Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Практикум по профессиональной педагогической коммуникации (110,00 руб.)

0   0
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц22
ID635698
Аннотация Главная задача предлагаемого пособия состоит в формировании у студентов навыков и умений решения основных видов профессиональных задач педагогической деятельности, а также систематизации теоретических знаний студентов об уроке иностранного языка и подготовке их в практическом плане к методически грамотному планированию и проведению урока иностранного языка во время педагогической практики.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 4 курса факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета.
Практикум по профессиональной педагогической коммуникации / М.В. Суханова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 22 с. — 22 c. — URL: https://rucont.ru/efd/635698 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М.В. Суханова ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета романо-германской филологии 17 июня 2016 г., протокол № 10 Рецензент — д-р филол. наук, проф. <...> В.Т. Титов Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре романской филологии факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендовано для студентов 4 курса факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. <...> Для направления 45.03.02 — Лингвистика «Практикум по профессиональной педагогической коммуникации» относится к гуманитарному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.03.02 — Лингвистика (бакалавриат) и входит в профессиональный цикл (обязательная часть) Б1. <...> Главная задача предлагаемого пособия состоит в формировании у студентов навыков и умений решения основных видов профессиональных задач педагогической деятельности, а также систематизации теоретических знаний студентов об уроке иностранного языка и подготовке их в практическом плане к методически грамотному планированию и проведению урока иностранного языка во время педагогической практики. <...> Практикум состоит из 5 разделов, включающих: 1) опорные конспекты содержат ключевые понятия и краткую информацию по изучаемым темам; 2) темы докладов по дисциплине «Практикум по профессиональной педагогической коммуникации». <...> Все рекомендации и задания даны применительно к действующим комплексам по испанскому языку (авторы: Белоусова В.А., Соловцова Э.И.) для учащихся 5—11 классов средней школы; 5) список рекомендуемой литературы <...>
Практикум_по_профессиональной_педагогической_коммуникации.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М.В. Суханова ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
«Практикум по профессиональной педагогической коммуникации» относится к гуманитарному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.03.02 — Лингвистика (бакалавриат) и входит в профессиональный цикл (обязательная часть) Б1. Данное учебно-методическое пособие входит в комплекс психологопедагогических материалов, использующихся для профессиональной подготовки будущих учителей/преподавателей иностранного языка, которая была начата в курсах «Педагогическая антропология», «Теория речевой деятельности», а затем продолжена дисциплинами «Лингводидактические основы обучения иностранным языкам», «Теория обучения» и «Дистанционное обучение иностранным языкам». После освоения данных курсов, студенты овладевают основным понятийным аппаратом и умеют осуществлять рефлексию целей и методов преподавания иностранного языка с позиций личностно-деятельностного подхода. Главная задача предлагаемого пособия состоит в формировании у студентов навыков и умений решения основных видов профессиональных задач педагогической деятельности, а также систематизации теоретических знаний студентов об уроке иностранного языка и подготовке их в практическом плане к методически грамотному планированию и проведению урока иностранного языка во время педагогической практики. Практикум состоит из 5 разделов, включающих: 1) опорные конспекты содержат ключевые понятия и краткую информацию по изучаемым темам; 2) темы докладов по дисциплине «Практикум по профессиональной педагогической коммуникации». Сообщения, подготовленные обучающимися, рекомендуется использовать в ходе самоподготовки и заслушивать на итоговом занятии; 3) педагогические ситуации, которые могут возникнуть на уроках задания даны применительно к действующим комплексам по испанскому языку (авторы: Белоусова В.А., Соловцова Э.И.) для учащихся 5—11 классов средней школы; 5) список рекомендуемой литературы по дисциплине «Практииностранного языка, обсуждаются и комментируются на занятиях в целях подготовки к педагогической практике; 4) практические разработки, комментарии. Все рекомендации и кум по профессиональной педагогической коммуникации» может быть использован обучающимися в ходе подготовки к практическим занятиям. Результатом освоения данной дисциплины является владение средствами и методами профессиональной деятельности учителя /преподавателя иностранного языка, а также закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков; теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации. 3
