Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Практический курс русского языка (110,00 руб.)

0   0
АвторыГолицына Татьяна Николаевна, Ильина Татьяна Вячеславовна, Сидорова Елена Владимировна, Швецова Ольга Анатольевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц52
ID635577
АннотацияИзучение современного русского языка предполагает не только усвоение теоретических сведений, но и овладение навыками самостоятельного анализа языковых единиц, что позволяет закрепить и углубить полученные знания. Пособие по «Практическому курсу русского языка» представляет собой свод современных орфографических и пунктуационных правил русского языка. Разбираются трудные в орфографическом и пунктуационном отношении случаи, типичные для разнообразных сфер современной общественной жизни. Примеры взяты не только из классической русской и советской литературы, но и из современной периодики.
Кому рекомендовано Рекомендовано студентам бакалавриата 3-го года обучения.
Практический курс русского языка / Т.Н. Голицына, Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова, О.А. Швецова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 52 с. — 52 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635577 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 1 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 7 июня 2016, протокол № 7 Составители: Т.Н. Голицына, Т.В. Ильина, Е.В. Сидорова, О.А. Швецова Рецензент – канд. филол. наук, доцент М.В. Панова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета Рекомендовано студентам бакалавриата 3-го года обучения Для направления 45.03.01 – Филология 2 ВВЕДЕНИЕ Изучение современного русского языка предполагает не только усвоение теоретических сведений, но и овладение навыками самостоятельного анализа языковых единиц, что позволяет закрепить и углубить полученные знания. <...> Пособие по «Практическому курсу русского языка» представляет собой свод современных орфографических и пунктуационных правил русского языка. <...> Разбираются трудные в орфографическом и пунктуационном отношении случаи, типичные для разнообразных сфер современной общественной жизни. <...> ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ Правописание личных окончаний глаголов Для правильного определения типа спряжения в глаголах с безударными окончаниями действует правило, позволяющее запомнить, какие глаголы относятся к I спряжению, а какие – ко II. <...> Если окончания безударные, то спряжение определяется по инфинитиву глагола. <...> 1 спряжение Все глаголы не на –ить, например, на –ать, -ять, -еть, -оть и т.д. + брить, стелить. <...> 2 спряжение Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зиждиться (зиждется, зиждутся) (*глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать: стелешь, стелют). <...> Глаголы есть, надоесть, дать, создать имеют в единственном <...>
Практический_курс_русского_языка.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Практический_курс_русского_языка.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 1
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Изучение современного русского языка предполагает не только усвоение теоретических сведений, но и овладение навыками самостоятельного анализа языковых единиц, что позволяет закрепить и углубить полученные знания. Пособие по «Практическому курсу русского языка» представляет собой свод современных орфографических и пунктуационных правил русского языка. Разбираются трудные в орфографическом и пунктуационном отношении случаи, типичные для разнообразных сфер современной общественной жизни. Примеры взяты не только из классической русской и советской литературы, но и из современной периодики. В пособии содержатся упражнения для аудиторной и внеаудиторной работы, тесты для проверки усвоения теоретического материала. Издание предназначено для студентов гуманитарных специальностей, изучающих курс современного русского языка. Часть I. