Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Пунктуационный практикум по редактированию (110,00 руб.)

0   0
АвторыХохонин Дмитрий Евгеньевич
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц29
ID702294
АннотацияДанное методическое пособие поможет студентам освоить раздел «Пунктуация» курса «Практическая грамматика» и овладеть необходимыми компетенциями, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.03 Издательское дело (уровень бакалавриата).
Кому рекомендованоРекомендовано студентам 3-го курса филологического факультета .
Пунктуационный практикум по редактированию / Д.Е. Хохонин .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 29 с. — 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/702294 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пунктуационный_практикум_по_редактированию_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Пунктуационный_практикум_по_редактированию_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПРАКТИКУМ ПО РЕДАКТИРОВАНИЮ Учебно-методическое пособие Составитель Д. Е. Хохонин Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
Содержание Пояснительная записка ........................................................................................... 4 § 1. Знаки препинания в простом и осложненном простом предложении........ 5 1.1. Тире и двоеточие в простом предложении .............................................. 6 1.2. Знаки препинания в предложении с однородными членами ................. 8 § 2. Знаки препинания в предложениях с обособленными членам .................. 9 2.1. Обособление определений ........................................................................... 9 2.2. Обособление обстоятельств ...................................................................... 11 2.3. Обособление дополнений .......................................................................... 13 2.4 Знаки препинания при уточняющих членах предложения ..................... 14 § 3. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения ................................... 16 3.1. Вводные слова и вставные конструкции ................................................. 16 3.2. Обращение ................................................................................................... 17 § 4. Знаки препинания при союзе/частице как ................................................... 18 § 5. Пунктуация в сложном предложении .......................................................... 19 5.1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении .......................... 19 5.2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ....................... 21 5.3. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении ...................... 22 5.4 Знаки препинания в предложении с разными видами связи .................. 23 § 6. Знаки препинания при прямой речи и цитатах ........................................... 25 6.1. Прямая речь ................................................................................................. 25 6.2. Диалог .......................................................................................................... 26 6.3. Цитата .......................................................................................................... 27 § 7. Литература ...................................................................................................... 28 3
Стр.3
броду. 6. Для меня жить значит работать. 7. Магазин закрыт. 8. Наверху стоял Семен Семенович Бурин наше высшее начальство. 9. Над землей рассвета позолота. 10. Нужно было уйти из этого леса и для этого было две дороги одна назад другая вперед. 11. Он хороший инженер. 12. Перед нами небывалые пути. 13. Раздумье ив и лодок на приколе раздумье в землю вросшего жилья раздумье леса и раздумье поля все это тоже родина моя. 14. Решительно нигде не было никаких мельниц ни ветряных ни водяных. 15. Самая большая радость в мире это сделать счастье для других. 16. Страх есть самый обильный источник пороков. 17. Утром мы пошли на базар и впервые рассмотрели как следует простой и тихий городок Орел. №4 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обобщающие слова и союзы, связывающие однородные члены 1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 2. Вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветви и листья облитые солнцем все заструится задрожит беглым блеском. 3. Все это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво казалось началом чудной сказки. 4. Постоянное обращение к словарям справочникам наблюдение за живой речью людей все это способствует развитию и обострению «языкового чутья». 