Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Проблемы современного образования

Проблемы современного образования №3 2021 (400,00 руб.)

0   0
Страниц256
ID727166
АннотацияЖурнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования. Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет. Тематика издания: журнал носит гуманитарный междисциплинарный характер и осуществляет публикацию статей по проблемам философии, психологии и педагогики, а так же широкому спектру исследований в сфере отечественного и зарубежного образования
Проблемы современного образования .— Москва : МПГУ .— 2021 .— №3 .— 256 с. — URL: https://rucont.ru/efd/727166 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_современного_образования_№3_2021.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Проблемы_современного_образования_№3_2021.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор) Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профес сионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории, истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», член бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социальногуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор РАО Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель науки РФ Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», членкорреспондент РАО Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief) D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science of the Russian Academy of Education I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the Russian Academy of Education I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, leading expert of the Centre for General and Extracurricular Education, Institute of Education, National research university Higher School of Economics A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Leading Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Corresponding Member of the Russian Academy of Education A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State University A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ C Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки ecil H. Green Library Стэнфордского университета (США) Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, почетный президент РАО THE EDITORIAL COUNCIL N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford University, USA N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University of PYu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty sychology, Lomonosov Moscow State University B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor PN. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Honorary resident of the Russian Academy of Education РЕДАКЦИЯ Выпускающий редактор: Г. В. Альперина Редактор (перевод): М. А. Соколова Дизайн, верстка: Н. И. Лисова EDITORIAL STAFF Executive editor: G. V. Alperina Editor: M. A. Sokolova Design: N. I. Lisova Подписано к публикации 30.06.2021 © МПГУ, 2021 Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям: 13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. 19.00.00 – Психологические науки: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.04 Медицинская психология; 19.00.05 Социальная психология; 19.00.07 Педагогическая психология. 09.00.00 – Философские науки: 09.00.01 Онтология и теория познания; 09.00.03 История философии; 09.00.08 Философия науки и техники; 09.00.11 Социальная философия. Философские науки 09.00.00 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Кожевникова М. Н. «Человек экономический» versus «образование человека»: проблемы управления образованием ............................................................................................9 Психологические науки 19.00.00 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Валеева Г. В., Тюмасева З. И., Хотеева Р. И., Владимиров Н. М., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Социально-психологические аспекты деформаций в системе российского образования .............................................................................................24 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Корнева Е. Н. Формирующее оценивание в контексте профессионального самоопределения студентов первого курса .................................................................................41 Платонова З. Н. Особенности эмоционально-волевой сферы у подростков с нарушениями пищевого поведения ...........................................................................................48 Сапогова Е. Е., Бушмина А. А. Современный Homo legens: юношеский «Круг чтения» в контексте общих характеристик интеллекта ...................................................55 МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ушакова В. Р. Переживания в отношении болезни у детей с хроническими соматическими заболеваниями ....................................................................................................70 Педагогические науки 13.00.00 Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Попова А. В. Цифровая педагогика: к вопросу об изменении роли акторов педагогического процесса .............................................................................................................81 Богуславский М. В., Кармаев А. А., Ким С. В. Московская модель создания образовательных комплексов: достижения и риски ...................................................................94 ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Тютюнова Ю. М. Художественное образование на современном этапе: проблемы цифровизации ............................................................................................................105 Фролова Е. В., Матвеева В. Д. Развитие финансовой грамотности молодежи в современных российских условиях ......................................................................................... 118 Алейникова К. А. Проблемный метод обучения в практике высшего образования США .........................................................................................................................130 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ Шевелев А. Н. Педагогическая система К. И. Мая (1856–1890): к 200-летнему юбилею .................................................................................................................138 Новиков С. Г. Пионерия в системе воспитания «нового человека» (1920-е годы) .................................................................................................................................150 Сумнительный К. Е., Прокофьева Е. Н. Начальная школа в педагогике М. Монтессори ........................................................................................................ 163 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Афанасьев И. В., Куницына С. М. Развитие социально-правовой ответственности у студентов высших учебных заведений ...................................................... 