Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 518156)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Художественно - речевая структура прозаического текста (180,00 руб.)

0   0
АвторыКукуева Галина Васильевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц125
ID671360
АннотацияНастоящее пособие написано в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Учебное пособие посвящено изучению важнейшей категории текста – художественно- речевой структуре. Содержательная сторона издания направлена на формирование компетентностной составляющей профессиональной деятельности магистра, обучающегося по программе "Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе». В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы, задания для самостоятельного изучения и рубежного контроля. Отдельными учебными элементами выделены «Примеры анализа композиционно-речевых структур прозаического текста, выполненные студентами», «Методические рекомендации для студентов».
ISBN978-5-93190-368-2
Художественно - речевая структура прозаического текста [Электронный ресурс] : учеб. пособие : направление подгот. 44.04.01 "Педагогическое образование", направленность "Научно - исследовательская работа по рксскому языку и литературе в школе" / Г. В. Кукуева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2018 .— 125 с. — ISBN 978-5-93190-368-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/671360

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Художественно_-_речевая_структура_прозаического_текста.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Художественно_-_речевая_структура_прозаического_текста.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра филологического образования и журналистики Г.В. КУКУЕВА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки «Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе» 44.04.01 «Педагогическое образование» Направленность Сургут, 2018
Стр.1
УДК 811.161.1’38(075.8) ББК 81.411.2-5я73 К 89 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры филологического образования и журналистики Сургутского государственного педагогического университета 11 января 2018 года, протокол № 5 Рецензенты: Лукашевич Е.В., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики журналистики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Ларкович Д.В., доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования и журналистики БУ «Сургутский государственный педагогический университет». К 89 Кукуева, Г. В. Художественно-речевая структура прозаического текста : учеб. пособие : направление подгот. 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность «Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе» / Г. В. Кукуева ; Департамент образования и молодеж. политики ХМО-Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. – 124, [1] с. ISBN 978-5-93190-368-2 Настоящее пособие написано в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Учебное пособие посвящено изучению важнейшей категории текста – художественноречевой структуре. Содержательная сторона издания направлена на формирование компетентностной составляющей профессиональной деятельности магистра, обучающегося по программе «Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе». В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы, задания для самостоятельного изучения и рубежного контроля. Отдельными учебными элементами выделены «Примеры анализа композиционно-речевых структур прозаического текста, выполненные студентами», «Методические рекомендации для студентов». Данное пособие предназначено для филологов, интересующихся проблемами анализа художественного текста, студентов, учителей общеобразовательных школ. УДК 811.161.1’38(075.8) ББК 81.411.2-5я73 ISBN 978-5-93190-368-2 © Кукуева Г.В., 2018 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018 2
Стр.2
Посвящаю моему Учителю, Алексею Андреевичу Чувакину со словами глубокой благодарности. 3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Место дисциплины в структуре учебного плана Данное учебное пособие поддерживает курс по выбору «Художественно-речевая структура прозаического текста», разработанный для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование / направленность Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе в школе. Настоящее учебное пособие возникло в связи с усилением внимания к изучению художественного текста как явления словесной культуры, что зафиксировано в базовых документах по образованию, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования и в «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года, №237-р). Курс «Художественно-речевая структура прозаического текста» относится к блоку «Дисциплины по выбору» вариативной части учебного плана. Курс связан с такими дисциплинами учебного плана, как «Методология и методы научного исследования», «Лингвопоэтика», «Текст как объект литературоведческого анализа», «Текст как объект лингвистического анализа». Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины: научить анализировать художественно-речевую структуру прозаического текста на основе методики описания композиционно-речевых типов и форм речи, ведущих к пониманию образа автора. Задачи дисциплины: 1) научить описывать базовые категории текста, обеспечивающие его функционирование в коммуникативном пространстве; 2) сформировать практические навыки анализа художественно-речевой структуры как экспликатора категории образа автора. Планируемые результаты обучения Процесс освоения учебной дисциплины «Художественно-речевая структура прозаического текста» направлен на формирование у магистрантов следующей компетенции:  готовность использовать филологические методы в научно-исследовательской деятельности (ПК-23). В результате обучения магистр должен: Знать:  термины и понятия, изучаемые в рамках дисциплины;  подходы к описанию текста;  теорию и типологию конструкций с чужой речью;  методологию и методику анализа художественно-речевой структуры прозаического текста. 4
