Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая и профессиональная педагогика (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСковородкина Ирина Зосимовна
АвторыГерасимов Сергей Александрович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц553
ID279612
АннотацияВ учебнике представлены особенности специальности «профессиональное обучение», общие основы педагогики, дидактики, теории воспитания, а также теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования, показана взаимосвязь педагогической теории и практики организации педагогической деятельности в образовательных организациях профессионального образования, раскрываются особенности управления образовательными системами. В приложении даны учебная программа учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика», вопросы к экзамену, материалы для выполнения самостоятельных работ. Завершает издание словарь терминов.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением средних специальных учебных заведений Архангельской области при Союзе «Совет директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Архангельской области» для использования в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по программе углубленной подготовки
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования «Профессиональное обучение (по отраслям)».
ISBN978-5-261-00925-2
УДК377.8(075)
ББК74.479.0я73
Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика : учебник / С.А. Герасимов; И.З. Сковородкина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 553 с. — ISBN 978-5-261-00925-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/279612 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возникновение и развитие педагогики профессионального образования 107 17.1. <...> Теоретические основы воспитания будущих квалифици рованных рабочих, служащих § 36. <...> Особенности планирования и реализации воспитатель ного процесса в профессиональной образовательной организации . <...> Структуры планов по воспитательной работе с первичным ученическим коллективом. <...> Управленческая деятельность руководителя профессиональной образовательной организации и его заместителей. <...> Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является человек в системе «человек – человек» (согласно классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым). <...> Общая педагогика и педагогика профессионального образования Педагогическая профессия требует двоякой подготовки – человековедческой (умение устанавливать отношения с людьми) и специальной (знания в определенной области наук: педагогика, психология, предметные области знаний (математика, русский язык, иностранный язык и др.) <...> «Воспитание во имя счастья ребенка» – таков гуманистический смысл трудов В.А. Сухомлинского. <...> Педагогическое творчество – это 1) выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений [Коджаспирова, Коджаспиров]; 2) это процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах [Сластенин, Исаев, Шиянов, 2007]. <...> Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией [Сластенин, Исаев, Шиянов, 2007]. <...> Примеры педагогических квалификаций: «учитель начальных классов», «педагог дополнительного образования», «мастер производственного обучения <...>
Общая_и_профессиональная_педагогика_учебник.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Общая_и_профессиональная_педагогика_учебник.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов Общая и профессиональная педагогика Рекомендовано учебно-методическим объединением средних специальных учебных заведений Архангельской области при Союзе «Совет директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Архангельской области» для использования в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по программе углубленной подготовки Архангельск ИД САФУ 2014
Стр.1
УДК 377.8(075) ББК 74.479.0я73 С44 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А.К. Орешкина, доктор педагогических наук, профессор Т.Ю. Ломакина Сковородкина, И.З. С44 Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с. ISBN 978-5-261-00925-2 В учебнике представлены особенности специальности «профессиональное обучение», общие основы педагогики, дидактики, теории воспитания, а также теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования, показана взаимосвязь педагогической теории и практики организации педагогической деятельности в образовательных организациях профессионального образования, раскрываются особенности управления образовательными системами. В приложении даны учебная программа учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика», вопросы к экзамену, материалы для выполнения самостоятельных работ. Завершает издание словарь терминов. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования «профессиональное обучение (по отраслям)». УДК 377.8(075) ББК 74.479.0я73 ISBN 978-5-261-00925-2 © Сковородкина И.З., Герасимов С.А., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014
Стр.2