171 Хованская Т. В., Стеценко Н. В. Готовность преподавателей и студентов физкультурного вуза к цифровизации образования ................................................................180 Новиков Д. С., Новикова Е. И. Подготовка выпускников педагогического вуза к формированию здравотворческой культуры учащихся ........................................................ 187 Комарова Т. С., Москвина А. С., Третьяков А. Л. Организационнометодическое обеспечение музыкально-изобразительной деятельности дошкольников в условиях их экологического образования ..................................................... 198 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Соколова Г. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся с помощью общения на занятиях по русскому языку как иностранному ............................... 211 Портнов Ю. А., Мальшакова И. Л. Организация лабораторных работ в условиях дистанционного обучения ........................................................................................ 218 Абдуллаева С. Н. Проблема становления компетентностного подхода к обучению русскому языку в школах с узбекским языком обучения ....................................227 СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ Янь Фэнь. Культура визуализации научных и творческих достижений в художественном образовании ..................................................................................................235 Гу Шии. Использование историко-культурных аутентичных текстов в реализации метапредметного подхода в обучении русскому языку в китайской аудитории ................................................................................................................245 Секретёва А. О., Агасарян Н. К. Тенденции современной программы подготовки выпускников по специальности «Стоматология» ................................................. 251 Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 6
Стр.6
CONTENTS Philosophical Sciences 09.00.00 PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY Kozhevnikova M. N. “Homo economicus” versus “educating a human”: education management problems ........................................................................................................................9 Psychological Sciences 19.00.00 SOCIAL PSYCHOLOGY Valeeva G. V., Tyumaseva Z. I., Khoteeva R. I., Vladimirov N. M., Menshikov P. V., Arpentieva M. R. Socio-psycholоgical aspects of deformations in the system of Russian education .........................................................................................................................24 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Korneva E. N. Formative assessment in the context of professional self-determination of first-year students ..........................................................................................41 Platonova Z. N. Peculiarities of the emotional-volitional sphere of adolescents with eating disorders ........................................................................................................................48 Sapogova E. E., Bushmina A. A. Present Homo legens: young adults’ “circle of reading” in the context of the general features of intelligence ..........................................55 MEDICAL PSYCHOLOGY Ushakova V. R. Anxiety about illness of children with chronic somatic diseases ..............................70 Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 7
Стр.7
CONTENTS Pedagogical Sciences 13.00.00 MODERNIZATION OF EDUCATION Popova A. V. Digital pedagogy: on the issue of changing the role of actors in the pedagogical process ................................................................................................................81 Boguslavsky M. V., Karmaev A. A., Kim S. V. Moscow model of creating educational complexes: achievements and risks ..................................................................................................94 THEORY OF EDUCATION Tyutyunova Yu. M. Art education at the contemporary stage: problems of digitalization ...............105 Frolova E. V., Matveeva V. D. Development of financial literacy of youth in modern Russian conditions .......................................................................................................................... 118 Aleynikova K. A. Problem-based learning in the practice of higher education in the USA ...............130 HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Shevelev A. N. Pedagogical system of K. I. May (1856–1890): dedicated to the 200th anniversary ................................................................................................................138 Novikov S. G. Pioneer organization in the “new man” upbringing system (1920s) ..........................150 Sumnitelnyi K. E., Prokofyeva E. N. Montessori elementary school .................................................. 163 NEW RESEARCH IN EDUCATION Afanasyev I. V., Kunitsyna S. M. Development of social and legal responsibility in students of higher educational institutions ................................................................................ 171 Khovanskaya T. V., Stetsenko N. V. Readiness of teachers and students of physical education institutions to digitalization of education ......................................................................180 Novikov D. S., Novikova E. I. Preparation of pedagogical university graduates for forming health-creative culture of students.............................................................................. 187 Komarova T. S., Moskvina A. S., Tretyakov A. L. Organizational and methodological support of musical and visual activity of preschoolers in the context of their environmental education ................................................................................................... 198 INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION Sokolova G. E. Developing the communication competence of students through communication in the Russian language classes as a second language ............................ 211 Portnov Yu. A., Malshakova I. L. Organizing laboratory classes in the context of distance learning ........................................................................................................................ 218 Abdullaeva S. N. The issue of developing a competence approach to teaching the Russian language in schools with the Uzbek language of training ...........................................227 YOUNG SCIENTISTS’ VISION Yan Feng. Culture of visualization of scientific and creative achievements in art education ..........235 Gu Shiyi. Using historical and cultural authentic texts in the implementation of the meta-subject approach in teaching Russian to the Chinese students ...................................245 Sekreteva A. O., Agasaryan N. K. Trends of the modern graduate training program in the specialty “Dentistry” ............................................................................................................ 251 Проблемы современного образования | № 3 | 2021 | http://pmedu.ru 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