Стр.4
Уметь:  анализировать составляющие композиционно-речевой структуры прозаического текста с позиции формы, содержания и функциональной значимости;  выявлять роль стилистически маркированных языковых средств в репрезентации категории образа автора. Владеть:  навыками целостного филологического анализа;  методиками функционально-имманентного и ретроспективно-проекционного анализов художественно-речевой структуры прозаического текста. Иметь опыт:  самостоятельного анализа художественных прозаических текстов с позиции филологически грамотного читателя. Дисциплина «Художественно-речевая структура прозаического текста» рекомендована студентам 2 курса магистратуры. Она предполагает систему семинарских занятий, направленных на учебное исследование теоретических положений теории текста и линвопоэтики в сочетании с глубокой практической работой по изучению речевой структуры текста. Методологическая составляющая курса базируется на объединении лингвистического и литературоведческого аспектов, что позволяет представить текст как сложный феномен коммуникативной природы. Данный курс позволит студентам углубить знания в области теории текста и лингвистической поэтики, усовершенствовать практические навыки по интерпретации и анализу речевых особенностей прозаических произведений. Смысловой стержень дисциплины – выработка у студентов практических умений в исследовании особенностей композиционно-речевой организации художественного текста как важнейшей составляющей репрезентации категории образа автора, в анализе конструкций с чужой речью, стилистически маркированных языковых средств, обеспечивающих эстетическое воздействие на аудиторию и, в частности, на филологически образованного читателя. Курс также нацелен на формирование технологии восприятия и интерпретации словесного произведения. Структура и содержание дисциплины носят практико-ориентированный характер: компетенции, сформированные в ходе прохождения курса, могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности магистра – в процессе преподавания школьного курса литературы (анализ образов героев и их речевых характеристик, анализ образа автора) и русского языка (стилистические фигуры речи, способы передачи чужой речи на письме), а также при подготовке к итоговой государственной аттестации. Источником фактического материала, предлагаемого магистрантам для практической работы, послужили прозаические тексты XIX-XXI вв. Выбор материала позволяет с одной стороны, увидеть общие закономерности в организации художественно-речевой структуры текстов (метод ретроспективно-проекционного анализа), во-вторых, выявить и охарактеризовать динамику изменения речевой структуры на фоне предлагаемого широкого контекста (метод функционально-имманентного анализа). Курс рассчитан на 72 часа, из них 32 часа аудиторной работы и 40 ча5 сов самостоятельной работы.
Стр.5
Формы организации самостоятельной работы В ходе освоения материала предполагается индивидуальное консультирование студентов по проблемам, связанным с методикой анализа речевой композиции и интерпретации художественного прозаического текста, поисковые задания, нацеленные на отбор практического материала для анализа, конспектирование научных работ по проблематике курса с дальнейшим составлением опорных схем, таблиц, составление библиографии по отдельной теме. Формы и виды контроля В процессе учебной деятельности используются различные формы текущего, рубежного контроля: терминологический диктант, разработка поисковых заданий, составление кластера, выступление с докладом на учебной конференции, устный ответ в рамках занятия, практические задания с применением методики анализа конструкций с чужой речью; проверочная работа по каждому модулю, промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа. Образовательные и информационно-коммуникационные технологии При реализации различных видов учебной работы на занятиях используются различные, в том числе интерактивные, формы занятий в соответствии с ФГОС ВО, а именно: учебная конференция, дискуссия, поисковые задания, групповая и индивидуальная работа. чение Материально-техническое и программно-информационное обеспеМатериально-техническое обеспечение представлено ресурсами методического кабинета филологического факультета. В качестве программноинформационного и методического обеспечения выступают материалы образовательного портала СурГПУ, электронные образовательные ресурсы сети Интернет. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ Проверка владения теоретическим и практическим материалом дисциМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, плины «Художественно-речевая структура прозаического текста» осуществляется в ходе работы на практических занятиях, а также в процессе оценивания результатов самостоятельной работы магистрантов. Текущий контроль успеваемости – участие в обсуждении вопросов первого и второго модулей. Работы выполняются письменно, анализ работ производится в рамках групповой работы. Обучающиеся объединяются в группы по 2-3 человека, просматривают и анализируют ошибки друг 6 и заданий спецсеминара, а также результатов самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий из фонда оценочных средств. Рубежный контроль – проверочные работы по итогам изучения тем