5. Самым поразительным для Бима оказалось то что вместе с людьми живут разные животные и птицы коровы куры гуси овцы свиньи знакомство с которыми состоялось не сразу. №5 В данных ниже предложениях расставьте знаки препинания. Отметьте обобщающие слова при однородных членах 1. Было нас четверо два студента гимназист и молодой начинающий художник. 2. В коридоре в классе ли всюду стены красили. 3. Все начинается с того с мечты с желанья с жажды. 4. Еще с рассвета люди из ближайших сел несли на базар овощи хлеб птицу фрукты мед. 5. Какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые. 6. Нужные книги с закладками цитаты на отдельных листках все под рукой. 7. Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик. 8. Подушка эта была теплая мягкая. 9. Распоряжения его всегда были точны отчетливы быстры. 10. Тут засмеялись зрители дети и родители. 11. Хлебом яблоком медом парным молоком ноздреватая пахнет земля. 6
Стр.6
№6 В приведенных предложениях определите место обобщающего слова по отношению к однородным членам, расставьте недостающие знаки препинания 1. Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весной, как-то дуб вяз липа береза осина ольха и другие называются «черным лесом». 2. Всюду в разбитых дворцовых парках среди развалин пожарищ в блиндажах на батареях и на полях она искала Балашова, спрашивала о нем. 3. И вот вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветки и листья, облитые солнцем, все заструится, задрожит беглым блеском. 4. Ни сплетни ни бостон ни милый взгляд ни вздох нескромный ничто не трогало его. 5. Ничто ни лиловый пожар Эгейского моря ни розовеющий мрамор Эллады ни синий сказочный воздух Сицилии ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем не только не может приглушить нашу память о своей стране. 6. Но здравый смысл твердость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все ее достоинства только родились с ней. №7 Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, выделите распространенные приложения 1. Воронеж центр Центрально-Черноземного региона и крупный промышленный и культурный центр России. 2. Выручил его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы. 3. Помогла ему совсем неожиданно Вера студентка второго курса математического факультета которую он раньше не знал. 4. Его сосед высокий худощавый ветеран войны выглядел сейчас обиженным. 5. Курильские острова спорная территория на востоке России в последние месяцы привлекают к себе внимание печати. 6. Он знает и любит природу один из самых великих стимулов к оздоровлению человека. 7. Остров затянулся туманом серой неподвижной мглой. 8. Отличник учебы спортсмен общественник брат был к тому же хорошим сыном. 9. Шмидт это человек рожденный и воспитанный морем. №8 Расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях. Выделите неполные предложения 1. Готовь сани летом телегу зимой. 2. Девушка была в легком пальто, ее спутник в короткой куртке. 3. Мой товарищ живет в общежитии, а я с родителями. Молодость плечами крепче, старость головой. 4. Море 7
Стр.7
ветром, народ слухом волнуется. 5. Набираются ума в ученье, храбрости в сраженье. 6. Они смотрели друг на друга Райский с холодным любопытством, она дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами. 7. Открылась бездна звезд полна звездам числа нет бездне дна. 8. Подвиг всегда бескорыстен. 9. Птице крылья, человеку разум. 10. Раздался выстрел, все к дверям. 11. Сергей поехал в Орел, а Ольга в Тулу. 12. Стоит черемуха в белой накидке. 13. Тиха украинская ночь. 14. Я хочу говорить словами совсем простыми. 1.2. Знаки препинания в предложении с однородными членами №9 Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами 1. [О, О, О]. 2. [О, О и О]. 3. [О, но О]. 4. [О или О]. 5. [Не только О, но и О]. 6. [То О, то О]. 7. [И О, и О, и О]. №10 Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните их постановку 1. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков. 2. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство всю сложность все оттенки мысли или переживания дать мысль в ее динамике. 3. Письмо было написано крупным нервным тонким почерком. 4. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 5. С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и художники. 6. Туман расходился но еще закрывал вершины леса. 7. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. №11 Перепишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Объясните их постановку 1. Вдали виднелась небольшая березовая роща. 2. Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями. 3. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой. 4. На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями. 5. Около родника зеленеет короткая бархатная травка. 6. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой. 8
Стр.8
7. Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света. 8. Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом. 9. Мать крикнула на него замахнулась но не ударила. 10. Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу. 11. Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть. 12. Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу. 13. Оля положила руку и тотчас отдернула ее. 14. Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью. 15. Там уже прохаживались медленно и взад и вперед две дамы. 16. Он смел упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. § 2. Знаки препинания в предложениях с обособленными членам 2.1. Обособление определений №12 Укажите обособленные определения и условия, способствующие их обособлению. Расставьте недостающие знаки препинания 1. Я лежал на мешках с мукой и сверху вниз смотрел на его могучую бородатую фигуру богатырски раскинувшуюся на кровати. 2. Я думаю казаки зевающие на своих вышках видя меня скачущего без нужды и цели долго мучились этой загадкою. 3. Чуждый военному искусству я не подозревал что участь похода решалась в эту минуту. 4. Сергей Иванович внимательно слушал расспрашивал и возбуждаемый новым слушателем разговорился и высказал несколько метких и веских замечаний. 5. Рассеянно пробегая глазами газетный лист я встретил фамилию Коновалов и заинтересованный ею прочитал следующее. 6. При сих словах оборванный мальчик рыжий и кривой выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу. 7. После дуэли Пушкин лежал в кабинете окруженный книгами своей библиотеки. 8. По степи влево от нас поплыли тени облаков пропитанные голубым сиянием луны. 9. Очень богат русский язык словами относящимися к временам года и к природным явлениям. 10. Оборванные полуголодные боявшиеся солнечного света они жили в этой развалине как совы. 11. Испуганная и растерзанная Марья Степановна немного сделалась помягче. 12. Звуки города сливались в один монотонный неясный шум подобный шуму отдаленно едущего экипажа. 13. Все знали, что Кутузов одарен храбростью доходящей до героизма. 14. Взволнованная запыхавшаяся с разлетевшимися кудряшками на лбу вся розовая от быстрого бега она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку. 9
Стр.9
№13 Выделите согласованные и несогласованные определения. Расставьте недостающие знаки препинания 1. Дед в бабушкиной кацавейке в старом картузе без козырька щурится чему-то улыбается. 2. Другая комната почти вдвое больше называлась залой. 3. Когда они ушли в гневе хозяин строго сказал. 4. Отец приехал к вечеру черный от пыли с налитыми глазами. 5. Подъезжая к лесу увидел он соседа своего гордо верхом в чекмене подбитым лисьим мехом и поджидающего зайца которого мальчишки криком и трещотками выгоняли из кустарника. 6. С костистыми лопатками с шишкой под глазом согнувшийся и явно трусивший воды он представлял из себя смешную фигуру. 7. У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. 8. Половцев говоривший до этого замедленно тихо вдруг гаркнул во весь голос. 9. Разговор его свободный и любезный вскоре рассеял мою застенчивость. №14 Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления. Расставьте недостающие знаки препинания 1. Человек очень точный и молчаливый Иванов избегал скороспелых выводов и преждевременных обобщений. 2. Хозяин мастерской был немец по фамилии Ферстер. 3. Разумеется как добрый человек он больше любил чем не любил людей. 4. Приехал молодой болтливый только что кончивший курс студент земский врач. 5. Остальные братья Мартын и Прохор до мелочей схожи с Алексеем. 6. Она готовилась к зачету по общей терапии предмету наиболее любимому ею. 7. Он вор любил море. 8. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве люльку с табаком — неотлучную спутницу на морях и на суше и в походах и дома. 9. Мы учителя боялись Беликова. 10. Мне человеку в костюме босяка трудно было вызвать его франта на разговор. 11. Мальчик по имени Валек высокий тонкий черноволосый угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела. 12. Из старых опытных писателей часто ходил к нам в редакцию Андрей. 13. Соболь милый всегда чем-нибудь взволнованный неусидчивый человек. 14. Из полковых дам была еще приглашена жена поручика Андрюсевича маленькая белолицая толстушка глупая и смешливая любительница всяких двусмысленностей и сальных анекдотов. 15. Девочка любимица отца вбежала смело обняла его и смело повисла у него на шее. 16. В тени одной из лодок лежал Василий Легостев караульщик на косе. 17. В доме восемь дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин по прозванью «Каланча». 18. В гневе грома чуткий демон он давно усталость слышит. 19. В архиве работал совершенно пересохший даже как будто прозрачный от худобы старичок в очках бывший 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