ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1489)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом “Народное образование”»
Редакционная коллегия (экспертный совет):
Åëåà Øèøàêîâà, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Ààòîëèé Åðîëè, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êàåâ, доктор биологических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Èðèà Êîëåñèêîâà, профессор, доктор педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Виктор Ñëîáî÷èêîâ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Âèòîëü ßñâè, профессор, доктор психологических наук
Редакция:
Елена Шишмакова (главный редактор), Любовь Купфер (выпускающий редактор),
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Арсений Замостьянов (консультант),
Тамара Ерегина (редактор)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте www.narodnoe.org
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹6’2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.Н. Смолин
Две напасти, или О том,
нуждается ли Россия
в контрпросвещении
А.М. Кушнир
Насущно о воспитании и его
«Примерной программе…»
В.И. Слободчиков,
А.А. Остапенко
Воспитание человеческого
в человеке... Механический
конструктор или
органическая система?
В.Д. Шадриков
О воспитании:
условия успешности
7
Основное содержание закона «О внесении изменений в Федеральный
закон “Об образовании в Российской Федерации”» (в части введения
просветительской деятельности). Определение просветительской
деятельности. Аргументация сторонников и противников законопроекта.
23
Некоторые мысли автора о «Примерной программе воспитания»,
опубликованные на страницах Фейсбука.
26
Модель планирования воспитательного процесса, выстроенная
на внутренне присущих ребёнку закономерностях его душевного
развития, духовного становления и взросления. Предложенная модель
как дополнение к положениям проекта «Примерной программы
воспитания обучающихся», разработанного Институтом стратегии
развития образования РАО.
40
Роль государства в воспитании подрастающего поколения: культурноисторический
подход. Специфика воспитания в России. Соотношение
светской и духовной власти в вопросе воспитания. Необходимость
разработки федеральной программы, определяющей содержание
воспитания, и методы её реализации в современных условиях.
С.Н. Коротких,
М.Е. Соколова
Воспитание в современной
школе: проблемы и вызовы
49
Анализ проблемы организации воспитательной деятельности
в современной школе. Вызовы современной российской системе
образования в сфере воспитания. Особенности реализации
федерального проекта «Воспитание граждан Российской Федерации».
2
Народное образование 6’2021
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.С. Мануйлов
Очерк теории
воспитательных систем
академика Л.И. Новиковой
61
История формирования теории воспитательных систем Л.И. Новиковой.
Знакомство Л.И. Новиковой с творческим наследием А.С. Макаренко.
Коллектив как инструмент развития творческой индивидуальности.
Единый коллектив детей и взрослых как ядро воспитательной системы.
Характеристика теории воспитательных систем Л.И. Новиковой
с позиций личности, деятельности, отношений и общения, среды,
управления и образа жизни.
А.А. Ермолин
Перспективы модернизации
систем воспитательной работы
в школе на основе методологии
оценки рабочих компетенций
Е.Б. Голубев
Сегодня — в сотрудничестве,
завтра — самостоятельно
66
Сущность понятия «компетенция». История появления компетентностного
подхода. Особенности внедрения компетентностного подхода в практику
воспитательной работы. Шкала командного лидерства.
76
Гипотеза обоснования Л.С. Выготским механизма обучения
в переменных парах методом коллективного взаимного обучения
А.Г. Ривина. Использование зоны ближайшего развития в тестах
нового поколения — динамических. Методика исследования
обучаемости А.Я. Ивановой.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Не смейте обижать учителей!
В.П. Лукьяненко
Методологический коллапс
концепции преподавания
учебного предмета
«Физическая культура»
83
К вопросу о заработной плате учителей. Особенности организации
конкурса «Учитель года России». Об отношении чиновников и родителей
к учителям.
93
Причины неудовлетворительного состояния процесса разработки
Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура»
в общеобразовательных учреждениях России. Анализ причин
методологического характера. Понятийно-терминологическая проблематика.
