Пониманием культуры речи как культуры речевой деятельно сти обусловлено включение в структуру пособия таких разделов, как «Этические и коммуникативные нормы», «Культура несловес ной речи», «Текст как единица общения». <...> Речь представляет собой способ реализации всех функций язы ка, прежде всего — коммуникативной. <...> По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить и до тех пор, когда скажем последнее слово, — это одна большая речь, в кото рой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (устная или письменная) и пр., но мы продолжаем говорить (или писать). <...> Речь представляет собой, как правило, деятельность одного че ловека — говорящего или пишущего, поэтому она является отра жением разнообразных особенностей этого человека. <...> Следова тельно, речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. <...> Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего к речи как процессу использования языка, поэтому, хотя и с натяжкой, являются основаниями для их противопоставления, поскольку в этом плане создание речи как процесс протекает во многом по этапно и частично совпадает с границами самой большой едини цы языка: с границами предложения. <...> Речь всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида, поэтому и подходить к ана лизу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку. <...> Каган предложил такую классификацию целей общения: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъ ектов; 2) цель общения заключена в нем самом; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) целью общения является приобщение самого его инициа тора к ценностям партнера. <...> При этом диалог понимается не <...>
Русский_язык_и_культура_речи_в_вопросах_и_ответах.pdf
УДК 811.161.1:808.5(075)
ББК 81.2Рус-923
И76
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н. А. Ипполитовой.
Ипполитова Н. А.
И76
Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие /
Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова; под ред. Н. А. Ипполитовой. —
Москва : Проспект, 2016. – 344 с.
ISBN 978-5-392-19309-7
Пособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине
«Русский язык и культура речи» и ответы на них.
Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность,
учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым
подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
УДК 811.161.1:808.5(075)
ББК 81.2Рус-923
Учебное издание
Ипполитова Наталья Александровна,
Князева Ольга Юрьевна,
Савова Марина Робертовна
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 01.07.2015. Формат 60×90 1
Печать цифровая. Печ. л. 21,5. Тираж 200 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-19309-7
© Ипполитова Н. А., Князева О. Ю.,
Савова М. Р., 2006
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Содержание
Предисловие ................................................................... 3
Введение .......................................................................... 5
Как соотносятся между собой язык и речь? ........................ 5
1. Язык ................................................................................ 6
Что представляет собой язык? .......................................... 6
Какие функции выполняет естественный
национальный язык? ......................................................... 7
В чем заключается ценность языка для общества? ............. 8
Что представляет собой литературный язык? ..................... 9
Для чего нужны нормы языка? ......................................... 10
2. Речь .............................................................................. 11
Что называется речью и чем речь отличается от языка? ....... 11
По каким основаниям можно описать
и проанализировать речь? .............................................. 13
3. Культура ........................................................................ 14
Что такое культура? ........................................................ 14
Что является важнейшими характеристиками
культуры? ....................................................................... 15
В каких формах существует культура? ............................. 17
Какие виды культуры существуют? .................................. 17
Что определяет развитие культуры? ................................ 18
Почему и каким образом важно сохранять культуру? ........ 19
Что такое базовая культура личности? ............................. 21
Глава 1. Культура общения ......................................... 23
1. Что представляет собой общение ................................. 23
Какой смысл вкладывается в понятие «общение»?............ 23
Каковы основные функции «общения»? ............................ 24
Каковы основные цели общения? .................................... 25
2. Общение и коммуникация ............................................. 25
Чем различаются значения терминов «общение»
и «коммуникация»? ......................................................... 25
Какие типы отношений между участниками
взаимодействия в процессе речи лежат в основе
коммуникации и общения? .............................................. 27
334
Стр.334
Какие виды информации характерны для общения? ......... 29
Какая форма речевой активности преобладает
в общении, а какая — в коммуникации?............................ 30
Как отличия коммуникации и общения сказываются
на разных аспектах эффективности речи? ........................ 30
Чем может диктоваться необходимость выбора
того или иного способа взаимодействия —
общения или коммуникации? .......................................... 32
В чем состоит культура общения
как обязательный элемент общей культуры человека? ...... 33
3. Виды и формы общения ................................................ 34
Каковы основные виды общения? .................................... 34
Что лежит в основе разграничения фатического
и информационного общения? ........................................ 35
Что называется вербальным,
а что — невербальным в общении? .................................. 37
Чем отличается устное общение от письменного? ............ 38
Что отличает монологическое общение
от диалогического? ........................................................ 39
Что определяет выбор контактного
или дистантного общения? ............................................. 41