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ Правописание личных окончаний глаголов Для правильного определения типа спряжения в глаголах с безударными окончаниями действует правило, позволяющее запомнить, какие глаголы относятся к I спряжению, а какие – ко II. Если окончания безударные, то спряжение определяется по инфинитиву глагола. 1 спряжение Все глаголы не на –ить, например, на –ать, -ять, -еть, -оть и т.д. + брить, стелить. 2 спряжение Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, зиждиться (зиждется, зиждутся) (*глагол стелить употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать: стелешь, стелют). 4 глагола на –ать: слышать, гнать, держать, дышать. 7 глаголов на –еть: видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть. 3
Стр.3
Упражнение 3. Перепишите глаголы, вставив пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов глаголов. Запазд…вать, устра…вать, преслед…вать, застр…вать, согр…вать, запрят…вать, вздраг…вать, досад…вать, продл…вать, созр…вать, забол….вать, усил…вать, задум…ваться, расход…вать, затм…вать, ослаб…вать, претерп…вать, оканч…вать, врач…вать, попроб…вать, подгляд…вать, завед…вать, бесед…вать, обусловл…вать, экзамен…вать, потч…вать, разве…вать, проповед…вать, развед…вать, распечат…вать, разжал…вать, навед…ваться, гор…вать, сомн…ваться. Упражнение 4. Перепишите, вставив пропущенные буквы и расставив недостающие знаки препинания. Объясните правописание причастий. Дым стел…щийся от костра; пожарник бор…щийся с огнем; грохоч…щие на повороте трамваи; успех завис…щий от нас; дети кле…щие игрушки; больно жал…щие осы, ма…щиеся от безделья пассажиры; неж…щийся на солнце котенок; ничего (не) знач…щий разговор, тяжело дыш…щий больной; силуэт мерещ…щийся в сумерках; клокоч…щий водопад; зверь меч…щийся от страха; пастух гон…щий стадо; муравей тащ…щий веточку; пароход терп…щий бедствие; леч…щий врач. Студент выдерж…вший экзамен; опостыл…вшее однообразие; воин приумнож…вший славу; предприниматель понаде…вшийся на успех; посуров…вшее лицо; раст…вший снег; инженер устро…вшийся на работу; выздоров…вший ребенок; зала…вшая собака; законч…вшееся совещание; зате…вший спор человек; обнаруж…вшаяся пропажа. Побеги сжига…мые солнцем; колебл…мые ветром ветки; мысль давно леле…мая; изуча…мый иностранный язык; едва слыш…мые звуки; облака подгоня…мые ветром; завис…мый от многих людей; ландшафт хорошо вид…мый сверху; издава…мый струной звук; узор рису…мый воображением; премл…мое для нас время встречи; картина выдава…мая за подлинник; (не) мысл…мые для осуществления планы; завис…мое экономически государство. Увенч…нная короной победительница; просмотр…нный накануне фильм; внуки вынянч…нные бабушкой; поле засе…нное гречихой; дом завещ…нный дочери; взъерош…нные ветром волосы; заслуш…нный научный доклад; вступисться за обиж…нного товарища; припа…нный провод; постро…нный гараж; обещ…нный подарок; вычищ…нные туфли; иголка затер…нная в стогу сена; разброс…нные по квартире вещи; воздух насто…нный запахом трав; спор зате…нный игроками; удосто…нный награды победитель. Ковры для просушки развеш…ны – продукты в магазине заблаговременно развеш…ны; обвеш…нные минами бойцы – обвеш…нные продавцом покупатели; замеш…нные в преступлении взяточники – густо замеш…нное тесто; много картин навеш…но на стенах – дверь навеш…на; расстрел…нные фашистами партизаны – подстрел…нные охотником утки; выкач…нная их бака нефть – выкач…нная из подвала бочка. 6
Стр.6