Стр.3
дующие стили разрешения конфликтов: конкуренции, сотрудничества, приспособления, уклонения. Реакции учителя на конфликтную ситуацию могут быть конструктивными и деструктивными. 3. Особенности поведения в конфликте Выделяют следующие стратегии поведения в конфликте: избегание, приспособление, соперничество, сотрудничество, компромисс. В поликультурном классе между педагогом и учениками могут возникнуть проблемы вследствие различия в национальном характере педагога и ученика; из-за различия в системе психического отражения и восприятия информации и т.д. V. ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1. Основные понятия и категории невербального поведения В понятийно-категориальный аппарат невербального поведения входят: жестикуляция и виды жестов, язык тела в социальных ситуациях приветствия, прощания, при деловом и дружеском контакте, а также сигнализирующий о намерениях. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. 2. Ролевое поведение в ходе межкультурной коммуникации Виды распределения ролей в социальной психологии. Правильное распределение ролей необходимо для обеспечения успешного делового общения. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Выделяют две разновидности социального статуса: приписываемый и достигаемый. 3. Невербальные показатели поведения человека Язык тела сигнализирует о намерениях. Взаимовлияние рассудка и чувств отражается в движениях человека. Невербальные показатели отражают рассудочное поведение и чувственное поведение при достаточной активности и при недостатке активности. VI. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 1. Педагогическая коммуникация и ее функции Выделяют следующие функции педагогической коммунииации: информационная, познавательная, экспрессивная, управляющая, социальной детерминации. 2. Невербальная коммуникация Кинесика — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. Физиогномика представляет собой учение о проявлении человека в чертах лица и формах тела. Проксемика — это наука о зонах и дистанциях взаиморасположения участников коммуникации. Выделяют следующие принципы физиогномики и кинесики: многофакторность, ситуативность, субъективность, вероятность и вариативность, целостность. 6
Стр.6
3. Вербальная коммуникация Особенности речи педагога: соответствие нормам и правилам педагогической этики и культуры, импровизационность, диалогизм, экспрессивность. Функция речевой деятельности состоит в предметном информировании. Коммуникативная функция речевого поведения — это передача эмоционального состояния и отношения. VII. ТЕХНОЛОГИЯ СТИМУЛЯЦИИ РЕАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 1. Виды общения на уроках иностранного языка Культура страны изучаемого языка приходит к обучающемуся через общение на языке. Естественное общение приближено к реальному. Оно не ограничивается изучением единиц классного обихода. Обучающиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи так, как это принято в школах Испании. Общение на уроке может быть реальным и смоделированным. 2. Создание языкового окружения на уроках иностранного языка Стимулятором желания общаться на иностранном языке является интерес. На уроке должна постоянно звучать правильная иностранная речь; игнорирование родного языка плюс подсказка на иностранном. В кабинете, где проходят занятия, должна быть создана атмосфера страны изучаемого языка. Вне урока иностранного языка приветствуется общение учителя и учащихся на иностранном языке. 3. Мониторинг реального общения на уроках иностранного языка Мониторинг может быть скрытым и проходить в режиме соревнования. Возможно проведение взаимомониторинга среди учащихся группы. 4. Ситуация успеха как фактор стимуляции общения на уроках иностранного языка Суть ситуации успеха состоит в том, чтобы на деле воплотить веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Важно, чтобы используемые в классном обиходе речевые образцы выражали те субъектные отношения, на которых строится реальное общение. II. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ» 1. Основы невербального поведения: жестикуляция и виды жестов. 2. Функции педагогической коммуникации. 3. Речевое поведение и речевая деятельность педагога. 4. Проявление зависимости коммуникации от контекста в разных культурах. 5. Проблемы общения в поликультурной среде. 6. Методика психолого-педагогической помощи старшеклассникам. 7. Психологическая готовность ребенка к школе. 7
Стр.7