Стр.6
у друга, в ходе обсуждения предлагают варианты исправления допущенных ошибок. Затем новое решение заданий предлагается всей аудитории, проводится общее обсуждение правильности и эффективности исправленных ошибок. Промежуточная аттестация – аудиторная контрольная работа, которая выполняется по вариантам. После проверки предлагается публичная защита выполненной контрольной работы с обязательными комментариями к допущенным ошибкам. Задания, предлагаемые для текущего, рубежного и итогового контроля, ранжируются по уровням сложности, предлагается несколько вариантов для выбора. При выполнении заданий студент имеет право выбрать задание с учетом его сложности, веса в баллах. В случае необходимости повышения рейтинга имеется возможность выполнить дополнительное задание. ОПИСАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНЫХ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Оценивание ответа магистранта осуществляется по 10-балльной системе. Критерии и показатели оценивания основных учебных результатов Основные учебные результаты: устный/письменный ответ. Критерии оценки: полнота, логичность, доказательность, самостоятельность суждений, владение терминологией курса, самостоятельность в интерпретации информации и анализа языковых единиц. Оценка (10-балльная шкала оценки): 10-9 баллов:  грамотно применена научная терминология;  четко сформулирована проблема, тезис, предложены аргументированные доказательства;  указаны и критически оценены основные точки зрения по обсуждаемым вопросам;  аргументирована собственная точка зрения, обозначены наиболее значимые в данной области научно-исследовательские проблемы;  представлен целостный анализ практического материала. 8-7 баллов:  применена научная терминология, но имеются неточности в понимании и интерпретации отдельных понятий;  проблема сформулирована, высказаны аргументированные доказатерминологические неточности частного характера;  высказано представление о возможных научно-исследовательских тельства;  имеются недостатки в аргументации, допущены фактические или проблемах в данной области;  представлен целостный анализ практического материала, однако имеются неточности и ошибки в интерпретации языковых явлений. 7
Стр.7
6-5 баллов:  в ответе отражены лишь общие положения, касающиеся современных подходов к рассмотрению вопросов изучаемой области;  в ответе отсутствует критическая оценка теоретических проблем дисциплины;  собственная точка зрения отсутствует;  анализ практического материала носит фрагментарный характер. Менее 5-ти баллов: представлены лишь отдельные компоненты содержания вопроса. 0 баллов: ответ отсутствует. Итоговая оценка по дисциплине «Художественно-речевая структура прозаического текста» складывается из рейтинга текущего, промежуточного и рубежного контроля успеваемости. 8
Стр.8
Таблица 1 Соотнесение компетенций и учебных результатов Компетенции Готовность использовать филологические методы в научно-исследовательской деятельности (ПК-23). Учебный результат Знать подходы к описанию текста и его базовых категорий в филологии; методику анализа художественно-речевой структуры прозаического текста. Уметь анализировать композиционноречевую структуру прозаического текста с позиции формы, содержания и функции; выявлять роль конструкций с чужой речью и стилистически маркированных языковых средств в репрезентации категории образа автора. Владеть навыками целостного филологического анализа прозаического текста. Иметь опыт самостоятельного анализа художественных прозаических текстов с позиции филологически грамотного читателя. Учебные элементы (УЭ) Текст в системе конститутивных свойств. Художественно-речевая структура прозаического текста. Категории «образ автора» и «образ читателя». Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие субкатегории художественно-речевой структуры прозаического текста. Категории «образ автора» и «образ читателя». Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие субкатегории художественно-речевой структуры прозаического текста. Художественно-речевая структура прозаического текста. Осложненные и смешанные формы чужой речи в художественно-речевой структуре прозаического текста. Стилистически маркированные языковые средства в конструкциях с чужой речью. Художественно-речевая структура прозаического текста. Чужая речь в прозаическом тексте. Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие субкатегории художественно-речевой структуры прозаического текста. Осложненные и смешанные формы чужой речи в художественно-речевой структуре прозаического текста. Стилистически маркированные языковые средства в конструкциях с чужой речью.
