Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Русский язык в глобальном и локальном измерениях (290,00 руб.)

0   0
АвторыСироткина Татьяна Александровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц409
ID683999
АннотацияВ сборник включены материалы докладов Международной научной конференции, посвященной юбилею доктора филологических наук, профессора Нины Алексеевны Дворяшиной. Разделы сборника отражают основные направления работы конференции, внимание участников которой было сосредоточено на рассмотрении проблем функционирования русского языка в глобальном и локальном измерениях. Адресован специалистам в области филологии, культурологии, методики преподавания филологических дисциплин, а также широкому кругу читателей, интересующихся русским языком.
ISBN978-5-93190-373-6
Русский язык в глобальном и локальном измерениях : сб. ст. Междунар. науч. конф., посвящен. юбилею д-ра филол. наук, проф. Н. А. Дворяшиной, 23-24 нояб. 2018 г. / ред. Т. А. Сироткина .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 409 с. — ISBN 978-5-93190-373-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/683999 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык_в_глобальном_и_локальном_измерениях.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Русский_язык_в_глобальном_и_локальном_измерениях.pdf
РОССИЙСКИЙ ФОНД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РОССИЯ) УНИВЕРСИТЕТ МАТЕА БЕЛА (СЛОВАКИЯ) КАФЕДРА СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ РУССКИЙ ЯЗЫК В ГЛОБАЛЬНОМ И ЛОКАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИЯХ Сборник статей Международной научной конференции, посвящённой юбилею доктора филологических наук, профессора Н.А. Дворяшиной 23–24 ноября 2018 года Сургут, 2018 –1–
Стр.1
УДК 811.161.1(082) ББК 81.411.2я43 Р 89 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Издание осуществлено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-012-20078) Редакционная коллегия: Бреусова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ Быстренина Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации СурГПУ Галян Софья Витальевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ Колягина Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ Ларкович Дмитрий Владимирович, доктор филологических наук, декан филологического факультета СурГПУ Сироткина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики СурГПУ (отв. ред.) Русский язык в глобальном и локальном измерениях : сб. ст. Р 89 Междун. науч. конф. / Российский фонд фундаментальных исследований ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры ; Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.] ; редкол.: Е.И. Бреусова [и др.] ; отв. ред. Т.А. Сироткина ; технич. ред. Т.Ю. Колягина. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 408, [1] с. ISBN 978-5-93190-373-6 В сборник включены материалы докладов Международной научной конференции, посвященной юбилею доктора филологических наук, профессора Нины Алексеевны Дворяшиной. Разделы сборника отражают основные направления работы конференции, внимание участников которой было сосредоточено на рассмотрении проблем функционирования русского языка в глобальном и локальном измерениях. Адресован специалистам в области филологии, культурологии, методики преподавания филологических дисциплин, а также широкому кругу читателей, интересующихся русским языком. УДК 811.161.1(082) ББК 81.411.2я43 ISBN 978-5-93190-373-6 –2– © Сургутский государственный педагогический университет, 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От редколлегии ...................................................................................................... 11 Авдеева Е.А. «Впитать целое море света» (В.А. Сухомлинский): черты к портрету педагога и исследователя Нины Дворяшиной ............................ 12 РАЗДЕЛ I. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ Асоян А.А. Философия языка и семиотика речевого высказывания ................... 20 Агакишиева У.Д. Языковая личность Е.Д. Айпина: черты писателя, публициста, ученого, политика ............................................................................... 27 Бреусова Е.И. Орфографический портрет студента-первокурсника СурГПУ ... 29 Голованова Е.И. Нелюбина Ю.А. Жанры профессионального общения в отечественном кинодискурсе ................................................................................ 36 Дрига С.С. Сравнительный анализ песенного дискурса комсомольской эпохи и современного песенного дискурса ............................................................. 42 Захарова М.В. Ирония в речевой деятельности носителя русского языка ......... 50 Жигунов А.Ю. Оводова С.Н. Урбанистический дискурс: социолингвистический анализ концепта ‘город’ .................................................... 56 Курулёнок А. А. О судьбе средних звуков в русском языке ............................... 62 Толопило М.В. Психолингвистический аспект передачи информации клишированными фразами ...................................................................................... 69 Шильникова Т.В. Личность митрополита Тобольского Иоанна Максимовича в контексте эпохи ..................................................................................................... 76 РАЗДЕЛ II. РУССКИЙ ЯЗЫК: ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Агманова А.Е., Журавлева Е.А. К проблеме сохранения и развития родных языков в Казахстане (на примере узбекского и немецкого языков) ....................... 83 Баделина М.В., Фалина В.