Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская государственная академия права»
DEUTSCH.
LEHR- UND ARBEITSBUCH
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Учебное пособие для самостоятельной работы
Саратов
2011
Стр.1
УДК 803.0(075.8)
ББК 81.2 Нем-923
О-28
А в т о р ы :
В.П. Астанкова – кандидат филол. наук, доцент (темы 1, 7 и 9),
В.В. Елистратова – кандидат юрид. наук, доцент (темы 10, 11 и 12),
О.А. Коновалова – кандидат филол. наук, доцент (темы 2, 4 и 5),
С.А. Саковец – кандидат филол. наук, доцент (темы 3, 6 и 7, приложение)
Р е ц е н з е н т ы :
кандидат филолог. наук, доцент кафедры переводоведения
и межкультурной коммуникации
ГОУ ВПО «Саратовский государственный
социально-экономический университет» О.Н. Шаповалова;
доцент кафедры немецкого и французского языков ГОУ ВПО
«Саратовская государственная академия права» О.А. Мельникова
Печатается по решению
комиссии по науке и издательству ученого совета
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
Deutsch. Lehr- und Arbeitsbuch = Немецкий язык : учебО-28
ное
пособие для самостоятельной работы. [В.П. Астанкова,
В.В. Елистратова, О.А. Коновалова, С.А. Саковец]; ГОУ ВПО
«Саратовская государственная академия права». – Саратов:
Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия
права», 2011. – 370 с.
ISBN 978-5-7924-0907-1
Данное пособие предназначено для развития умений и навыков
иноязычного общения (прежде всего в чтении и передаче содержания
прочитанного) в социокультурной и профессионально-деловой сферах,
формирования у студентов готовности и способности к межкультурной
коммуникации.
Для самостоятельной работы студентов.
УДК 803.0(075.8)
ББК 81.2 Нем-923
ISBN 978-5-7924-0907-1
2
ГОУ ВПО «Саратовская государственная
академия права», 2011
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Владение иностранным языком признаѐтся общественно и
личностно значимым фактором, расширяющим возможности
самореализации современного человека. Образовательная цель в
обучении иностранному языку предполагает его изучение как
средства межкультурного общения и инструмента познания
культуры определѐнной национальной общности, в том числе и
лингвокультуры1.
Учебное пособие имеет целью развитие навыков чтения у
студентов всех форм обучения, поскольку чтение как вид речевой
деятельности способствует развитию личной информированности
и широко востребовано при решении многих профессиональных
задач. Предлагаются также упражнения для развития
навыков говорения и письма.
Практическое воплощение данной цели должно осуществляться
в рамках «диалога культур», который как результат общеобразовательной
цели межкультурного взаимодействия достигается
посредством использования в пособии аутентичных
культуроведческих и специальных иноязычных текстов. Аутентичные
учебные тексты создают реальную возможность обращения
к богатейшим письменным и устным традициям иноязычной
речевой культуры во всѐм многообразии еѐ стилистических
и жанровых регистров. Высокая степень информативности
оригинальных иноязычных учебных текстов обусловлена
национальными, культурными, историческими, социальными и
языковыми факторами.
Пособие состоит из 2 частей (для первого и второго года обучения)
и включает 12 тем: “Du und deine Welt”, “Dein Wohnort”,
“Deutschland und seine Leute”, “Reiselust”, “Jugend von heute”,
“Studium”, “Juristenausbildung”, “ Beruf des Juristen”,
“Verfassungsorgane”,
“Grundgesetz”,
“Rechtsgebiete”,
“Rechtsprechung der BRD”.
1 См.: Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей.
М., 2004. С. 8.
3
Стр.3
Каждая тема содержит грамматический справочник и упражнения
по грамматике, тексты для чтения, задания для самоконтроля
и словарь-минимум. Текст 1 предназначен для изучающего
чтения, основной целью которого является развитие точного
понимания всего текста. Текст 2 – для ознакомительного
чтения, имеющего целью развитие навыков понимания основной
информации, содержащейся в тексте. Текст 3 – для просмотрового
чтения. Просмотровое чтение требует от читающего
не только хорошей квалификации как чтеца, но и владение значительным
объѐмом языкового материала. В данном пособии
основной целью просмотрового чтения является умение студентов
определить тематику, характер текста, его основную проблему.
Послетекстовые
упражнения включают задания на умение
передавать на иностранном языке сообщение в форме монологического
высказывания (в рамках указанной тематики), умение
письменно фиксировать информацию, полученную при чтении в
форме рабочих записей или плана.
Темы 1, 7, 9 подготовлены доцентом кафедры немецкого и
французского языков, канд. филол. наук В.П. Астанковой. Темы
2, 4, 5 подготовлены доцентом кафедры немецкого и французского
языков, канд. филол. наук О.А. Коноваловой. Темы 3, 6, 7,
приложение подготовлены доцентом кафедры немецкого и французского
языков, канд. филол. наук С.А. Саковец. Темы 10, 11, 12
подготовлены доцентом кафедры немецкого и французского языков,
канд. юрид. наук В.В. Елистратовой.
Специфика пособия позволяет использовать его для самостоятельной
работы студентов.
Авторы выражают благодарность рецензентам: доценту кафедры
переводоведения и межкультурной коммуникации
ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический
университет» канд. филол. наук О.Н. Шаповаловой
и доценту кафедры немецкого и французского языков
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
О.А. Мельниковой.