Упражнение 5. Тест по теме «Правописание глаголов, причастий и деепричастий». 1. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я. 1) расстрел..нный, дремл..щий, леле..л, хвал..щийся; 2) почу..в, пил..щий, раска..лся, раскле..в; 3) прола..л, прома..вшись, стел..щийся, раскле..нный; 4) вид..щий, чу..л, просе..нный, зате..в. 2. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Е. 1) ненавид..вший, рассе..нный, постро..в, посеребр..ны; 2) увид..в, завис..л, постро..нный, закле..на; 3) завис..мый, разве..в, объезд..вший, раска..лся; 4) нахмур..нный, отча..вшись, зате..л, застав..в. 3. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква И. 1) слыш..мый, одобр..в, взлеле..нный, наде..вшийся; 2) раска..вшись, ре..вший, увид..л, завис..л; 3) расстро..вшись, замет..в, вид..мый, закле..л; 4) мысл..мый, постро..в, ненавид..л, зате..нный. 4. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква А. 1) прочит..нный, леч..щий, услыш..л, замеч..нный; 2) лепеч..щий, обиж..нный, придум..нный, выслуш..в; 3) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на; 4) потуш..нный, оседл..нный, замеш..но (тесто), прослуш..в. 5. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я. 1) пен..щийся, посе..в, ма..лся, бор..щийся; 2) потер..нный, запомн..вший, стро..щий, прове..л; 3) обкле..в, люб..щий, стел..щийся, очист..вшийся; 4) вер..щий, вид..щий, отча..лся, раста..вший. Н и НН в суффиксах имён прилагательных Н НН В суффиксах АН, ЯН, ИН песчАНый серебрЯНый гусИНый Искл. стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый 1) В суффиксах ЕНН, ОНН клюквЕННый традициОННый Искл. ветрЕНый (но: безветрЕННый, подветрЕННый) 2) На стыке морфем (одна Н входит в корень, другая в суффикс) соННый • В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме. Погода ветрена. Погода безветренна. 7
Стр.7
Упражнение 1. Перепишите, вставив пропущенные буквы. Объясните правописание имён прилагательных. Бараба…ый бой, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая свадьба, чека…ая поступь, тара…ый удар, слюдя…ая мозаика, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, нефтя…ая скважина, ледя…ой ветер, горта…ый голос, пря…ый аромат, румя…ый малый, ю…ый натуралист, урага…ый ветер, деревя…ый дом, карава…ый путь, ветр…ый человек, ветр…ая мельница, подветр…ая сторона, ветр…ая оспа, безветр…ая погода, масл…ые краски, фортепиа…ый класс, багря…ый закат, полотня…ая куртка, травя…ой сбор, гума…ый закон, льня…ая ткань, баклажа…ая икра, соломе…ая шляпа, смоля…ое покрытие, информацио…ая программа, имени…ый пирог, име…ые часы, дров…ой склад, земл…ой орех, дом…ый процесс, конституцио…ые решения, жизне…ые правила, воинств…ый вид, макаро…ая фабрика, петуши…ый гребень, шерт…ое одеяло, полуд…ая жара, диков…ый случай, ведомств…ое здание, ремесл…ое училище, орли…ый взгляд, овся…ая каша, пшё…ая каша, миллио…ый посетитель, многото…ая машина, веществ…ое доказательство, пря…ый запах, пенсио…ый возраст, перепели…ая охота. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Н НН 1. Нет приставки (может быть НЕ-) стираНый нестираНый 2. Образовано от глагола несовершенного вида сушёНый (сушить – что делать?) Искл. невиданный, неслыханный нечаянный, негаданный, желанный, нежданный, священный, неведанный и др. 3. Нет зависимых слов 4. Нет –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА5 В кратких причастиях Дети избалованы родителями. полной форме. Дети капризны и избалованны. • В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в 8 1. Есть приставка, кроме НЕвыстираННый 2. Образовано от глагола совершенного вида решёННый (решить – что сделать?) Искл. раненый (но: израненный, раненный в руку), названый (брат), посажёный (отец), приданое, смышлёный. 3. Есть зависимые слова стираННый порошком 4. Есть –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВАбалованный
Стр.8
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание причастий и отглагольных прилагательных. Белели маза…ые хаты села. Давно маза…ые хаты казались серыми. Стира…ое бельё меньше мнётся. Стира…ое в сетке бельё выдаётся некрахмале…ым и неглаже…ым. Травы, се…ые в паровом поле, хорошо взошли. Началась уборка се…ых трав. Стол для зва…ых гостей был покрыт вяза…ой скатертью. Зва…ых на вечер гостей было немного. Трудно было ехать по немоще…ой дороге. Городок отличался асфальтирова…ыми и моще…ыми брусчаткой дорогами. На тка…ой шёлком салфетке стоял графин с водой. На некоше…ом лугу зеленела трава. Охотники шли по пута…ому следу зайца. Вязанка дров лежала у нетопле…ой печи. Топлё…ое молоко обладает особым вкусом и отличается им от кипячё…ого. На стене висела писа…ая акварелью картина. Стволы деревьев побеле..ы гашё…ой известью. Приходилось идти по нехоже…ым тропам и неезже…ым дорогам. Платье сделано из гладкокраше…ой ткани. Доставлено свежемороже…ое мясо. Среди музейных сокровищ был драгоценный златокова…ый ларец. Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание. Кипячё…ая вода – вскипячё…ое молоко; краше…ый пол – покраше…ый забор, рама покраше…а; коше…ый или некоше…ый луг, скоше…ая трава, трава скоше…а; стреля…ый воробей – подстреле…ая птица; жжё…ый кофе – сожжё…ое письмо; копчё…ая колбаса – закопчё…ые стены; балова…ый ребёнок – избалова…ое дитя – девочка избалова…а; стриже…ый мальчик – остриже…ая голова – волосы остриже…ы; дистиллирова…ая вода, слома…ая палка – лома…ая линия; масл…ая каша – замасл…ая куртка, ката…ая проволока – наката…ая дорога; соле…ый суп – недосоле…ый суп; травле…ый волк – затравле…ый зверь. Упражнение 4. Перепишите, вставив пропущенные буквы и объяснив написание кратких прилагательных и причастий. Награда заслуже…а мастером и его учеником. Победа мастера вполне заслуже…а. За отсутствием улик обвиняемые были оправда…ы. Эти изменения проекта необходимы и оправда…ы. Наша молодёжь воспитат…а на русских традициях. Девушка умна и воспита…а. Многие люди из простого народа были возвыше…ы Петром I. Интересы и стремления людей должны быть возвыше…ы. Общественность была взволнова…а получе…ыми сообщениями. Речи были оживлё…ы и взволнова…ы. В университете образова…ы новые факультеты. Все мои друзья культурны и образова…ы. Родители озабоче…ы воспитанием детей. Лица врачей были серьёзны и озабоче…ы. 9
Стр.9
Волейбольная секция организова…а недавно. Группа очень дисциплинирова…а и организова…а. Все мелочи до конца продума…ы. Ответы ученицы точны и продума…ы. Войска были сосредоточе…ы на центральном участке фронта. Взгляды присутствующих были пристальны и сосредоточе…ы. Шансы игроков ещё не уравновеше…ы. Мы нередко легкомысле…ы и неуравновеше…ы. Упражнение 5. Перепишите, вставив пропущенные буквы и объяснив написание Н и НН. Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, гружё...ая дровами машина, гружё...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист. Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание Н и НН. 1. От одного порче...ого яблока целый воз загнивает. 2. Краде...ым добром не разживешься. 3. Проторе...ые дорожки всегда легче, да не всегда верней. 4. Ути...ого зоба не накормишь. 5. Неисполне...ое обещание что письмо на воде. 6. Человек неуче... ый что топор неточе...ый. 7. Правда – кус заработный, а ложь – краде...ый. 8. Недруга встречают солё…ыми словами, а друга – слоё... ыми пирогами. 9. Что даром получе...о, то даром и уйдет. 10. Зва...ый да жела...ый гость мил хозяину, а нежда...ый да жела...ый – вдвое. 11. Реше...ого дела советом не поправишь. 12. Виде...ое лучше сказа...ого. 13. Бездо...ой бочки водою не заполнишь. 14. Живое слово дороже писа...ого. 15. Что отложе...о, то потеря...о. 16. Брови черны – соболи...ы, очи ясны – соколи...ы. 17. Не бери прида...ого – бери милую девицу. 18. Заветный перстенёк и поноше...ый хорош. 19. Балова...ая овца – волку корысть. 20. Холе...ой неженке первый снежок труден. 21. Тоску да горе и за кова...ой дверью не спрячешь. 22. Взор орли...ый и взлет соколи...ый. 23. Ветре...ого человека и в тихую погоду узнать можно. 24. Голосок соловьи...ый, а жало змеи...ое. 25. Ворова...ая копейка не впрок. 26. Петуху ячме...ое зерно дороже жемчужины. 10
Стр.10