Оглавление Предисловие .................................................................................................................... Часть 1. Общая педагогика и педагогика профессионального образования. Теория обучения Раздел 1. Введение в специальность «профессиональное обучение» § 1. Общая характеристика педагогической профессии ....................................... 1.1. Возникновение и становление педагогической профессии. 1.2. Особенности педагогической профессии. 1.3. Перспективы развития педагогической профессии. 1.4. Профессионально-педагогическая специальность. 1.5. Перспективы развития профессионально-педагогической специальности Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 2. Профессионально-педагогическая деятельность ............................................ 2.1. Сущность профессионально-педагогической деятельности. 2.2. Функции профессионально-педагогической деятельности. 2.3. Виды профессиональнопедагогической деятельности. 2.4. Структура педагогической деятельности Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 3. Профессионализм и профессиональная культура мас тера производственного обучения ........................................................................................................... 3.1. Сущность профессионально-педагогической культуры педагога. 3.2. Структура профессионально-педагогической культуры мастера производственного обучения. 3.3. Профессионально значимые личностные качества педагога. 3.4. Педагогические способности. 3.5. Профессиональная компетентность и компетенция педагога профессионального обучения. 3.6. Квалификационная характеристика мастера производственного обучения Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 4. Профессиональное становление и развитие мастера про изводствен ного обучения ........................................................................................................................... 4.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. 4.2. Этапы профессионального продвижения специалиста и уровни профессионального роста педагога. 4.3. Подготовка педагогов профессионального обучения в системе профессионального образования. 4.4. Повышение квалификации и аттестация мастера производственного обучения. 4.5. Профессиональное самовоспитание педагога. Основы самообразования педагога Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... Раздел 2. Общие основы педагогики § 5. Объект, предмет и функ ции педагогики как науки........................................ 5.1. Общее представление о педагогике как науке. 5.2. Концептуальные взгляды на педагогику. Объект и предмет педагогики. 5.3. Функции и источники развития педагогической науки Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... 48 51 51 16 13 21 22 22 26 26 27 37 38 38 46 47
Стр.3
4 § 6. Основные категории, используемые в пе дагогике .......................................... Оглавление 51 6.1. Основные категории педагогики как науки. 6.2. Междисциплинарные понятия в педагогике Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 7. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками ....... 7.1. Система педагогических наук. 7.2. Связь педагогики с другими науками Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 8. Методологическая ос нова педагогики. Ме тоды педагогических ис следований ............................................................................................................................ 8.1. Понятие о методологии педагогики. 8.2. Философские основания педагогики. 8.3. Методологические принципы (подходы) педагогики. 8.4. Эмпирические методы педагогического исследования. 8.5. Методы теоретического исследования. 8.6. Математические и статистические методы Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 9. Педагогическая наука и практика ...................................................................... 9.1. Наука и условия ее обособления. 9.2. Единство и различия педагогической науки и практики. 9.3. Педагогическая наука и практика как единая система Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 10. История педагогики. Гуманизм как основа современной педагогики...... 10.1. Основные этапы развития педагогики. 10.2. Зарубежные педагогические течения. 10.3. Авторитарная и гуманистическая педагогика. 10.4. Идея гуманизма как основа современной педагогики. 10.5. Становление и развитие гуманистической педагогики Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 11. Нормативно-правовая основа в сфере образования ..................................... 11.1. Сущность и назначение нормативно-правовой основы в сфере образования. Уровни нормативно-правовой документации. 11.2. Декларация прав ребенка 1959 года. 11.3. Конвенция о правах ребенка 1989 года. 11.4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 11.5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 11.6. Областной закон «Об образовании в Архангельской области» Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 12. Целостный педагогический процесс ................................................................ 12.1. Сущность педагогического процесса, его целостность. 12.2. Структура педагогического процесса. 12.3. Педагогический процесс как целостная динамическая система. 12.4. Законы и закономерности педагогического процесса. 12.5. Принципы педагогического процесса. 12.6. Условия построения целостного педагогического процесса. 12.7. Этапы педагогического процесса Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 13. Процесс развития лич ности. Фак торы разви тия .......................................... 13.1. Личность и ее развитие. 13.2. Концепции развития личности. 13.3. Факторы развития личности Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... 54 54 54 57 57 57 64 64 64 66 66 66 73 73 74 78 78 79 85 85 86 89 90
Стр.4