А. Тема-рематическое членение научных текстов при их реферировании ............................................................................................. 90 Васягин Е.М., Киселева Н.А. Функционирование студенческого жаргона в современном русском языке (на материале «Словаря современного русского города» под ред. Б.И. Осипова) ............................................................................... 98 Антропонимы как средство связи поколений (на материале советских и современных российских школьных учебников литературы, истории и математики) ........................................................................................................... 103 Гордеева О.В., Кайгородова А.А., Кириллова М.А., Шмырова И.О. Ефремов В.А. Этнонимы и этнические стереотипы в русском языке XIX в. ..... 111 Кукуева Г.В. Методика лингвопоэтического описания «гибридного» текста (на материале рассказов В.М. Шукшина) ..................................................... 117 –3–
Стр.3
Ляшук В.М., Брандис О.С. Полногласие как культурно-идентификационный сигнал ....................................................................................................... 124 Попов Р.В. Из опыта составления словаря локализмов и регионализмов г. Северодвинска ..................................................................................................... 129 Рубан Д.А. Стилистические особенности русскоязычной научной литературы в свете академической глобализации .................................................. 135 Сафонова Н.Н. Компрессивное словообразование в современной речи ........... 141 Харламова М.А., Бражникова В.С., Шурупова А.В. Роль метатекста в лексикографической интерпретации ключевых слов традиционной культуры и тематической разметке текста (на материале народной речи Среднего Прииртышья) ........................................................................................................... 147 Шарипова М.К. Языковые особенности тюркизмов и западноевропеизмов в истории русского языка ........................................................................................ 151 Шрейдер В.В. Выделение базовых и второстепенных признаков жанрового поля интернет-эссе (на материале текстов, опубликованных на сайте журнала «Самиздат») ............................................................................................................. 159 РАЗДЕЛ III. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Гаврилов В.В. «Чудики» в поисках истины (на материале рассказов В.М. Шукшина) ....................................................................................................... 163 Ганущак Н.В. Эстетическая концепция шаламовской прозы ............................ 168 Дворяшина Н.А. Стилевое своеобразие «музыки» природы в творчестве Ю.И. Коваля ............................................................................................................ 174 Кошелев А.В. «Взыскует человек всегда услад земных…»: Карамзин и границы понятия литература в конце ХVIII века ................................................ 184 Ларкович Д.В. Русский язык как ценностная категория в прозе С. Довлатова ............................................................................................................ 191 Ляшук В.М. Язык фольклора в языковом сознании этноса ............................... 196 Параскева Е.В. Мотив дома в художественном пространстве прозы И.С. Шмелёва .......................................................................................................... 205 РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ Бужан И.А. Диалог культур в повести А.Н. Родионова «Под сенью нохар-юха» .............................................................................................................. 212 Каратанова А.Б. «Край Озириса» К.Д. Бальмонта как историкокультурный текст .................................................................................................... 220 Колягина Т.Ю. «Из немецкой земли послание»: образ «немецкого мира» в дневнике и письмах А.Н. Островского периода заграничного путешествия ...... 226 Коровин В.Л. Строфы от автора в «Оде, выбранной из иова» М.В. Ломоносова (библейская экзегеза и литературная традиция) ....................... 236 –4–
Стр.4
Лизонь М. Модель русской литературы на словацком книжном рынке ............. 245 Репонь А. И.С. Тургенев в переводах словацких ученых (2-я половина XIX века) ........................................................................................... 252 Усанова И.А. И.С. Тургенев – посланник от русской литературы: роль писателя в процессе формирования межкультурного диалога ....................... 262 Хадынская А.А. Живое прошлое Бахыта Кенжеева ........................................... 267 РАЗДЕЛ V. ОТРАЖЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ Антипина З.С. Районная газета в поисках читателя: опыт работы пермской прессы в интернете .................................................................................................. 278 Габидуллина Э.Ф. О перспективах развития трэвел-журналистики в Югре ...................................................................................................................... 282 Дмитрова А.В. Сериал как форма репрезентации кинотекста: лингвопрагматические и лингвокогнитивные аспекты изучения ........................... 289 Жигунов А.Ю. «Полярный бизнес-проект»: актуальная специфика репрезентации концепта ‘Арктика’ ......................................................................... 292 Овчаренко С.