Стр.9
Таблица 2 Структура и содержание дисциплины «Художественно-речевая структура прозаического текста» Название раздела Раздел 1 Цель раздела Научить описывать базовые категории текста, обеспечивающие его функционирование в коммуникативном пространстве. Раздел 2 Сформировать практические навыки анализа художественно-речевой структуры как экспликатора категории образа автора. Задачи раздела Дать представление о художественном тексте как сложном структурном единстве взаимодействующих элементов, служащих раскрытию идейнотематического содержания литературного произведения; познакомиться с методическими подходами к изучению художественно-речевой структуры текста. Изучить типологию конструкций с чужой речью. Сформировать представление о технологии анализа художественно-речевой структуры с учетом структуры, функции и семантики конструкций с чужой речью. Научить выявлять роль конструкций с чужой речью в речевых партиях повествователя и персонажей как репрезентантах образа автора. Изучить методику описания конструкций с чужой речью и научиться применять ее на текстовом материале. Дать представление о системе стилистически маркированных языковых средств как репрезентантах образа автора в речевых партиях повествователя и персонажей. Научиться анализировать стилистически маркированные языковые средства в конструкциях с чужой речью. Учебные элементы раздела УЭ 1 Текст в системе конститутивных свойств. УЭ 2 Категории «образ автора» и «образ читателя». УЭ 3 Художественно-речевая структура прозаического текста. УЭ 4 Чужая речь в прозаическом тексте. УЭ 5 Речевые партии повествователя и персонажей как важнейшие субкатегории художественно-речевой структуры прозаического текста. УЭ 6 Осложненные и смешанные формы чужой речи в художественноречевой структуре прозаического текста. УЭ 7 Стилистически маркированные языковые средства в конструкциях с чужой речью, их роль в репрезентации образа автора и персонажа.
Стр.10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Дисциплина «Художественно-речевая структура прозаического текста» представляет собой спецпрактикум. Ее содержание складывается из практических занятий, важную роль в содержании курса играет самостоятельная работа магистрантов. При подготовке к занятиям магистранту необходимо глубоко изучить соответствующий теоретический материал, выделить основные вопросы, осознать место анализируемых явлений в системе языка и их взаимосвязь с другими явлениями изучаемых теоретических дисциплин, изучить существующие методики решения проблемы, сформулировать собственные выводы. С этой целью необходимо проработать рекомендованную основную, дополнительную научную и учебную литературу. Как правило, практические занятия по «Художественно-речевой структуре прозаического текста» сочетают дискуссию с выполнением конкретных заданий, формирующих практические навыки анализа текста. Особое внимание уделяется умению аргументировать свое видение решения проблемы. Тщательная подготовка магистрантов способствует развитию творческого мышления, умению находить пути решения и ответы на проблемные вопросы. Это проявляется в способности отвечать не только на подготовленные вопросы, предусмотренные планом, но также и на дополнительные вопросы, связанные с проблематикой курса, на вопросы, возникающие спонтанно в ходе дискуссии. Студентам предлагается заранее познакомиться с терминологией по изучаемой дисциплине, самостоятельно расширять свой терминологический словарь при чтении научной литературы, обращая особое внимание на способы выражения научных идей. В ходе занятий рекомендуется записывать основные, наиболее важные положения. Практические задания по темам скомпонованы таким образом, чтобы магистрант имел дополнительную возможность набора баллов для аттестации или получения зачета. Для этого материал в заданиях ранжирован по степени сложности. Особое место в курсе отводится поисковым и творческим заданиям, которые, с одной стороны развивают креативные способности магистрантов, с другой – заставляют их самостоятельно формулировать проблему и искать пути ее решения. Представленные в пособии образцы анализа композиционно-речевых структур помогут магистрантам разобраться в вопросах описания практического материала и в методике его анализа. В учебном элементе «Контрольные измерительные материалы» магистранты имеют возможность заранее познакомиться с формой проведения рубежного и итогового контроля по курсу, критериями оценки каждого вида работы, материалом, который предлагается для работы, выбрать для выполнения соответствующий уровень сложности задания. 11
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически