Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 572009)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

«Экскурсоведение. Теория и экскурсоводческая практика» (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКайманова
ИздательствоПГУ
Страниц653
ID210578
АннотацияИздание содержит материал, освещающий вопросы сущности экскурсии и ее классификации, проектирования и методики проведе- ния экскурсии, формирования личности экскурсовода и экскурсион- ной этики. Особое внимание в книге уделено вопросам экскурсовод- ческого мастерства и экскурсоводческой практики. Представлены образцы технологической карты экскурсии, паспортов объектов и другой методической документации. Важный раздел составляет «Экскурсоводческая мастерская» об особенностях организации и проведения экскурсий различного вида. Автор предлагаемого учебного пособия опирается на пензен- скую фактологическую базу, что позволит обучающимся моделиро- вать реальные ситуации разработки и проведения экскурсии.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по спе- циальности «Туризм», слушателей и преподавателей курсов подго- товки экскурсоводов.
ISBN 978 -5-94170-447-7
УДК 008:379.85
Кайманова, Т. А. «Экскурсоведение. Теория и экскурсоводческая практика» / Т. А. Кайманова .— Пенза : ПГУ, 2012 .— 653 с. — ISBN 978 -5-94170-447-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/210578 (дата обращения: 21.10.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТЕОРИЯ И ЭКСКУРСОВОДЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебное пособие Пенза Издательство ПГУ 2012 УДК 008:379.85 К 15 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Пензенского института развития образования <...> Экскурсовод, чтобы донести свое слово, свою мысль до аудитории, как поэт-певец, подходит к микрофону и начинает священнодействовать, и тогда экскурсия дает возможность ощутить созвучие с миром, дарует пищу уму и радость душе. <...> Работа экскурсовода – это тоже добровольный крест, который берет на себя человек, решивший посвятить свою жизнь экскурсионному делу. <...> Потому что я – экскурсовод, и без своего города я – никто. <...> Пенза – моя судьба, моя работа, моя любовь, гордость и отчаяние, усталость и радость, потому что я – экскурсовод. <...> Первоначально экскурсионное дело развивалось в виде образовательных экскурсий, т.е. проведения учебно-музейных, а затем внемузейных дальних экскурсий. <...> Вопросы методики проведения экскурсий стали предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах 1906–1916 гг., освещались в журналах «Экскурсионный вестник» (г. Москва), «Русский экскурсант» (г. Ярославль). <...> Второй этап становления экскурсионного дела в России отмечен большим вкладом в экскурсионную методику таких педагогов и методистов 1920-х гг., как Н. К. Крупская, Б. Е. Райков (автор книги «Методика и техника проведения экскурсий», 1921 г.), В. А. Герд («Экскурсионное дело», 1928 г.), А. Ф. Родин и др., определивших в это трудное время новую специальную функцию в экскурсионной работе: экскурсиям отводилась значительная роль в ликвидации неграмотности широких народных масс. <...> В 1921 г. в Москве и Петрограде создаются научно-исследовательские учреждения: Центральный музейно-экскурсионный институт и Научно-исследовательский экскурсионный институт, назначение которых – всестороннее изучение экскурсоведения. <...> Важно, что разрешалось оплачивать экскурсии за счет средств профсоюза <...>
«Экскурсоведение._Теория_и_экскурсоводческая_практика».pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.650
Стр.651
Стр.652
Стр.653
«Экскурсоведение._Теория_и_экскурсоводческая_практика».pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) Татьяна Кайманова ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ И ЭКСКУРСОВОДЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебное пособие Пенза Издательство ПГУ 2012
Стр.1
УДК 008:379.85 К 15 Р е ц е н з е н т ы : доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Пензенского института развития образования П. А. Гагаев; кандидат географических наук, директор туристической фирмы «Беркут» Р. М. Даркин На у ч н ы й ру ко во ди те л ь : доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и сферы услуг Пензенского государственного университета Л. Н. Семеркова Кайманова, Т. К15 Экскурсоведение. Теория и экскурсоводческая практика : учеб. пособие для студентов специальности «Туризм» / Татьяна Кайманова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2012.  654 с. ISBN 978-5-94170-447-7 Издание содержит материал, освещающий вопросы сущности экскурсии и ее классификации, проектирования и методики проведения экскурсии, формирования личности экскурсовода и экскурсионной этики. Особое внимание в книге уделено вопросам экскурсоводческого мастерства и экскурсоводческой практики. Представлены образцы технологической карты экскурсии, паспортов объектов и другой методической документации. Важный раздел составляет «Экскурсоводческая мастерская» об особенностях организации и проведения экскурсий различного вида. Автор предлагаемого учебного пособия опирается на пензенскую фактологическую базу, что позволит обучающимся моделировать реальные ситуации разработки и проведения экскурсии. Пособие предназначается для студентов, обучающихся по специальности «Туризм», слушателей и преподавателей курсов подготовки экскурсоводов. УДК 008:379.85 ISBN 978-5-94170-447-7 2 © Пензенский государственный университет, 2012