В. Особенности и способы перевода английских фразеологизмов на русский язык ............................................................................. 297 Самарцев В.Ю. «Выстрел в ногу»: президентские теледебаты как отражение локальных проблем в современном медиапространстве США ............................... 304 Токарева Г.В. Иностранные слова на отраслевом информационном портале «Новости энергетики» ................................................................................ 311 Черепанова Л.Л. Об актуальных смыслах медийных текстов. Психолингвистический подход ............................................................................... 318 РАЗДЕЛ VI. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Галян С.В., Сироткина Т.А. Формирование понятия «региональный текст» при изучении лирики в школе ................................................................................. 323 Заборсень О.Н. Развитие монологической речи обучающихся в процессе подготовки к сочинению-описанию в 5-х классах с полиэтническим составом .... 330 Зворыгина О.И. Интерактивная лекция: основные приемы ............................... 336 Карнюшина В.В., Вариясова Е.В., Иванова Е.А. Спикер или лектор: влияние современных медийных средств на речевое поведение преподавателя высшей школы ......................................................................................................... 339 Килинг Т.В. Изучение жанра новеллы на уроках литературы в 7 классе ........... 345 Тимофеева Е.В. Графические приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы ................................................................................... 353 Черепанова И.В. Использование концепто-ориентированной технологии на уроках русского языка и литературы в основной школе .................................... 360 –5–
Стр.5
РАЗДЕЛ VII. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Антонякова Д., Саболова Д. Внеаудиторная работа как мотивационный прием в изучении русского языка ........................................................................... 366 Асташова А.А. Культурологический подход при обучении русскому языку как иностранному ......................................................................................... 371 Курулёнок А.А., Курулёнок Ю.С. Проблемы обучения русской фонетике китайских студентов ................................................................................................ 376 Первухина В.А. К вопросу разработки кейсов по теме «словосочетание» ........ 384 Руднева О.В. Методические возможности использования художественных текстов в работе над развитием речи на уроках русского языка в полиэтническом классе ......................................................................................... 389 Наши авто ............................................................................................................. 397 –6–
Стр.6
CONTENTS From The Editorial Staff .......................................................................................... 11 Avdeyeva Е. А. «To imbibe a whole sea of light» (V. A. Sukhomlinsky): portrait of teacher and researcher Nina Dvorjashina .................................................... 12 SECTION I. LINGUISTIC PERSON AND LINGUISTIC CONSCIOUSNESS Asoyan А.А. Philosophy of language and semiotics of speech utterance .................. 20 Agakishiyeva U.J. The linguistic personality of E.D. Aipin: features of a writer, publicist, scientist, politician ...................................................................................... 27 Breusova E.I. Ortographic portrait of the first course student of Surgut State Pedagogical University .............................................................................................. 29 Golovanova E.I., Nelyubina Y. Genres of professional communication in the native film discourse ......................................................................................... 36 Driga S.S. Comparative Analysis of Song Discourse of Komsomol Epoch and Contemporary Song discourse .............................................................................. 42 Zakharova М.V. Irony in the speech activity of a native Russian speaker ................ 50 Zhigunov A.Y., Ovodova S.N. Urban Discourse: Sociolinguistic Analysis of the Concept ‘City’ .................................................................................................. 56 Kurulyonok А.А. About the background of medium sounds in the Russian language .................................................................................................................... 62 Tolopilo М.V. Psycholinguistic aspect of information transfer by cliched phrases ....................................................................................................................... 69 Shilnikova T.V. The personality of Tobolsk Metropolitan John Maximovitch in the context of the epoch .......................................................................................... 76 SECTION II. RUSSIAN LANGUAGE: LOCAL PROBLEMS AND GLOBAL CONTEXT Agmanova A.E., Zhuravleva Е.А. To the problem of preservation and development of native languages in Kazakhstan (based on the Uzbec and the Russian languages) .... 83 Badelina M.V., Falina V.А. Theme-rhematic segmentation of scientific texts in the process of reviewing ......................................................................................... 90 Vasyagin Е.М., Kiselyova NА. Student slang functioning of in modern Russian language (based on the material of “Dictionary of the Modern Russian City” edited by B.I. Osipov) ................................................................................................ 98 Anthroponyms as the means of generations' communication (based on the materials of Soviet and modern Russian school textbooks on literature, history and maths) ...................................................................................................... 103 Gordeeva O.V., Kaygorodova А.А., Kirillova М.А., Shmyrova I.О. Efremov V.А. Ethnonyms and ethnic stereotypes in the 19th-centuary russian language .................................................................................................................... 111 –7–
