Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методология и методика оценки качества жизни (150,00 руб.)

0   0
Первый авторЛига М. Б.
АвторыЩеткина И. А., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц139
ID211570
АннотацияВ учебном пособии анализируется качество жизни как новая парадигма общественного развития. Рассматриваются методологические и методические основы оценки качества жизни. Осуществляется анализ индикаторов и методик оценки качества жизни. Предлагаются авторские методики оценки качества жизни. Пособие подготовлено в рамках реализации АВЦП «Развитие потенциала высшей школы» по теме научно-исследовательской работы «Социальные стандарты качества жизни: индексы и индикаторы в условиях кризиса».
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям «Социология», «Социальная работа» и др., ученым, преподавателям, специалистам по социальной работе.
ISBN978-5-85158-757-3
УДК364.6(075.3)
ББКС 55.47я73
Лига, М. Б. Методология и методика оценки качества жизни : [учеб. пособие] / И. А. Щеткина; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; М. Б. Лига .— 2-е изд., доп. — Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2011 .— 139 с. — ISBN 978-5-85158-757-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/211570 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-85158-757-3 В учебном пособии анализируется качество жизни как новая парадигма общественного развития. <...> Пособие подготовлено в рамках реализации АВЦП «Развитие потенциала высшей школы» по теме научно-исследовательской работы «Социальные стандарты качества жизни: индексы и индикаторы в условиях кризиса». <...> 4 Методологические основы исследования качества жизни населения Проблемы, связанные с содержанием понятия «качество жизни», были поставлены учеными давно. <...> В России проблемам исследования уровня и качества жизни населения посвятил свои работы Д. П. Журавский, осуществивший дифференциацию населения страны в зависимости от условий жизни, степени состоятельности. <...> Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни. <...> Общее благосостояние (неэкономическое) понимается в данной концепции как совокупность материальных благ, определяющих степень удовлетворенности желаний человека. <...> Наряду с понятием общее благосостояние в теории присутствует понятие индивидуальное благосостояние. <...> Элементы индивидуального благосостояния, не имеющие денежной оценки, образуют качество жизни. <...> Индивидуальное благосостояние это экономическое положение человека и качество его жизни. <...> Ученый рассматривал общее благосостояние государства в качестве критерия благосостояния личности, ставил вопрос о необходимости создания равных возможностей для достижения индивидуального материального благополучия. <...> 7 Модель экономического человека Капитал Труд Земля ЧЕЛОВЕК потребности Экономическая деятельность Схема 1 материальное благосостояние здоровье До 60-х гг. условия жизни общества, человека, социальной группы рассматривались исключительно с экономической точки зрения, оценивались в таких понятиях, как «уровень жизни», «стандарт жизни». <...> Это было время начавшейся <...>
Методология_и_методика_оценки_качества_жизни.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского М. Б. Лига, И. А. Щеткина МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ Чита ЗабГГПУ 2011
Стр.2
ББК С 55.47я73 УДК 364.6 (075.3) Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГГПУ Рецензенты С. И. Григорьев, доктор социол. наук, профессор; Л. Г. Гуслякова, доктор социол. наук, профессор Лига М.Б., Щеткина И.А. Методология и методика оценки качества жизни: учеб. пособие. – 2-е изд., доп. / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; М. Б. Лига, И. А. Щеткина. – Чита, 2011. – 138 с. ISBN 978-5-85158-757-3 В учебном пособии анализируется качество жизни как новая парадигма общественного развития. Рассматриваются методологические и методические основы оценки качества жизни. Осуществляется анализ индикаторов и методик оценки качества жизни. Предлагаются авторские методики оценки качества жизни. Пособие адресовано студентам и магистрантам, обучающимся по направлениям «Социология», «Социальная работа» и др., ученым, преподавателям, специалистам по социальной работе. Пособие подготовлено в рамках реализации АВЦП «Развитие потенциала высшей школы» по теме научно-исследовательской работы «Социальные стандарты качества жизни: индексы и индикаторы в условиях кризиса». ББК С 55.47я73 УДК 364.6 (075.3) ISBN 978-5-85158-757-3 © ЗабГГПУ, 2011 © Лига М. Б., Щеткина И. А., 2011
Стр.3
Содержание Введение .....................................................4 Методологические основы исследования качества жизни населения......5 Уровень жизни населения ......................................27 Индикаторы качества жизни....................................37 Методики оценки качества жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65 Заключение .................................................112 Контрольные задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 Контрольные вопросы........................................116 Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения ........117 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120 3
Стр.4
Введение Вступление человечества в новую цивилизацию, получившую название «цивилизация качества жизни», изменило представления о движущих силах развития общества, о роли и месте человека, о знаниях, которые стали рассматриваться как важнейший стратегический ресурс будущего. Человечество долгие века считало капиталом землю, деньги, золото, производственные фонды, сырьевые и трудовые ресурсы. Становление же информационной интеллектуальной экономики (А. И. Субетто) внесло много нового и интересного в представления людей, ученых, политиков о капитале. В конце XX – начале XXI вв. таким капиталом стали знания. Знания как капитал отличаются от других видов богатства. Во-первых, знания доступны всем. Во-вторых, знание как источник богатства неисчерпаемо, не конечно, не потребляемо. В-третьих, знание избирательно, оно зависит не только от условий, в которых живет личность, но и от ее способностей, от того, как сама личность воспользуется ими. В-четвертых, знание не отчуждается от человека. В-пятых, знание выступает как основа производства новых знаний. Знания могут использоваться для производства новых знаний будучи упорядоченной системой информации. Но в то же время человек как производитель вкладывает свои знания в товары, которые составляют стоимость произведенного продукта или оказанной услуги. Новый товар или услуга, удовлетворяя потребности людей, способствуют дальнейшему развитию знаний. Решающим фактором общественного развития становится человек, его интеллектуальный капитал. В этих условиях общество отказывается от модели «экономического человека». Возникает модель нового человека – «человека знания». Для того, чтобы сформировать такого человека, необходимо не только удовлетворить его материальные потребности, но и потребности в самореализации, самовыражении, что требует использования новых показателей уровня развитости социальной системы, новых индикаторов оценки включенности личности в общественные отношения, изучения качества жизни как важнейшего показателя социально-экономического развития государства. Обращение к вопросам оценки качества жизни необходимо с целью изучения экономических возможностей стран, а также для анализа перспектив развития человеческого капитала. Эта оценка важна и для определения уровня развития социальной сферы, и для выявления потенциальных возможностей страны и региона. Все это вызывает необходимость научного исследования качества жизни населения, разработки оптимальной системы его показателей, методик оценки. 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.