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Здравствуйте, я – ваш экскурсовод! … я к микрофону встал, как к образам… Вл. Высоцкий Если бы учебное пособие, которое вы держите в руках, было художественной книгой, я назвала бы ее строкой В. С. Высоцкого. Экскурсовод, чтобы донести свое слово, свою мысль до аудитории, как поэт-певец, подходит к микрофону и начинает священнодействовать, и тогда экскурсия дает возможность ощутить созвучие с миром, дарует пищу уму и радость душе. В давние времена страсть к путешествиям называли поэтически – «добровольный крест». Мемуарист и поэт XVIII в., неутомимый путешественник И. М. Долгорукий налагал на себя «добровольный крест» с радостью: О, дух проклятый любопытства, Совсем замыкал ты меня! Едва от жен и волокитства Под старость излечился я, Как тут пристала страсть иная, Неугомонная, лихая – Иногородних стран смотреть. Минуты дома не сидится, Рассудок болен и крушится В желаньях мир весь обозреть. Работа экскурсовода – это тоже добровольный крест, который берет на себя человек, решивший посвятить свою жизнь экскурсионному делу. «Невеселая перспектива», – скажут будущие экскурсоводы. Смею уверить, что эта редкая профессия действительно трудная, но творческая, овеянная романтическим обожанием и легкой завистью – и априори – для кого-то недосягаемая и тем привле3
Стр.3
кательная. Она требует невероятной интеллектуальной и эмоциональной отдачи, выдержки, ответственности, высокого уровня мастерства и непрерывного совершенствования. Чтобы овладеть этой интересной профессией, нужно много узнать, непрестанно учиться и любить свой город, край, Отечество. Экскурсия – всегда повод для объяснения им в любви. Город несет радость или отчаяние, гордость или возмущение. Каким он предстанет перед экскурсантами – зависит от экскурсовода. Я писала эту книгу с большой любовью к своему городу, без которого моя профессия ничего не значит. Это очень красиво: человек – птица. Но я – не птица. Я – дерево, куст сирени. Где посадили – там ему и быть. И пересаживать нежелательно. Потому что я – экскурсовод, и без своего города я – никто. Пенза – моя судьба, моя работа, моя любовь, гордость и отчаяние, усталость и радость, потому что я – экскурсовод. Город сотворил меня – ведь экскурсовода создает город. Теперь я как экскурсовод созидаю образ города в представлении гостей. Гости в восторге от него (очаровательная провинция, непровинциальная провинция), и я знаю почему. Только в Пензе есть улица, на которой никто не живет. Только в Пензе набережная реки Пензы находится на берегу реки Суры. Только в Пензе можно совершить путешествие вокруг земного шара. Только в Пензе четыре памятника В. Г. Белинскому. Только над Пензой летает ангел. Зимой мои памятники становятся другими: закутывается белой шалью М. А. Бланк; снег дарит белую хирургическую шапочку Н. Н. Бурденко и эполеты М. Ю. Лермонтову и Д. В. Давыдову, а на руке лучшего в России памятника Белинскому оседает снежный ком, как белый голубь. Вслед за поэтом я готова повторить: «Я люблю этот город за все, что он мне дал». И эта любовь, которую не задушила пыль, черноземная грязь, опаздывающий транспорт, – бессмертна. Я исходила город пешком, подолгу всматривалась в его старинные особняки и пыталась разговаривать с ними. По городу надо бродить ранним утром. И тогда вы заметите, что город разговаривает с вами. И вы тоже услышите его и улыбнетесь ему. А он в ответ доверчиво распахнет просторы своих улиц и площадей. Я счастлива, что причастна к великому братству старых пензяков – тех, кто не стесняется этого старомодного наименованияпрозвища, знает все мифы и реалии нашего города и передает их другим поколениям. 4
Стр.4
Я создавала эту книгу с любовью и уважением к тем, кто хочет стать экскурсоводом и каждый день, встречаясь с экскурсантами, произносить с неизменной (что бы ни случилось) улыбкой: «Здравствуйте, я – ваш экскурсовод!». Но чтобы иметь право ее произнести, надо сначала освоить азы профессии, а затем совершенствовать свое мастерство всю жизнь. Эта книга адресована тем, кто хочет постичь и освоить самую лучшую профессию, которая сочетает в себе деятельность научного сотрудника и артиста разговорного жанра, искусствоведа и аниматора, педагога и психолога, режиссера и ангела с бесконечным терпением и улыбкой. За этой простой фразой «Я – ваш экскурсовод» – 30 лет экскурсионной работы, ярких, насыщенных, трудных и интересных, как сама профессия. Книга вобрала 30-летний опыт работы служителя экскурсионной Музы, и этим опытом автор делится с вами, желающими постичь нелегкое ремесло и искусство. Начнем постепенное восхождение к вершинам удивительной профессии экскурсовода, пройдя путь от подготовки экскурсии до ее проведения. Рада, если эта книга вам поможет. Откройте следующую страницу… С уважением и надеждой на прочтение этой книги, которую я писала для вас, Автор 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ............................................................................................. 3 Часть I. Экскурсоведение 1. Предмет экскурсоведения. Из истории экскурсионного дела в России ...................................................................................... 6 2. Экскурсия: сущность, функции, классификация ................... 13 2.1. Экскурсия – основа экскурсионной деятельности ......... 13 2.2. Элементы экскурсии .......................................................... 13 2.3. Признаки экскурсии ........................................................... 30 2.4. Принципы экскурсии ......................................................... 33 2.5. Функции экскурсии ............................................................ 36 2.6. Классификация экскурсий ................................................ 40 3. Проектирование экскурсии ...................................................... 51 3.1. Выбор темы экскурсии и ее названия .............................. 