Стр.7
Kukuyeva G.V. Method of lingu-poetical description of a “hybrid” text (based on the material of V.M.Shukshin' stories) ........................................................ 117 Liashuk V.M., Brandysz O.S. Pleophony as a Cultural and Identificational Marker ...................................................................................................................... 124 Popov R.V. From the experience of compiling a dictionary of localisms and regionalism of Severodvinsk ............................................................................... 129 Ruban D.А. Stylistic features of Russian language scientific literature in the light of academic globalization ......................................................................... 135 Safonova N.N. Compression word formation in modern speech .............................. 141 Kharlamova М.А., Brazhnikova V.S., Shurupova A.V. The role of the metatext in the lexicographical interpretation of keywords of traditional culture and thematic marking of the text (based on the folk speech of the Middle Irtysh) .................................................................................................. 147 Sharipova М.К. Language peculiarities of Turkisms and Western Europe words in the history of the Russian language .............................................................. 151 Shreider V.V. Base and secondary features indention of the genre field of an internet-essay (based on the texts published on http://samlib.ru/) ........................ 159 SECTION III. AXIOLOGICAL CONSTANTS IN FICTION Gavrilov V.V. «Odds» in search of truth (based on the stories of V.M. Shukshin) ..................................................................................................... 163 Ganushchak N.V. Aesthetic concept shalamovsky prose ........................................ 168 Dvoryashina N.A. The stylistic originality of the “music” of nature in the works of Yu.I. Koval ........................................................................................ 174 Koshelev A.V. «People always enjoy earthly delights ...»: Karamzin and the boundaries of the notion of literature at the end of the 18th century ............................ 184 Larkovich D.V. The Russian language as a value category in prose by S. Dovlatov .......................................................................................................... 191 Liashuk V.M. The Language of Folklore in the Linguistic Consciousness of an Ethnic Group .................................................................................................... 196 Paraskeva E.V. The Motif of Home in the Artistic Space of prose I.S. Shmelev .............................................................................................................. 205 SECTION IV. RUSSIAN LITERATURE IN INTERCULTURAL DIALOGUE Buzhan I.А. Dialogue of cultures in the story of A.N. Rodionov «Under the shadow of the pine» ................................................................................. 212 Karatanova A.B. “The Land of Osiris” by K.D. Balmont as a historical and cultural text ......................................................................................................... 220 Kolyagina T.Y. “A Message from the German Land”: the image of the “German world” in the diary and letters of A.N. Ostrovsky in the period of foreign travel ......................................................................................................... 226 –8–
Стр.8
(Bible exegesis and letaral tradition) ........................................................................... 236 Lizoň M. Model of Russian literature in the Slovak book market ............................. 245 Repoň A. Translations of I.S. Turgenev’s works in Slovakia Korovin V.L. The M.V.Lomonosov’s verses in “The Ode, chosen from Job” (the second half of the nineteenth century) .................................................................. 252 Usanova I.А. I.S. Turgenev is a Russian literature messenger: the role of the writer in the process of the formation of intercultural dialogue .......................... 262 Khadynskaya A.A. The living past of Bakhyt Kenzheev ......................................... 267 GLOBAL AND LOCAL PROBLEMS’ REFLECTION IN MODERN MEDIA LANDSCAPE SECTION V. of the Perm press on the Internet ................................................................................ 278 Gabidullina E.F. About the prospects for the development of travel journalism Antipina Z.S. A district newspaper in search of the reader: the experience in Ugra ...................................................................................................................... 282 Dmitrova А.V. The series as a form of film text representation: linguopragmatic and linguistic-cognitive aspects of learning ................................................................. 