8. Применение современных средств коммуникации в профессиональной деятельности педагога. 9. Создание языкового окружения на уроках иностранного языка. 10. Ситуация успеха как важный фактор стимуляции общения на уроке иностранного языка. 11. Реальные ситуации общения на уроках иностранного языка. 12. Основы педагогического общения. 13. Игра как средство повышения мотивации обучения ИЯ. 14. Юность и её психологические проблемы. Критерии оценки доклада: — оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если тема раскрыта, выдержан объём (10—12 страниц), соблюдены требования к оформлению, даны ответы на дополнительные вопросы, отсутствуют фактические ошибки; — оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если доклад не представлен или тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ Конфликт — проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон, а также — способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Изучение рекомендаций по поведению в различных педагогических ситуациях, которые могут возникать в ходе учебного процесса, позволяет выявить сходство их конструктивного разрешения. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент — объективный анализ ситуации. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Итоговым, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок в общении и взаимодействии в будущем. 8
Стр.8
Предложите решение следующих педагогических ситуаций № 1 Анна, ученица шестого класса, плохо учится, раздражительна и груба в общении с учителем. На уроке иностранного языка девочка мешает своим одноклассникам выполнять задания, не реагирует на замечания. Вариант решения конфликтной ситуации Учитель должен спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо было бы побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы эффективным в разрешении конфликта. № 2 Игорь — самоуверенный старшеклассник, обладающий средними способностями. Школьных друзей у него немного. В разговорах с родителями мальчик характеризует одноклассников с отрицательной стороны, считает, что учителя занижают ему оценки. Дома полностью доверяют словам Игоря. После очередного разговора мама мальчика приходит в школу с претензиями к учителям и администрации. Педагогам не удается ее переубедить. № 3 На уроке иностранного языка в 8-м классе, в рамках проектной работы, Саша был назначен координатором проекта в своей подгруппе. Ребята поддержали его кандидатуру. Школьник согласился неохотно. В ходе выполнения заданий он не желал брать на себя ответственность, ожидая, что его заменят кем-то другим. Но этого не произошло. На замечания учителя Саша отвечал, что никогда не хотел быть координатором и отвечать за работу всей группы. № 4 В 6-м классе на уроке иностранного языка всегда спокойная атмосфера. Ученики хорошо справляются с выполнением домашних заданий, быстро осваивают новый материал на уроке. Дети обладают хорошими способностями к овладению иностранными языками. В ходе проведения письменных проверочных работ большинство ребят делает много ошибок из-за невнимательности. Оценки за письменные работы невысоки, поэтому учитель не может вывести высокую итоговую оценку. № 5 В начале урока в 9-м классе, после приветствия класса, учитель иностранного языка замечает, что кто-то из учащихся поменял местами плака9
Стр.9
ты с таблицами на новые грамматические правила, а некоторые повесил вверх ногами. Учитель приступает к объяснению нового материала. Таблиц на это правило нет в учебнике, они представлены только на плакатах. Учитель диктует быстро, многие ребята не все успевают записать, а с перевернутых плакатов списывать неудобно. В конце урока запланирована небольшая проверочная работа на закрепление материала, изученного на этом занятии. Учитель снимает все схемы, а дети жалуются, что плохо поняли правило, и им нечем пользоваться в качестве подсказки. № 6 Ученица 5-го класса Оля хорошо учится, материал на уроке иностранного языка усваивает быстро. Ей требуется меньше, чем другим ребятам, времени на выполнение заданий, поэтому во время ответов других учеников ей становится неинтересно, она рисует или листает учебник. Однако на контрольных работах Оля допускает много мелких ошибок из-за невнимательности. № 7 В 4-м классе учатся очень подвижные дети, на уроках они ведут себя активно. На переменах и мальчики, и девочки бегают по классу, сбивая книги со столов. Ребята кричат в коридоре, играют в догонялки. На уроке иностранного языка у детей внимание рассеянное, они часто отвлекают друг друга, переспрашивают у учителя то, что уже было сказано. № 8 На уроке иностранного языка в 10-м классе на этапе выполнения упражнений ученики сообщают учителю, что уже делали это объемное грамматическое упражнение. Они пояснили, что выполнили его на предыдущем занятии с другим педагогом, который временно замещал их учителя. № 9 В 6-м классе есть ученик, которому тяжело дается выполнение заданий по иностранному языку. Одноклассники подшучивают над ним, у доски он мнется, отвечает с запинками, несмотря на то, что готовился дома. Он боится, что ребята будут над ним смеяться. Наводящие вопросы не исправляют ситуацию, мальчик еще больше смущается. Учитель надеется услышать от него хороший ответ, но этого не происходит, и он вынужден ставить низкую оценку. № 10 Трое учеников 8-го класса во второй раз опоздали на урок иностранного языка на 15 минут. На вопрос педагога о причине опоздания, школьники, дожевывая прирожки, ответили, что были в столовой. 10
Стр.10