РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и
проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет» (главный редактор)
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии Института
общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профес сионального
образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории,
истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский
педагогический государственный университет», член бюро Научного совета по проблемам истории образования
и педагогической науки РАО
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования», профессор РАО
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель
науки РФ
Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики
и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования
имени А.А. Пинского ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической
педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», членкорреспондент
РАО
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief
Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority
Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief)
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and
Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center for Theory, History of Education and
Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Member
of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science of the Russian
Academy of Education
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the
Russian Academy of Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation
K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of
Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, leading expert of the Centre for General and Extracurricular
Education, Institute of Education, National research university Higher School of Economics
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Leading Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy
and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Corresponding Member of
the Russian Academy of Education
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
C Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
ecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО города
Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета психологии
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, почетный президент РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University
of PYu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty
sychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor
PN. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Honorary
resident of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Подписано к публикации 30.06.2021
© МПГУ, 2021
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования
основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по
следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания;
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
19.00.00 – Психологические науки:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 Медицинская психология;
19.00.05 Социальная психология;
19.00.07 Педагогическая психология.
09.00.00 – Философские науки:
09.00.01 Онтология и теория познания;
09.00.03 История философии;
09.00.08 Философия науки и техники;
09.00.11 Социальная философия.
Философские науки 09.00.00
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
Кожевникова М. Н. «Человек экономический» versus «образование человека»:
проблемы управления образованием ............................................................................................9
Психологические науки 19.00.00
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Валеева Г. В., Тюмасева З. И., Хотеева Р. И., Владимиров Н. М., Меньшиков П. В.,
Арпентьева М. Р. Социально-психологические аспекты деформаций
в системе российского образования .............................................................................................24
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Корнева Е. Н. Формирующее оценивание в контексте профессионального
самоопределения студентов первого курса .................................................................................41
Платонова З. Н. Особенности эмоционально-волевой сферы у подростков
с нарушениями пищевого поведения ...........................................................................................48
Сапогова Е. Е., Бушмина А. А. Современный Homo legens: юношеский
«Круг чтения» в контексте общих характеристик интеллекта ...................................................55
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ушакова В. Р. Переживания в отношении болезни у детей с хроническими
соматическими заболеваниями ....................................................................................................70
Педагогические науки 13.00.00
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попова А. В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов
педагогического процесса .............................................................................................................81
Богуславский М. В., Кармаев А. А., Ким С. В. Московская модель создания
образовательных комплексов: достижения и риски ...................................................................94
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Тютюнова Ю. М. Художественное образование на современном этапе:
проблемы цифровизации ............................................................................................................105
Фролова Е. В., Матвеева В. Д. Развитие финансовой грамотности молодежи
в современных российских условиях ......................................................................................... 118
Алейникова К. А. Проблемный метод обучения в практике высшего
образования США .........................................................................................................................130
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Шевелев А. Н. Педагогическая система К. И. Мая (1856–1890):
к 200-летнему юбилею .................................................................................................................138
Новиков С. Г. Пионерия в системе воспитания «нового человека»
(1920-е годы) .................................................................................................................................150
Сумнительный К. Е., Прокофьева Е. Н. Начальная школа
в педагогике М. Монтессори ........................................................................................................ 163
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Афанасьев И. В., Куницына С. М. Развитие социально-правовой
ответственности у студентов высших учебных заведений ...................................................... 171
Хованская Т. В., Стеценко Н. В. Готовность преподавателей и студентов
физкультурного вуза к цифровизации образования ................................................................180
Новиков Д. С., Новикова Е. И. Подготовка выпускников педагогического вуза
к формированию здравотворческой культуры учащихся ........................................................ 187
Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Организационнометодическое
обеспечение музыкально-изобразительной деятельности
дошкольников в условиях их экологического образования ..................................................... 198
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Соколова Г. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся
с помощью общения на занятиях по русскому языку как иностранному ............................... 211
Портнов Ю. А., Мальшакова И. Л. Организация лабораторных работ
в условиях дистанционного обучения ........................................................................................ 218
Абдуллаева С. Н. Проблема становления компетентностного подхода
к обучению русскому языку в школах с узбекским языком обучения ....................................227
СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
Янь Фэнь. Культура визуализации научных и творческих достижений
в художественном образовании ..................................................................................................235
Гу Шии. Использование историко-культурных аутентичных текстов
в реализации метапредметного подхода в обучении русскому языку
в китайской аудитории ................................................................................................................245
Секретёва А. О., Агасарян Н. К. Тенденции современной программы
подготовки выпускников по специальности «Стоматология» ................................................. 251
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophical Sciences 09.00.00
PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY
Kozhevnikova M. N. “Homo economicus” versus “educating a human”: education
management problems ........................................................................................................................9
Psychological Sciences 19.00.00
SOCIAL PSYCHOLOGY
Valeeva G. V., Tyumaseva Z. I., Khoteeva R. I., Vladimirov N. M., Menshikov P. V.,
Arpentieva M. R. Socio-psycholоgical aspects of deformations in the system
of Russian education .........................................................................................................................24
EDUCATIONAL PSYCHOLOGY
Korneva E. N. Formative assessment in the context of professional
self-determination of first-year students ..........................................................................................41
Platonova Z. N. Peculiarities of the emotional-volitional sphere of adolescents
with eating disorders ........................................................................................................................48
Sapogova E. E., Bushmina A. A. Present Homo legens: young adults’
“circle of reading” in the context of the general features of intelligence ..........................................55
MEDICAL PSYCHOLOGY
Ushakova V. R. Anxiety about illness of children with chronic somatic diseases ..............................70
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
Pedagogical Sciences 13.00.00
MODERNIZATION OF EDUCATION
Popova A. V. Digital pedagogy: on the issue of changing the role of actors
in the pedagogical process ................................................................................................................81
Boguslavsky M. V., Karmaev A. A., Kim S. V. Moscow model of creating educational
complexes: achievements and risks ..................................................................................................94
THEORY OF EDUCATION
Tyutyunova Yu. M. Art education at the contemporary stage: problems of digitalization ...............105
Frolova E. V., Matveeva V. D. Development of financial literacy of youth in modern
Russian conditions .......................................................................................................................... 118
Aleynikova K. A. Problem-based learning in the practice of higher education in the USA ...............130
HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Shevelev A. N. Pedagogical system of K. I. May (1856–1890): dedicated
to the 200th anniversary ................................................................................................................138
Novikov S. G. Pioneer organization in the “new man” upbringing system (1920s) ..........................150
Sumnitelnyi K. E., Prokofyeva E. N. Montessori elementary school .................................................. 163
NEW RESEARCH IN EDUCATION
Afanasyev I. V., Kunitsyna S. M. Development of social and legal responsibility
in students of higher educational institutions ................................................................................ 171
Khovanskaya T. V., Stetsenko N. V. Readiness of teachers and students of physical
education institutions to digitalization of education ......................................................................180
Novikov D. S., Novikova E. I. Preparation of pedagogical university graduates
for forming health-creative culture of students.............................................................................. 187
Komarova T. S., Moskvina A. S., Tretyakov A. L. Organizational and methodological
support of musical and visual activity of preschoolers in the context
of their environmental education ................................................................................................... 198
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Sokolova G. E. Developing the communication competence of students
through communication in the Russian language classes as a second language ............................ 211
Portnov Yu. A., Malshakova I. L. Organizing laboratory classes in the context
of distance learning ........................................................................................................................ 218
Abdullaeva S. N. The issue of developing a competence approach to teaching
the Russian language in schools with the Uzbek language of training ...........................................227
YOUNG SCIENTISTS’ VISION
Yan Feng. Culture of visualization of scientific and creative achievements in art education ..........235
Gu Shiyi. Using historical and cultural authentic texts in the implementation
of the meta-subject approach in teaching Russian to the Chinese students ...................................245
Sekreteva A. O., Agasaryan N. K. Trends of the modern graduate training program
in the specialty “Dentistry” ............................................................................................................ 251
Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru
8
Стр.8