С.А. Саковец
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................... 3
I. Teil ................................................................................................. 5
Тhema 1. Du und deine Welt ............................................................. 5
Грамматика. Артикль. Употребление артикля. Порядок слов в
предложении. Настоящее время Präsens. Модальные глаголы. Предлоги
Akkusativ, Dativ
Деловое письмо: tabellarischer Lebenslauf (автобиография)
Text 1. Student aus Deutschland
Text 2. Ein ganz normaler Tagesablauf!?
Text 3. Die Freizeitbeschäftigung
Тhema 2. Dein Wohnort .................................................................. 44
Грамматика. Основные формы глаголов. Претеритум.
Возвратные глаголы. Личные и притяжательные
местоимения. Предлоги дательного и винительного падежей
Деловое письмо: электронное (частное) письмо
Text 1. Unser Haus
Text 2. Über Häuser und Wohnungen
Text 3А. Manche wohnen schon 20 Jahre in ihren vier Wänden
Text 3В. Saratov
Тhema 3. Deutschland und seine Leute ........................................... 76
Грамматика: Perfekt. Plusquamperfekt. Futurum. Imperativ.
Способы словообразования в немецком языке.
Словообразование имѐн существительных
Text 1. Generelles zu Deutschland
Text 2A. Berliner
Text 2B. Sind das typische Deutsche?
Text 3. Umweltsorgen trotz verbessertem Umweltschutz
Тhema 4. Reiselust ........................................................................ 114
Грамматика. Склонение имѐн существительных.
Образование сложных имѐн существительных.
Предлоги Genitiv. Способы словообразования в немецком
языке. Образование сложных имен существительных
Text 1. Von der Ostsee zur Wartburg
Text 2. Ferien und Urlaub
Text 3. Die Schweiz
381
Стр.381
Тhema 5. Jugend von heute ........................................................... 136
Грамматика. Образование множественного числа
имѐн существительных. Числительное. Местоимѐнные
наречия. Неопределѐнно-личное местоимение man.
Функции местоимения es
Text 1. Eine pragmatische Generation unter Druck
Text 2. Jugendwelten schräg und schrill
Text 3. Jugend unterwegs
Тhema 6. Studium .......................................................................... 160
Грамматика. Склонение прилагательных.
Степени сравнения прилагательных и наречий.
Сложносочинѐнное предложение
Деловое письмо: Anfrage (запрос)
Text 1. Deutschland: dieser Studienstandort bietet viel
Text 2. Von groβen und kleinen Scheinen
Text 3. Erklärung von Bologna
II. Teil ........................................................................................... 192
Тhema 7. Juristenausbildung ......................................................... 192
Грамматика. Значение и употребление Partizip I,
II. Распространѐнное определение.
Способы словообразования в немецком языке.
Словообразование имен прилагательных
Text 1. Der Jurist in der BRD
Text 2. Die Saratower staatliche Akademie
für Rechtswissenschaften
Text 3. Nachdiplomstudium der Juristen
Тhema 8. Beruf des Juristen ......................................................... 221
Грамматика. Инфинитивы и инфинитивные конструкции
Деловое письмо: Bewerbung (письмо-заявление о приѐме на работу)
Text 1. Juristische Berufe
Text 2. Richter
Text 3. Jugendrichterin Franziska
Thema 9. Verfassungsorgane ........................................................ 257
382
Стр.382
Грамматика. Сложноподчинѐнные предложения
(придаточные дополнительные, времени, определительные,
образа действия). Словообразование глаголов
Text 1. Staatsaufbau
Text 2. Die Bundestagswahl
Text 3. Der Bundesrat
Тhema 10. Grundgesetz der BRD .................................................. 285
Грамматика. Пассив, образование его временных форм.
Инфинитив пассива. Пассивная конструкция sein + Partizip II
(пассив состояния). Безличный пассив
Text 1. Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland
Text 2. Verfassungsgrundsätze
Text 3. Pressefreiheit als Menschenrecht – Recht auf Meinung
Тhema 11. Rechtsgebiete ............................................................... 311
Грамматика. Сложноподчинѐнные предложения (продолжение).
Обособленный причастный оборот
Text 1. Rechtsgrundlagen des bürgerlichen Rechts
Text 2. Strafrecht und die Strafe
Text 3. Verwaltungsrecht: Begriff und Einteitung
Тhema 12. Rechtsprechung ........................................................... 335
Грамматика. Причастие I и причастие II в функции определения
(повторение). Распространенное определение (повторение).
Функции причастия I и причастия II в предложении (обобщение)
Text 1. Begriff und Zuständigkeit der Rechtsprechung
Text 2. Verfahrensgarantien
Text 3. Rechtsstellung der Richter
Приложение .................................................................................. 359
Список использованной литературы .......................................... 372
383
Стр.383
Учебное издание
Астанкова Вера Петровна
Елистратова Валентина Владимировна
Коновалова Ольга Анатольевна
Саковец Светлана Александровна
DEUTSCH. LEHR- UND ARBEITSBUCH.
Немецкий язык. Учебное пособие
Печатается в авторской редакции
Корректор Н.Н. Трушкина
Компьютерная верстка О.В. Кузнецовой
Тем. план 2011 г., № 71
Подписано в печать 19.06.2009 г. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 20,6. Уч.-изд. л. 15,8. Формат 6084 1/16.
Печать офсетная. Гарнитура «Таймс». Тираж
Издательство
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».
410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 135.
Отпечатано в типографии издательства
ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».
410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1.
экз. Заказ
384
Стр.384