессе
Сопровождение – идти, ехать вместе с кем-либо
в качестве спутника или провожатого [26]. То есть,
сопровождение ребенка по его жизненному пути это
движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди,
если надо объяснить возможные пути.
Сопровождение – это система профессиональной
деятельности психолога, направленной на создание
социально-психологических
условий
практики
для
выступает
успешного
обучения и психологического развития ребенка в ситуациях
образовательного взаимодействия. Объектом школьной
психологической
обучение
и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного
взаимодействия, предметом – социально-психологические
условия успешного обучения и развития.
7
Стр.7
Методы и идеология психолого-педагогического
сопровождения:
1. Следование за естественным развитием ребенка на
данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза,
опираясь на те его личностные достижения, которые реально
есть у ребенка. Находиться в логике его развития, а не
искусственно задавать ему цели и задачи извне. Заниматься
ни тем, что считают важным учителя или «положено» с точки
зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному
ребенку или группе. Таким образом,
важнейший
аксиологический принцип ППС – безусловная ценность
внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность
потребностей, целей, и ценностей его развития.
2. Создание
условий
для
самостоятельного
творческого освоения детьми системы отношений с миром
и самим собой, а также для совершения каждым ребенком
личностно значимых жизненных выборов. Взрослый играет
важную роль в становлении автономного и независимого
внутреннего мира ребенка. Однако взрослый (в данном
случае — психолог) не должен превращаться во внешний
психологический «костыль» своего воспитанника, на который
тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем
самым уйти от ответственности за принятое решение.
В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации
выборов (интеллектуальных, этических,
эстетических),
побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений,
помогает ему принять на себя ответственность за
собственную жизнь.
3. Создание в рамках объективно данной ребенку
условий для
социально-педагогической среды
его
максимального в данной ситуации личностного развития
и обучения.
4. Психологическое сопровождение ребенка в школе
преимущественно педагогическими средствами,
через
8
Стр.8
педагога и традиционные школьные формы учебного
и воспитательного взаимодействия. Скрытые формы
воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством
психолога в жизнь ребенка, его внутришкольные
и внутрисемейные отношения. Педагог-соратник психолога
в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка
и основным ее реализатором. Психолог помогает педагогу
«настроить» процесс обучения и общение на конкретных
учеников [2].
1.2. Концептуальные следствия психолого-педагогического
сопровождения
Сопровождение – процесс, целостная деятельность
практического психолога образовательного учреждения,
в рамках которой выделяют три обязательных взаимосвязанных
компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического
статуса ребенка и динамики его психического
развития в процессе школьного обучения. С первых дней
нахождения ребенка в образовательном учреждении, бережно
и конфиденциально собираться и накапливаться информация
о различных сторонах его психической жизни и динамике
развития, для создания условий успешного обучения
и личностного роста каждого школьника. Для этого
используются методы педагогической и психологической
диагностики. При этом психолог имеет четкие представления
о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах
обучения диагностическое вмешательство действительно
необходимо и какими минимальными средствами оно может
быть осуществлено. Он также учитывает, что в процессе
сбора и использования такой психолого-педагогической
информации возникает множество серьезных этических
и даже правовых вопросов.
9
Стр.9
развития личности учащихся и их успешного обучения. На
основе
психодиагностики
разрабатываются
2. Создание социально-психологических условий для
данных
индивидуальные и групповые программы психологического
развития ребенка, определяются условия его успешного
обучения. Реализация данного пункта предполагает, что
учебно-воспитательный процесс в учебном заведении
построен
по
гибким схемам, может
изменяться
и трансформироваться в зависимости от психологических
особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное
заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от
каждого педагога, так как его подходы и требования к детям
тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из
какого-то
абстрактного
представления
об
идеале,
а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными
возможностями и потребностями.
3. Создание специальных социально-психологических
условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы
в психологическом развитии, обучении. Данное направление
деятельности ориентировано на тех школьников, у которых
выявлены определенные проблемы с усвоением учебного
материала, социально принятых форм поведения, в общении
со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии
и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи
таким детям продумывается система действий, конкретных
мероприятий, которые позволяют им преодолеть или
скомпенсировать возникшие проблемы.
В соответствии с этими основными компонентами
процесса сопровождения выделяются следующие конкретные
формы и содержание работы:
– школьная прикладная психодиагностика;
– развивающая и психокоррекционная деятельность;
– консультирование и просвещение педагогов, школьников
и их родителей;
10
Стр.10