Чем отличаются межличностное, публичное
и массовое общение? ..................................................... 42
Что отличает официальное общение
от неофициального? ....................................................... 44
В чем различие между свободным
и стереотипным общением?............................................ 44
4. Как добиться оптимального общения ............................ 45
Какова роль типовых сценариев в речевом поведении? ..... 45
Что относится к барьерам общения? ............................... 46
На каких уровнях может проходить общение? .................. 47
Что способствует оптимальному общению? ..................... 49
Глава 2. Текст в структуре общения........................... 51
1. Что такое речевая деятельность? .................................. 51
Что такое речевая деятельность? .................................... 51
В каких формах и видах реализуется речевая
деятельность? ................................................................ 53
Какие этапы речевой деятельности выделяются? ............. 53
2. Механизмы речи ........................................................... 56
Каковы механизмы речевой деятельности? ...................... 56
335
Стр.335
3. Виды речевой деятельности .......................................... 58
Какие виды речевой деятельности выделяются,
как они классифицируются? ............................................ 58
В чем особенности говорения
как продуктивного вида речевой деятельности? ............... 59
В каких жанрах реализуется говорение? .......................... 61
В чем особенности письма как продуктивного вида
речевой деятельности? ................................................... 62
В каких жанрах реализуется письменная речь?................. 63
В чем особенности слушания как рецептивного вида
речевой деятельности? ................................................... 64
Какие виды слушания существуют? ................................. 65
Какими могут быть «правила хорошего слушания»? .......... 67
4. Чтение как вид речевой деятельности ........................... 67
Что представляет собой чтение как вид
речевой деятельности? ................................................... 67
Какие виды чтения существуют? ...................................... 68
Какие приемы работы с читаемым текстом
целесообразно использовать? ........................................ 69
Какие виды чтения можно использовать
в различных видах учебной деятельности? ....................... 71
5.Текст (высказывание) как единица общения .................. 72
Что такое текст? Какова роль текста (высказывания)
как единицы общения? ................................................... 72
6. Речевые жанры............................................................ 74
Что включает понятие «речевые жанры»? ......................... 74
7. Категории текста ........................................................... 76
Какие категории текста отражают его нацеленность
на общение? .................................................................. 76
8. Стилистическая окраска текста ..................................... 78
Каков смысл понятий «стиль языка и стиль речи»?
Как эти явления взаимосвязаны?..................................... 78
Как формируются в речи функциональные стили?
Какие функциональные стили существуют?...................... 79
В чем особенности разговорного стиля речи?
Где он используется?...................................................... 80
Каковы особенности научного стиля?
Какова сфера его использования? ................................... 81
Каковы особенности и сфера употребления
публицистического стиля? .............................................. 83
В чем особенности художественного стиля
(стиля художественной литературы)? .............................. 85
336
Стр.336
Каковы особенности и сфера употребления
официальноделового стиля? ......................................... 85
Какие группы составляют стилистические
средства языка? ............................................................. 87
Как функционируют в речи стилистические синонимы? .... 88
В чем суть понятия стилистическая норма? ...................... 89
Какие речевые ошибки можно классифицировать
как стилистические? Как их избежать? ............................. 89
Глава 3. Культура речи ................................................. 91
1. Культура речи как составная часть культуры в целом .... 91
Что именно роднит культуру речи с культурой в целом? .... 91
Что входит в понятие «культура речи»? ............................. 91
Какова история возникновения и развития понятия
«культура речи»? ............................................................. 93
2. Культура речи как культура речевой деятельности —
современное представление о культуре речи ............... 95
Каково современное представление о культуре речи? ...... 95
Какие аспекты речи включаются в понятие
«культура речи» при современном подходе? .................... 97
3. Речевая культура общества и речевая
культура личности ......................................................... 98
В чем состоит культура речи общества?........................... 98
Что определяет культуру речи личности? ......................... 99
4. Критерии оценки культуры речи ...................................100
Каковы основные критерии оценки культуры речи? .........100
Чем отличаются «качества» и «достоинства» речи? ..........101
5. Нормированность как главный механизм
культуры речи ...............................................................103
Какова роль норм в общении? ........................................103
Что такое языковая норма? ............................................103
Всегда ли нарушение языковых норм связано
с ошибкой? ...................................................................105
6. Уровни культуры речи ...................................................106
Как определить уровень культуры речи? .........................106
Что лежит в основе разграничения различных типов
речевой культуры? .........................................................107
Глава 4. Этические и коммуникативные нормы ......111
1. Коммуникативная ситуация ..........................................111
Почему необходимо рассматривать коммуникативную
ситуацию? ........................................................................ 111
337
Стр.337
Каковы основные компоненты коммуникативной
ситуации? .....................................................................112
Какие типы речевых ролей могут играть
коммуниканты? .............................................................114
Что представляют собой постоянные и ситуативные
речевые роли?...............................................................115
Когда в общении появляется коммуникативный
лидер? ..........................................................................117
Какие цели могут быть у речи?........................................117
Как еще можно классифицировать цели речи? ................119
Как результат речи связан с ее целью и целями
других участников общения? ..........................................120
Какую роль играет содержание в речи? ...........................122
Что определяет успешность речи
в плане содержания? .....................................................123
2. Этические нормы .........................................................125
Что представляют собой этические и коммуникативные
нормы? .........................................................................125
Что считается этическими нормами? ..............................126
Какие моральные ценности лежат в основе
этических норм? ............................................................127
В чем состоит специфика этических норм? .....................130
Как действуют этические нормы на этапе создания
замысла речи? .............................................................. 130
Что и как регулируют этические нормы в процессе
осуществления речи? ....................................................131
3. Коммуникативные нормы .............................................133
Что регулируют коммуникативные нормы? ......................133
В чем заключаются особенности коммуникативных
норм? ...........................................................................133
Какие коммуникативные нормы относятся
к обязательным? ...........................................................135
Какие принципы лежат в основе рекомендуемых
коммуникативных норм? ................................................136
Какие коммуникативные нормы связаны напрямую
с участниками общения? ................................................137
Какие коммуникативные нормы соотносятся
со структурированием содержания речи? .......................139
Какие коммуникативные нормы определяют
информационную сторону речи? ....................................140
Что относится к нарушениям коммуникативных норм?........ 141
338
Стр.338
Как реализуются этические и коммуникативные нормы
в этикетных, речевых и языковых правилах
и предписаниях? ...........................................................142
4. Речевой этикет .............................................................143
Что называется речевым этикетом? ................................143
Почему необходимо соблюдать речевой этикет? .............145
Как этикетные речевые жанры соотносятся
с особенностями ситуации общения? .............................146
Как предписания этикета реализуют
этические нормы? .........................................................147
Как в речевом этикете проявляются
коммуникативные нормы? ..............................................149
Глава 5. Коммуникативные качества речи ...............150
1. Уместность речи...........................................................150
Что называется уместностью речи? ................................150
Что определяет уместность речи относительно
ситуации общения? .......................................................151
Что определяет уместность речи относительно
конкретного текста? ......................................................153
2. Богатство речи .............................................................154
Что определяет богатство речи? ....................................154
Чем различаются богатство языка и богатство речи? ........156
Каковы основные источники языкового богатства?..........157
Что обеспечивает фонетическое богатство
русского языка? ............................................................157
Что определяет словообразовательное богатство
русского языка? ............................................................159
Что лежит в основе лексического богатства
русского языка? ............................................................160
Что обеспечивает морфологическое богатство
русского языка? ............................................................163
Что формирует синтаксическое богатство
русского языка? ............................................................164
Каковы основные источники речевого богатства? ...........166
Что включает в себя интонационное богатство речи? ........167
Что определяет семантическое богатство речи? .............168
Всегда ли целесообразна речь богатая? .........................169
3. Чистота речи ................................................................171
Какая речь называется чистой? ......................................171
Что представляют собой словапаразиты
и почему от них нужно избавляться? ...............................172
339
Стр.339
Что относится к просторечию? .......................................172
Когда иноязычное слово становится варваризмом? ........174
Каким может быть отношение к жаргонизмам?................175
Чем опасны канцеляризмы? ...........................................177
4. Точность речи ..............................................................177
Какую речь называют точной? ........................................177
Как точность речи связана с ее культурой? ......................179
Какой бывает точность речи? .........................................181
В чем проявляется предметная точность? .......................182
Как в речи отражается точность понятийная? ..................183
Какими языковыми средствами достигается
точность речи? ..............................................................185
Какие речевые средства способствуют точности речи? ...... 186
Какие условия нужно соблюдать, чтобы достичь
точности речи в каждом тексте? .....................................188
5. Логичность речи ...........................................................189
Какую речь называют логичной? .....................................189
Чем различаются логичность рассуждения
