ISBN 978-5-9275-0827-3 Пособие построено на модульной основе и включает четыре модуля. в первом модуле дан исторический очерк развития риторики. второй модуль посвящен прагматике ораторской речи: психологическим механизмам взаимодействия оратора с аудиторией, классификации форм красноречия по сфере коммуникации и по цели. третий модуль освещает вопросы содержания и структуры речи. <...> Четвертый модуль включает вопросы культуры и техники речи. все параграфы модулей имеют вопросы для самопроверки и задания, развивающие ораторское мастерство, имеется диагностикоквалиметрическое обеспечение. в приложении даны образцы ораторских речей, которые сопровождаются заданиями для анализа; афоризмы о красноречии, краткий словарь ударения и произношения. <...> Издательство Южного федерального университета, 2011 ВВеДеНие Человек рано осознал великую силу слова, его мощное влияние на массы. об этом свидетельствуют пословицы, легенды, предания. так, в древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к дельфийскому оракулу (жрецу). они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя тиртея, не искушенного в военном деле и вдобавок еще и хромого. спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили тиртея во главе войска. и что же? оказалось, что тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, – силой зажигательного слова. тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. он пел, и спартанцы, воодушевленные его песнями, воспряли духом и разбили врага. однако звучащее слово – великая сила только тогда, когда человек умеет превратить простое «словоговорение» в «словодействие». звучащее слово – всегда речевой поступок, направленный на изменение ситуации <...>
Практическая_риторика.pdf
удк 808.5
ббк 81.1
б 48
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
рецензенты:
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка
Таганрогского государственного педагогического института
Гришанина Е. Б.;
ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
и социальной работы Новошахтинского филиала ЮФУ
Гричененко Т.И.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Бердник Л. Ф.
Б 48
Практическая риторика: учебное пособие / Л. Ф. бердник. – ростов
н/д: изд-во ЮФу, 2011. – 206 с.
ISBN 978-5-9275-0827-3
Пособие построено на модульной основе и включает четыре модуля.
в первом модуле дан исторический очерк развития риторики. второй модуль
посвящен прагматике ораторской речи: психологическим механизмам
взаимодействия оратора с аудиторией, классификации форм красноречия
по сфере коммуникации и по цели. третий модуль освещает вопросы содержания
и структуры речи.Четвертый модуль включает вопросы культуры
и техники речи. все параграфы модулей имеют вопросы для самопроверки
и задания, развивающие ораторское мастерство, имеется диагностикоквалиметрическое
обеспечение.
в приложении даны образцы ораторских речей, которые сопровождаются
заданиями для анализа; афоризмы о красноречии, краткий словарь ударения
и произношения.
Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев,
гимназий. Может быть использовано на курсах повышения квалификации
деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, желающих
научиться говорить правильно и убедительно.
ISBN 978-5-9275-0827-3
© Бердник Л. Ф.., 2011
© Издательство Южного федерального
университета, 2011
УДк 808.5
ББк 81.1
© Оформление. Макет. Издательство Южного
федерального университета, 2011
Стр.2
оГЛаВЛеНие
ВВеДеНие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
МоДУЛЬ I. исторические корНи риторики ........... 6
1.1. Понятие о риторике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. история становления риторики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. становление риторики в россии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
тест к МодуЛЮ I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
МоДУЛЬ II. ПраГМатика ораторскоЙ речи . . . . . . . . . . 33
2.1. составляющие речевого действия оратора . . . . . . . . . . . . . . 33
2.2. Психологические механизмы взаимодействия
оратора и аудитории ................................ 42
2.3. классификация форм красноречия по сфере
коммуникации и по цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
тест к МодуЛЮ II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
МоДУЛЬ III. соДерЖаНие и стрУктУра речи ......... 68
3.1. композиция речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
3.2. Логика ораторского выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
3.3. доказательство и аргументация в ораторской речи ....... 87
3.4. диалог как основа спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
тест к МодуЛЮ III .................................. 101
МоДУЛЬ IV. кУЛЬтУра речи и техНика
ВЫстУПЛеНия ..................................... 104
4.1. Правильность и точность – важнейшие качества
ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
4.2. выразительность, изобразительность и эмоциональность
ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
4.3. исполнение, или техника речи оратора . . . . . . . . . . . . . . . 128
тест к МодуЛЮ IV .................................. 137
рекоМеНДУеМая ЛитератУра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
ПриЛоЖеНия ...................................... 145
I. образцЫ ораторскиХ реЧей дЛя анаЛиза ....... 145
II. реЧи русскиХ ПисатеЛей ....................... 170
III. аФоризМЫ о краснореЧии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
IV. краткий сЛоварЬ ударения и ПроизноШения . 196
кЛЮчи к тестаМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
205
Стр.205