Предложения и рекомендации по разработке Концепции.
3
Народное образование 6’2021
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА А.М. КУШНИРА
А.М. Кушнир,
А.А. Остапенко,
В.В. Гузеев
Как учить грамотному русскому
письму детей-инофонов
Л.Д. Сыромятникова
В память об Алексее
Михайловиче Кушнире
В.Н. Колесова,
С.С. Черепанова
Об Алексее Михайловиче
Кушнире
В.Г. Абрамова,
М.П. Тихонова
С благодарностью...
111
Последовательность формирования содержательной и технической
(моторной) составляющих навыка грамотного письма. Факторы,
обуславливающие особенности формирования формальной
и функциональной грамоты инофонов, и принципы их выявления.
Матрица многообразия особенностей формирования формальной
и функциональной грамоты инофонов.
139
Участие в XVIII Международном конкурсе имени А.С. Макаренко.
Разработка концепции развития воспитания подрастающего поколения
Мельжехсинского наслега. Механизмы внедрения концепции. Организация
круглогодичной учебно-производственной деятельности школьников.
143
Агропрофилированная школа МБОУ «Кустурская СОШ
им. И.Н. Слепцова». Специфика воспитательной системы школы.
Из опыта работы сезонной кочевой школы.
147
Цели Международного конкурса имени А.С. Макаренко и Макаренковских
чтений. Опыт работы Майинской средней общеобразовательной
школы Мегино-Кангалаского улуса Республики Саха (Якутия).
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
М.М. Поташник
Очевидное — невероятное
(забытый уникальный
эксперимент)
151
Безграмотная финансовая политика Министерства и деградация учителей.
Характеристика государственной системы институтов повышения квалификации
педагогических работников. Гипотеза и опыт Ю.Е. Васильева.
Рекомендации по повышению уровня профессионального мастерства
и культурного развития учителей.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
А.М. Лобок
Как зажечь в реб¸нке
огонь чтения?
Умение и искусство читать в эпоху
клипов и кликов
161
Условия и средства для формирования потребности в чтении у детей
дошкольного и младшего школьного возраста через механизмы
Я-актуализации в тексте (способность воображения, способность
свободного путешествия в тексте и игры с текстом, способность
слышать и понимать читаемый текст и др.).
4
Народное образование 6’2021
Стр.5
В.А. Минов,
М.В. Минова,
В.Б. Лебединцев
Шаг развития школьного
обучения-воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
171
Учебные занятия как основа концепции развития школьного воспитания.
Неслиянность и нераздельность обучения-воспитания. Субъекты
и предмет школьного воспитания. Жизнеспособность и самоопределение
учительских коллективов. Противоречия Примерной программы
воспитания. Идеологические целевые ориентиры. Стратегические
ориентиры развития школьного обучения и воспитания.
З.А. Абасов,
Н.М. Новичкова
Воспитательный потенциал
групповой работы учащихся
на уроке
А.В. Комарова,
Т.В. Слотина
Манипуляции и скрытое
управление как способы
взаимодействия
в образовательной среде
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
185
Обучение и воспитание как две стороны единого образовательновоспитательного
процесса. Воспитательные возможности групповой
работы, принципы комплектования групп для совместного выполнения
задания. Требования к содержанию учебного материала для групповой
работы и критерии оценки эффективности такой формы обучения.
193
Сравнительный анализ использования манипулятивных техник и техник
скрытого педагогического управления. Классификация видов манипулирования
в педагогической среде. Примеры использования некоторых техник
педагогического воздействия. Манипуляция как негативное и этически
неправомерное явление. Диалог как наиболее эффективный способ
взаимодействия.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
О сексуальном образовании
детей: взгляд на западные
решения
203
Необходимость полового воспитания в современной школе.
Характеристика программы «Отношения и сексуальное воспитание»
(на уровне начальной и средней школы), разработок различных
подразделений ООН. Базовые вопросы безопасности.
Стр.6