289 Zhigunov A.Y. “Polar Business Project”: the actual specificity of the representation of the concept ‘Arctic’ ............................................................... 292 Ovcharenko S.V. Features and methods of English phraseological units of local problems in the modern media space of the United States ............................... 304 Tokareva G.V. Foreign words on the sectorial information portal translation into Russian .............................................................................................. 297 Samartsev V.Y. “Shot in the leg”: presidential televised debate as a reflection “Energetics News” ..................................................................................................... 311 Cherepanova L.L. On the current meanings of media texts. Psycholinguistic VITAL PROBLEMS OF METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE approach .................................................................................................................... 318 SECTION VI. in the study of lyrics in school .................................................................................... 323 Zaborsen O.N. The development of monologue speech of students in the process Galyan S.V., Sirotkina Т.А. Formation of the concept “regional text” of preparing for the essay-description in the 5th polyethnic class ................................. 330 Zvorygina O.I. Interactive Lecture: Basic Techniques ............................................. 336 Karnyushina V.V., Variyasova E.V., Ivanova Е.А. Speaker or lecturer: language and Literature classes .................................................................................. 353 Cherepanova I.V. The use of concept-oriented technology at the lessons of the Russian language and Literature in a compulsory school ................................... 360 –9– the impact of modern media on the speech behavior of high school teachers ............... 339 Kiling T.V. Study of the novel genre at literature lessons in the 7 grade ................... 345 Timofeeva E.V. Graphic techniques for working with a text in Russian
Стр.9
SECTION VII. VITAL PROBLEMS OF METHODS OF TEACHING PHILOLOGICAL DISCIPLINES IN MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT Antonyakova D., Sabolova D. Out-of-class work as a motivational method in learning Russian .................................................................................................... 366 Astashova А.А. Cultural approach in teaching Russian as a foreign language .......... 371 Kurulyonok А.А., Kurulyonok Y.S. Problems of teaching Russian phonetics to Chinese students .................................................................................... 376 Pervukhina V.A. To the question of cases working out on the topic “word-combination” .................................................................................................. 384 Rudneva O.V. Methodical possibilities of using literary texts while developing speech at Russian language lessons in multi-ethnic classes ......................................... 389 Our Authors ............................................................................................................ 397 –10–
Стр.10
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ 23-24 ноября 2018 года в Сургутском государственном педагогическом университете состоялась научная конференция «Русский язык в глобальном и локальном измерениях», организованная кафедрой филологического образования и журналистики СурГПУ и кафедрой славянских языков Университета Матеа Бела (г. Банска Быстрица, Словакия). Благодаря поддержке Российского фонда фундаментальных исследований организаторам удалось сделать конференцию международной: в ее работе приняли очное и заочное участие ученые-филологи из Словакии, Испании, Канады, Китая, Казахстана. В центре внимания участников конференции находились проблемы изучения языковой личности и языкового сознания, функционирования русского языка в глобальном и локальном пространстве, описания аксиологических констант русской художественной литературы, отражения в литературных текстах межкультурного диалога, репрезентации глобальных и локальных проблем в современном медиапространстве, методики преподавания русского языка и литературы в вузе и школе. В резолюции, принятой участниками мероприятия, отмечается важность проведенной конференции для сохранения и продвижения русского языка в современном мире, актуальность и высокий уровень представленных докладов, необходимость реализации совместного проекта Сургутского государственного педагогического университета и Университета Матеа Бела по интеграции образовательных программ и изданию совместных учебных пособий. Было принято решение рекомендовать к внедрению в образовательный процесс вузами России и вузами стран-участниц конференции результаты научных исследований, представленные на конференции, а также продолжить научные исследования по проблеме «Русский язык в глобальном и локальном измерениях» в рамках лаборатории лингвистических и литературоведческих исследований при кафедре филологического образования и журналистики СурГПУ. Настоящее издание представляет собой сборник статей участников конференции. Редколлегия надеется, что он будет интересен как специалистам-филологам, так и учителям русского языка и литературы, а также всем, кому небезразличны как глобальные, так и локальные проблемы функционирования русского языка в современном мире. –11–
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.