Оглавление § 14. Взаимосвязь развития, обучения и воспитания личности .......................... 14.1. Воспитание и развитие личности. 14.2. Обучение и развитие личности. 14.3. Обучение и воспитание Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... § 15. Педагогические инновации ................................................................................ 15.1. Сущность педагогических инноваций. 15.2. Классификация педагогических инноваций. 15.3. Направления педагогических инноваций. 15.4. Технология инновационного процесса. 15.5. Препятствия на пути инноваций и условия реализации инновационных идей. 15.6. Инновационные образовательные организации. 15.7. Педагог-новатор и его творческое саморазвитие Вопросы и задания ................................................................................................ Рекомендуемая литература ............................................................................... Раздел 3. Теоретико-методологические основы педагогики про фессионального образования § 16. Профессиональная педагогика как наука ....................................................... 100 16.1. Объект, предмет и функции профессиональной педагогики. 16.2. Задачи профессиональной педагогики и ее структура. 16.3. Основные категории педагогики профессионального образования. 16.4. Методы исследований в профессиональной педагогике. 16.5. Структура академического курса профессиональной педагогики Вопросы и задания ................................................................................................ 106 Рекомендуемая литература ............................................................................... 106 § 17. Возникновение и развитие педагогики профессионального образования 107 17.1. Основные этапы развития профессиональной педагогики. 17.2. История профессионального образования за рубежом. 17.3. История профессионального образования в России. 17.4. Современное состояние профессионального образования за рубежом. 17.5. Система подготовки профессиональных кадров в Российской Федерации. 17.6. Системы и концепции профессионального образования. 17.7. Современные требования к подготовке кадров. 17.8. Направления и перспективы развития профессионального образования в условиях модернизации Вопросы и задания ................................................................................................ 131 Рекомендуемая литература ............................................................................... 132 Раздел 4. Дидактические основы профессиональной подготовки рабочих, служащих § 18. Дидактика как наука, ее основные категории ............................................... 133 18.1. Дидактика как отрасль педагогической науки, ее предмет, основные задачи. 18.2. Дидактика (общая дидактика) и частные дидактики (предметные методики). 18.3. Связь дидактики с другими науками. 18.4. Дидактика как система. 18.5. Основные дидактические категории Вопросы и задания ................................................................................................ 136 Рекомендуемая литература ............................................................................... 136 § 19. Сущность процесса обу чения ............................................................................. 137 19.1. Процесс профессионального обучения, его признаки и движущие силы. 19.2. Обучение как вид познавательной деятельности. 19.3. Структура процесса обучения. 19.4. Функции профессионального обучения. 19.5. Специфические особенности процесса профессионального обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 141 Рекомендуемая литература ............................................................................... 142 5 90 92 93 93 98 98
Стр.5
6 Оглавление § 20. Продукт процесса обу чения ............................................................................... 142 20.1. Образование как продукт целенаправленного систематического обучения. Компоненты продукта процесса обучения. 20.2. Уровни результативности обучения и соответствующие им уровни знаний. 20.3. Развитие процесса обучения через призму уровней знаний. Необходимые уровни знаний Вопросы и задания ................................................................................................ 144 Рекомендуемая литература ............................................................................... 144 § 21. Условия и факторы обу чения............................................................................. 144 21.1. Понятия «факторы обучения», «условия обучения». 21.2. Генеральные факторы обучения. 21.3. Иерархия факторов обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 147 Рекомендуемая литература ............................................................................... 147 § 22. Закономерности обучения ................................................................................... 148 22.1. Понятие «закономерности обучения». 22.2. История развития представлений о закономерностях обучения. 22.3. Виды закономерностей обучения. 22.4. Общие закономерности обучения. 22.5. Частные (конкретные) закономерности обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 156 Рекомендуемая литература ............................................................................... 156 § 23. Принципы и правила обучения. Система ди дактиче ских принципов ..... 156 23.1. Понятие «дидактические принципы» («принципы обучения»). 23.2. Исторический характер принципов обучения. 23.3. Правила обучения. 23.4. Система дидактических принципов Вопросы и задания ................................................................................................ 160 Рекомендуемая литература ............................................................................... 161 § 24. Характеристика принципов обучения ............................................................. 161 24.1. Общие дидактические принципы. 