52 3.2. Определение цели и задач экскурсии ............................................................... 56 3.3. Подбор литературных источников информации ............ 58 3.4. Определение других источников информации ............... 58 3.5. Изучение источников информации .................................. 60 3.6. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев ......... 62 3.7. Отбор и изучение экскурсионных объектов ................... 63 3.8. «Портфель экскурсовода» ................................................. 76 3.9. Составление маршрута экскурсии ................................... 82 3.10. Уточнение пути следования экскурсионной группы .................................................... 84 3.11. Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии .......................................................................... 88 3.12. Выбор методических приемов ........................................ 105 3.13. Составление методической разработки ......................... 110 3.14. Заключение о контрольном тексте и методической разработке ............................................. 127 3.15. Проведение пробной экскурсии (сдача экскурсии) ...... 128 4. Методика проведения экскурсии ............................................. 133 4.1. Предмет методики проведения экскурсии ...................... 133 4.2. Методические приемы проведения экскурсии. Характеристика приемов ................................................... 135 4.3. Приемы показа экскурсионного объекта ......................... 137 650
Стр.650
4.4. Приемы рассказа .................................................................158 4.5. Особые приемы проведения экскурсии ...........................173 5. Техника проведения экскурсии .................................................182 6. Организация и содержание методической работы в экскурсионном учреждении ...................................................195 7. Организация экскурсионного обслуживания ..........................202 7.1. Повышение эффективности экскурсионного обслуживания ......................................................................204 7.2. Резервы повышения эффективности экскурсионной деятельности .......................................................................205 8. Профессия экскурсовода. Требования к личности экскурсовода. Мастерство экскурсовода ................................217 8.1. Требования к способностям экскурсовода ......................219 8.2. Требования к деловым и личностным качествам экскурсовода .......................................................................220 8.3. Права и обязанности экскурсовода ..................................222 8.4. Мастерство экскурсовода ..................................................227 8.5. Профессиональная этика ...................................................254 Часть II. Экскурсоводческая мастерская. Особенности организации и проведения различных по виду экскурсий 1. Обзорная экскурсия по городу .................................................266 2. Городская экскурсия для местного населения ........................272 3. Экскурсия для иногородних экскурсантов .............................277 4. Детская экскурсия ......................................................................283 5. Пешеходная экскурсия ..............................................................297 6. Автобусная экскурсия ...............................................................310 7. Загородная экскурсия ................................................................320 8. Тематические экскурсии. Историческая экскурсия ..............325 9. Военно-историческая экскурсия ..............................................330 10. Археологическая экскурсия ....................................................356 11. Природоведческая экскурсия .................................................363 12. Литературная экскурсия ..........................................................375 13. Архитектурная экскурсия .......................................................392 14. Искусствоведческая экскурсия ...............................................435 15. Религиозная экскурсия ............................................................455 16. Производственная экскурсия .................................................486 17. Музейная экскурсия .................................................................567 651
Стр.651
17.1. Музей – основа культурного туризма. Использование музеев в экскурсионной деятельности ........................... 567 17.2. Классификация музеев по профилю и функции ........... 573 17.3. Основные направления деятельности музеев ............... 575 17.4. Требования к организации музейной экскурсии .......... 584 17.5. Сущность музейной экскурсии и ее признаки .............. 587 17.6. Методика подготовки музейной экскурсии .................. 589 17.7. Техника ведения экскурсии ............................................ 594 17.8. Методика проведения музейной экскурсии .................. 596 Вопросы к экзамену ................................................................................. 644 Заключение ............................................................................................... 647 652
Стр.652
Учебное издание КАЙМАНОВА Татьяна Александровна Экскурсоведение. Теория и экскурсоводческая практика Редактор Ю. С. Жидкова Компьютерная верстка Бердниковой Р. Б. Подписано в печать 01.07.2012. Формат 60×841/16. Усл. печ. л. 37,90. Заказ № 483. Тираж 100. Пенза, Красная, 40, Издательство ПГУ Тел./факс: (8412) 56-47-33; e-mail: iic@pnzgu.ru 653
Стр.653

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически