Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки  / № 3 2017

Понятие субъективности в «Заключительном ненаучном послесловии к “Философским крохам”» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТетенков Николай Борисович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц6
ID617650
АннотацияВ статье рассматривается понимание категории «субъективность» с точки зрения религиозного мировоззрения, и в частности христианства. Любой человек имеет цель, в которой он заинтересован и к которой стремится. Таким образом, субъективность невозможна без страсти. Под страстью С. Кьеркегор понимает не чувственное, телесное желание, а идею, завладевающую человеком. Кьеркегоровскому пониманию страсти, на наш взгляд, близка делезовская трактовка идеи как задачи. Утратив страсть, человек утрачивает свою человеческую сущность и превращается в фантастическое нечто. Для религиозного мировоззрения высшей страстью становится достижение высшего блаженства – веры. Для Кьеркегора христианство изначально субъективно, а не объектив- но, т. к. Бог – субъект, а не объект, и существует только в субъективности, и обретение Бога возможно благодаря бесконечной страсти внутреннего. Необходимым условием веры является наличие парадокса, позволяющего увековечить историческое и историзировать вечное. Развитие субъективности С. Кьеркегор видит в том, что мыслящий субъект совершает любое действие, имея в виду собственную экзистенцию, которая представляет для него высший интерес. Различие между мышлением и действием С. Кьеркегор обнаруживает в том, что мышлению мы передаем возможность, безразличие и объективность, действию же придаем субъективность. Если мы хотим совершить какое-либо действие, мышление остается мышлением, оно не становится действием, но появляется возможность, в которой возникает заинтересованность в действительности и действии. Субъективный мыслитель – одновременно существующий индивид и мыслитель, но он не абстрагируется от собственного существования и абсолютного различия, но мыслит, оставаясь внутри существования.
Тетенков, Н.Б. Понятие субъективности в «Заключительном ненаучном послесловии к “Философским крохам”» / Н.Б. Тетенков // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 3 .— С. 78-83 .— DOI : 1 0.17238/issn2227-6564.2017.3.78 .— URL: https://rucont.ru/efd/617650 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 1(091):165.42+130.3 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.78 ТЕТЕНКОВ Николай Борисович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. <...> Автор 48 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия* ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ НЕНАУЧНОМ ПОСЛЕСЛОВИИ К “ФИЛОСОФСКИМ КРОХАМ”» В статье рассматривается понимание категории «субъективность» с точки зрения религиозного мировоззрения, и в частности христианства. <...> Кьеркегор понимает не чувственное, телесное желание, а идею, завладевающую человеком. <...> Кьеркегоровскому пониманию страсти, на наш взгляд, близка делезовская трактовка идеи как задачи. <...> Утратив страсть, человек утрачивает свою человеческую сущность и превращается в фантастическое нечто. <...> Для религиозного мировоззрения высшей страстью становится достижение высшего блаженства – веры. <...> Для Кьеркегора христианство изначально субъективно, а не объективно, т. к. <...> Бог – субъект, а не объект, и существует только в субъективности, и обретение Бога возможно благодаря бесконечной страсти внутреннего. <...> Необходимым условием веры является наличие парадокса, позволяющего увековечить историческое и историзировать вечное. <...> Кьеркегор видит в том, что мыслящий субъект совершает любое действие, имея в виду собственную экзистенцию, которая представляет для него высший интерес. <...> Кьеркегор обнаруживает в том, что мышлению мы передаем возможность, безразличие и объективность, действию же придаем субъективность. <...> Субъективный мыслитель – одновременно существующий индивид и мыслитель, но он не абстрагируется от собственного существования и абсолютного различия, но мыслит, оставаясь внутри существования. <...> Понятие субъективности в «Заключительном ненаучном послесловии к “Философским крохам”» // Вестн. <...> [3] и др.; на влияние кьеркегоровских <...>