24.2. Принципы профессионального обучения. 24.3. Взаимосвязь принципов обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 173 Рекомендуемая литература ............................................................................... 173 § 25. Содержание профессионального образова ния ............................................... 173 25.1. Понятие «содержание образования». 25.2. Факторы, влияющие на содержание образования. 25.3. Принципы формирования содержания образования. 25.4. Способы реализации содержания образования. 25.5. Содержание профессионального образования и его структура Вопросы и задания ................................................................................................ 178 Рекомендуемая литература ............................................................................... 178 § 26. Федеральный государственный обра зовательный стандарт профессионального образования ................................................................................................... 179 26.1. Понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт». 26.2. Значение Федерального государственного образовательного стандарта. 26.3. Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, его требования и структура. 26.4. Основная и дополнительная профессиональные образовательные программы. 26.5. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты, устанавливаемые университетами Вопросы и задания ................................................................................................ 183 Рекомендуемая литература ............................................................................... 183 § 27. Учебный план. Учебная программа .................................................................. 183 27.1. Понятие «учебный план». Виды учебного плана. 27.2. Базисный учебный план по профессии среднего профессионального образования, его структура.
Стр.6
Оглавление 7 27.3. Структура учебного плана образовательной организации по профессии, специальности среднего профессионального образования. 27.4. Учебная дисциплина в системе профессионального образования. Циклы учебных дисциплин. 27.5. Профессиональные модули. Междисциплинарные курсы. 27.6. Понятие «учебная программа». Основные функции и виды учебных программ. 27.7. Структура примерной / рабочей программы учебной дисциплины. 27.8. Структура примерной / рабочей программы профессионального модуля Вопросы и задания ................................................................................................ 190 Рекомендуемая литература ............................................................................... 191 § 28. Учебники и учебные по собия ............................................................................. 192 28.1. Понятие «учебник». Значение учебников в процессе обучения, их основные функции. 28.2. Структура учебника. Педагогические требования к учебнику. 28.3. Учебные пособия. Методические пособия и рекомендации Вопросы и задания ................................................................................................ 195 Рекомендуемая литература ............................................................................... 195 § 29. Методы профессионального обучения ............................................................. 196 29.1. Понятия «метод обучения» и «прием обучения». 29.2. Классификации методов обучения. 29.3. Выбор (проектирование) методов профессионального обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 198 Рекомендуемая литература ............................................................................... 198 § 30. Характеристика методов обучения .................................................................. 199 30.1. Словесные методы обучения. 30.2. Наглядные методы обучения. 30.3. Практические методы обучения. 30.4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Вопросы и задания ................................................................................................ 205 Рекомендуемая литература ............................................................................... 205 § 31. Формы организации профессионального обучения ...................................... 206 31.1. Понятие «форма организации обучения». Развитие организационных форм обучения. 31.2. Классификации форм организации профессионального обучения. 31.3. Формы теоретической подготовки обучающихся. 31.4. Формы практической подготовки. 31.5. Проектирование организационных форм профессионального обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 212 Рекомендуемая литература ............................................................................... 213 § 32. Урок – основная форма обучения ...................................................................... 213 32.1. Понятие «урок». Требования к уроку. 32.2. Характеристика фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения на уроке. 32.3. Структура урока. 32.4. Особенности построения уроков различных типов. Виды уроков. Нетрадиционные уроки. 32.5. Подготовка педагога к уроку. Планирование как важный этап подготовки к уроку Вопросы и задания ................................................................................................ 219 Рекомендуемая литература ............................................................................... 219 § 33. Средства обучения ................................................................................................ 220 33.1. Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. 33.2. Дидактические функции средств обучения. Понятие «система средств обучения». Общие дидактические требования. 33.3. Характеристика современных средств обучения. 33.4. Учебно-производственные средства обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 228 Рекомендуемая литература ............................................................................... 229
Стр.7
8 Оглавление § 34. Современные виды обучения. Педагогические техноло гии в профессиональном образовании .................................................................................................... 229 34.1. Объяснительно-иллюстративное обучение. 34.2. Проблемное обучение. 34.3. Программированное обучение. 34.4. Развивающее обучение. 34.5. Дистанционное обучение. 34.6. Модульное обучение в профессиональной школе. 34.7. Инновационные технологии в профессиональном образовании. 34.8. Теория и методика стадийного профессионального обучения. 34.9. Системы и периоды производственного обучения. 34.10. Особенности работы с одаренными обучающимися, обучающимися с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением. 34.11. Выбор технологии обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 241 Рекомендуемая литература ............................................................................... 241 § 35. Контроль качества теоретического и практического обучения ................ 242 35.1. Функции контроля успеваемости. 35.2. Виды контроля и дидактические требования к его организации. 35.3. Формы контроля качества обучения. 35.4. Оценка. Основные требования к оценке. 35.5. Неуспеваемость учащихся Вопросы и задания ................................................................................................ 245 Рекомендуемая литература ............................................................................... 245 Часть 2. Теория воспитания и управление педагогическими системами Раздел 5. Теоретические основы воспитания будущих квалифици рованных рабочих, служащих § 36. Теория воспитания, ее основные категории ................................................... 248 36.1. Теория воспитания как раздел общей педагогики. 36.2. Объект и предмет теории воспитания, ее основные задачи. 36.3. Основные категории теории воспитания. 36.4. Методы исследований теории воспитания как науки. Связь теории воспитания с другими науками Вопросы и задания ................................................................................................ 251 Рекомендуемая литература ............................................................................... 252 § 37. Сущность и содержание процесса воспитания. Уча щийся – субъект воспитания ............................................................................................................................ 252 37.1. Понятие «воспитание». Своеобразие воспитательного процесса. 37.2. Движущие силы процесса воспитания. 37.3. Цель и задачи воспитания. Основные направления воспитания. 37.4. Учащийся как субъект процесса воспитания. 37.5. Цикличность и содержание процесса воспитания. 37.6. Концепции воспитания. 37.6. Особенности содержания профессионального воспитания Вопросы и задания ................................................................................................ 280 Рекомендуемая литература ............................................................................... 281 § 38. Закономерности воспи тательного процесса ................................................... 281 38.1. Понятие «закономерности воспитания». 38.2. Содержание закономерностей воспитания Вопросы и задания ................................................................................................ 283 Рекомендуемая литература ............................................................................... 283 § 39. Принципы воспитания ........................................................................................ 284 39.1. Понятия «принцип воспитания», «правило воспитания». Требования, предъявляемые к принципам воспитания. 39.2. Подходы к определению (классификации) системы принципов воспитания. 39.3. Характеристика принципов воспитания Вопросы и задания ................................................................................................ 291 Рекомендуемая литература ............................................................................... 292
Стр.8
Оглавление 9 § 40. Этапы воспитательного процесса ..................................................................... 292 40.1. Понятие «этапы воспитательного процесса». 40.2. Содержание этапов воспитательного процесса Вопросы и задания ................................................................................................ 293 Рекомендуемая литература ............................................................................... 293 § 41. Методы и приемы вос питания. Классификация мето дов воспитания ..... 294 41.1. Понятия «метод воспитания», «прием воспитания». 41.2. Классификации методов воспитания. 41.3. Выбор методов воспитания Вопросы и задания ................................................................................................ 297 Рекомендуемая литература ............................................................................... 297 § 42. Характеристика методов воспитания .............................................................. 298 42.1. Методы формирования сознания личности. 42.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 42.3. Методы стимулирования поведения и деятельности. 42.4. Методы самовоспитания. Организация работы по самовоспитанию и педагогическое руководство самовоспитанием обучающихся Вопросы и задания ................................................................................................ 308 Рекомендуемая литература ............................................................................... 309 § 43. Формы организации процесса воспитания ..................................................... 309 43.1. Понятие «форма воспитания». Функции формы воспитательной работы. 43.2. Подходы к классификации форм организации воспитательного процесса. 43.3. Методика подготовки и проведения форм организации процесса воспитания. 43.4. Проблема выбора форм организации воспитательного процесса Вопросы и задания ................................................................................................ 316 Рекомендуемая литература ............................................................................... 316 § 44. Средства воспитания ........................................................................................... 317 44.1. Средство воспитания как категория теории воспитания. 44.2. Основные функции средств воспитания. Классификация средств воспитания. 44.3. Характеристика основных педагогических средств воспитания. 44.4. Проблема выбора средств воспитания. Взаимосвязь содержания воспитания, методов, средств и форм организации процесса воспитания Вопросы и задания ................................................................................................ 331 Рекомендуемая литература ............................................................................... 331 § 45. Современные подходы к воспитанию .............................................................. 331 45.1. Понятие «подход в воспитании». Структурные компоненты педагогического подхода к организации воспитательного процесса. 45.2. Системный подход к построению воспитательного процесса. 45.3. Деятельностный подход в воспитании учащихся. 45.4. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности. 45.5. Философско-антропологический подход в воспитании. 45.6. Комплексный подход к воспитанию. 45.7. Культурологический, коммуникативно-диалогический, средовой и аксиологический подходы в воспитании учащихся Вопросы и задания ................................................................................................ 339 Рекомендуемая литература ............................................................................... 339 § 46. Ученический коллектив и его формирование ............................................... 339 46.1. Понятия «коллектив», «ученический воспитательный коллектив». 46.2. Взаимоотношения личности и коллектива. 46.3. Признаки коллектива. 46.4. Структура коллектива образовательной организации и специфика его формирования. 46.5. Структура первичного ученического коллектива. Функции ученического коллектива. 46.6. Становление теории коллектива. Разработка теории коллектива на современном этапе. 46.7. Этапы развития коллектива. 46.8. Пути формирования ученического коллектива. 46.9. Педа
Стр.9
10 Оглавление гогические условия предупреждения и коррекции социальной дезадаптации. 46.10. Диагностика ученического коллектива Вопросы и задания ................................................................................................ 358 Рекомендуемая литература ............................................................................... 359 § 47. Воспитательная система образовательной организации ............................. 359 47.1. Понятие «воспитательная система образовательной организации». 47.2. История развития воспитательных систем образовательных организаций. 47.3. Функции и структура воспитательной системы образовательной организации. 47.4. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. 47.5. Модели воспитательных систем. 47.6. Особенности создания воспитательных систем образовательных организаций. 47.7. Этапы развития воспитательной системы образовательной организации. 47.8. Критерии определения уровня сформированности воспитательной системы образовательной организации. 47.9. Управление воспитательной системой образовательной организации. 47.10. Авторские воспитательные системы образовательных организаций Вопросы и задания ................................................................................................ 379 Рекомендуемая литература ............................................................................... 380 § 48. Содержание и формы работы образовательной организации с семьей .... 380 48.1. Семья. Семейное воспитание. Кризис семейного воспитания в современном обществе. 48.2. Основные функции семьи. Права и обязанности родителей. 48.3. Типы семей и особенности воспитания в них. 48.4. Содержание семейного воспитания. 48.5. Стили семейного воспитания. 48.6. Специфика методов воспитания детей в семье. Условия успешного семейного воспитания. 48.7. Педагогическое руководство семейным воспитанием. Функции работы образовательной организации с родителями учащихся. 48.8. Психолого-педагогические правила взаимодействия образовательной организации с семьей. 48.9. Индивидуальные формы работы образовательной организации с семьей. 48.10. Коллективные и групповые формы работы образовательной организации с семьей Вопросы и задания ................................................................................................ 393 Рекомендуемая литература ............................................................................... 393 § 49. Особенности планирования и реализации воспитатель ного процесса в профессиональной образовательной организации ................................................. 394 49.1. Планирование воспитательной деятельности, его значение и виды. 49.2. Результат планирования воспитательной деятельности. Функции плана воспитательной работы. 49.3. Педагогические требования к планированию воспитательной деятельности. Типология планов воспитательной работы. 49.4. Виды планов по воспитательной работе в образовательной организации и в ученическом коллективе. 49.5. Примерные разделы годового плана воспитательной работы образовательной организации. 49.6. Структуры планов по воспитательной работе с первичным ученическим коллективом. 49.7. Общие этапы планирования воспитательной деятельности Вопросы и задания ................................................................................................ 402 Рекомендуемая литература ............................................................................... 403 § 50. Оценка уровня воспи танности обучающихся ................................................ 403 50.1. Понятие «диагностика воспитанности обучающихся». Критерии оценки воспитанности. 50.2. Показатели воспитанности учащихся. 50.3. Методы изучения воспитанности обучающихся. 50.4. Карта личности. 50.5. Уровни воспитанности учащихся Вопросы и задания ................................................................................................ 411 Рекомендуемая литература ............................................................................... 411
Стр.10
Оглавление Раздел 6. Основы управления образовательными системами § 51. Педагогическая система, ее структура и разновид ности ............................. 412 51.1. Понятие «педагогическая система». 51.2. Структура педагогической системы. 51.3. Виды педагогических систем Вопросы и задания ................................................................................................ 414 Рекомендуемая литература ............................................................................... 415 § 52. Непрерывное образование. Система образования в Рос сийской Федерации ................................................................................................................................ 415 52.1. Понятия «непрерывное образование» и «система образования». Основные факторы развития системы образования. 52.2. Основные принципы построения и функционирования системы непрерывного образования в России (принципы государственной политики в области образования). 52.3. Система образования в Российской Федерации и ее образовательные организации. 52.4. Субъекты управления образованием, их полномочия. Органы управления образованием. Формы получения образования Вопросы и задания ................................................................................................ 425 Рекомендуемая литература ............................................................................... 425 § 53. Образовательная организация как педагогическая сис тема ...................... 425 53.1. Понятия «образовательная организация», «профессиональная образовательная организация». 53.2. Структура образовательной организации как педагогической системы. 53.3. Системообразующие факторы и условия функционирования образовательной организации как педагогической системы. 53.4. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации Вопросы и задания ................................................................................................ 431 Рекомендуемая литература ............................................................................... 432 § 54. Нормативно-правовая база управления образователь ными системами 432 54.1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» как основной документ в области управления системой образования. 54.2. Областной закон «Об образовании в Архангельской области» как региональный документ в сфере управления педагогическими системами. 54.3. Отражение конкретной системы управления образовательной организацией в ее Уставе Вопросы и задания ................................................................................................ 434 Рекомендуемая литература ............................................................................... 434 § 55. Управление профессиональной образовательной организацией ............... 435 55.1. Сущность и функции управления образованием. 55.2. Принципы управления. 55.3. Типология структур управления образовательной организацией. 55.4. Традиционные уровни управления образовательной организацией. 55.5. Управленческая деятельность руководителя профессиональной образовательной организации и его заместителей. 55.6. Методы управления образовательной организацией. 55.7. Организационные формы управленческой деятельности в профессиональной образовательной организации. 55.8. Сущность и особенности инновационного управления Вопросы и задания ................................................................................................ 446 Рекомендуемая литература ............................................................................... 446 § 56. Планирование работы профессиональной образовательной организации ................................................................................................................................. 447 56.1. Общие требования к планированию работы профессиональной образовательной организации. 56.2. Содержание плана работы профессиональной 11
Стр.11
12 Оглавление образовательной организации на учебный год. 56.3. Особенности планирования методической (научно-методической) работы в образовательной организации.............................................................................................................................. Вопросы и задания ................................................................................................ 449 Рекомендуемая литература ............................................................................... 450 § 57. Контроль как функция управления образовательной организацией ....... 450 57.1. Сущность и назначение контроля как функции управления образовательной организацией. 57.2. Принципы, виды и методы контроля. 57.3. Педагогический анализ как основа эффективности контроля. 57.4. Особенности контроля и педагогического анализа уроков теоретического и производственного обучения Вопросы и задания ................................................................................................ 453 Рекомендуемая литература ............................................................................... 454 § 58. Педагогический коллектив, его формирование и развитие ....................... 454 58.1. Понятие «педагогический коллектив». 58.2. Межличностные отношения в педагогическом коллективе. 58.3. Сплочение педагогического коллектива Вопросы и задания ................................................................................................ 456 Рекомендуемая литература ............................................................................... 457 Заключение ..................................................................................................................... 458 Приложения Приложение 1. Учебная программа учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» для специальности среднего профессионального образования 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по программе углубленной подготовки .............................................. 460 Приложение 2. Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» для специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по программе углублен ной подготовки ............................................................................................................. 486 Приложение 3. Материалы для выполнения самостоятельных работ .......... 489 Словарь терминов ......................................................................................................... 528 Библиографический список ........................................................................................ 548
Стр.12
ПредИСлОвИе Одной из приоритетных задач модернизации системы профессионального образования в Российской Федерации и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения является подготовка квалифицированных рабочих, служащих, востребованных в современных динамичных социально-экономических условиях. Несомненно, что ведущую роль в этом могут и должны сыграть мастера производственного обучения, имеющие опыт практической профессиональной деятельности. Формирование педагогической компетентности у студентов – будущих мастеров производственного обучения происходит в процессе освоения ими содержания учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Предлагаемый учебник в двух частях («Общая педагогика и педагогика профессионального образования. Теория обучения» и «Теория воспитания и управление педагогическими системами») подготовлен на основе программы по учебной дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по программе углубленной подготовки. Его содержание построено на идее целостности, системности и гуманизации педагогического процесса в рамках реализации компетентностного подхода. В учебнике подробно рассматривается введение в специальность «профессиональное обучение», раскрываются общие основы педагогики, основы педагогики профессионального образования, дается характеристика дидактических аспектов профессиональной подготовки рабочих и служащих, особенностей их воспитания, представляется обзор специфики управления образовательными системами. После каждого параграфа даны вопросы и задания, списки рекомендуемой литературы. В приложении даны учебная программа учебной дисциплины «Общая и профессиональная педагогика», материалы для выполнения студентами самостоятельных работ. Завершает издание словарь терминов. Настоящее учебное издание реализуется в рамках международного проекта ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров в Российской Федерации. Учебник «Общая и профессиональная педагогика» подготовлен авторами – руководителями Северным региональным отделением Национального Центра ЮНЕСКО / ЮНЕВОК международного проекта ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке кадров в Российской Федерации, в качестве которого выступают государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж» (г. Архангельск) и институт педагогики и психологии федерального государственного
Стр.13
14 Предисловие автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск). Назначением деятельности Северного регионального отделения является рассмотрение проблематики развития технического и профессионального образования и подготовки кадров в Российской Федерации, научно-методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения в системе среднего профессионального и высшего образования в контексте существующих мировых тенденций. Функционируя с 2012 года, отделение успешно провело ряд научно-практических конференций, в том числе международного уровня, по проблематике реализации компетентностного подхода в образовании, ведения научно-исследовательской деятельности и стандартизации системы образования, опубликовало значительное количество сборников научных статей, тезисов докладов и учебно-методических материалов.
Стр.14