и логичность изложения? ...............................................190
Что отличает понимание логичности с точки зрения
культуры речи? ..............................................................191
На каких законах логики в первую очередь
базируется логичность речи? .........................................192
Что определяет значимость причинноследственных
связей в речи? ...............................................................193
Какие языковые средства помогают обеспечивать
логичность в предложении и тексте? ..............................194
Какие логические ошибки являются наиболее
частотными в речи? .......................................................195
Как достичь логичности на уровне текста? ......................196
6. Доступность речи .........................................................199
Какую речь называют доступной? ...................................199
Что предполагает оценка доступности
с точки зрения культуры речи? .......................................200
Что обеспечивает языковую доступность? ......................200
Что способствует речевой доступности?.........................202
Как связаны доступность речи и проблема
понимания? ................................................................... 202
Как происходит понимание?...........................................203
Что мешает доступности речи? ......................................204
Всегда ли необходима полная доступность речи? ...........206
340
Стр.340
Что помогает достичь доступности речи?........................207
Одинакова ли должна быть степень
доступности речи в текстах разных стилей? ....................208
7. Выразительность речи .................................................210
Какую речь называют выразительной? ............................210
На чем базируется выразительность речи? .....................212
Почему выразительность всегда связана
с творчеством? .............................................................. 214
Как выразительность связана с восприятием речи? .........216
Что относится к основным средствам
выразительности? ..........................................................217
От чего зависит выбор средств выразительности? ..........219
8. Правильность речи .......................................................220
Что входит в понятие «правильность речи»? ....................220
Какие разновидности языковых норм выделяются
лингвистами? ................................................................222
Чем объясняется существование в языке вариантов
нормы? .........................................................................222
Что принимается во внимание при выборе одного
из правильных вариантов как предпочтительного? ..........223
Какие существуют подходы к определению роли
норм в развитии языка? .................................................224
Является ли русский литературный язык единым
или у него существуют две разновидности:
разговорная речь и книжная? .........................................225
Всегда ли отступления от языковых норм
приводят к коммуникативным ошибкам? .........................226
Почему нарушение орфоэпических норм
редко остается незамеченным? .....................................228
Что регулируют в речи лексические нормы? ....................230
Какие еще виды языковых норм выделяются? .................232
Глава 6. Культура несловесной речи ........................236
1. Основные виды и функции невербальных средств .......236
Что называют несловесной речью? .................................236
Почему несловесные средства относятся к речи?............238
Как могут соотноситься вербальная
и невербальная речь? ....................................................240
Когда возможно автономное употребление
несловесной речи? ........................................................241
Как вербальная и невербальная речь
могут соотноситься во времени? ...................................242
341
Стр.341
С чем связаны основные трудности в использовании
невербальных средств? .................................................243
2. Основные аспекты культуры несловесной речи ............246
В чем проявляется культура несловесной речи? ..............246
Каким нормам должна соответствовать
несловесная речь?.........................................................247
Что помогает находить «общий несловесный язык»
с собеседником? ...........................................................248
3. Визуальные невербальные средства ............................249
Что могут выразить визуальные
невербальные средства? ................................................. 249
Что необходимо знать о жестах?.....................................251
В чем состоит культура жестикуляции? ...........................253
Что нужно знать о мимике?.............................................254
Что относится к культуре расположения
в пространстве? ............................................................256
Какие рекомендации можно дать по размещению
в пространстве? ............................................................258
4. Акустические невербальные средства .........................259
Что относится к акустическим невербальным
средствам? .................................................................... 259
Чем определяется значимость интонации в общении?.....261
Какие функции в речи выполняет молчание? ...................263
Глава 7. Культура устной и письменной речи ..........265
1. Особенности устной и письменной речи ......................265
Есть ли различия в восприятии устной
и письменной речи партнером по общению? ...................265
В чем заключаются особенности письменной речи? ........265
В чем заключаются особенности устной речи? ................266
Что включает в себя интонация? .....................................267
Какие голосовые характеристики связаны
с интонацией? ...............................................................268
Что представляют собой паузы и какую роль
они играют в интонационном рисунке речи?....................270
В чем различие между подготовленной
и неподготовленной (спонтанной) устной речью? ............271
2. Публичная речь и ее особенности ................................272
Умение выступать публично — это врожденный талант
или умение, которое можно выработать? ........................272
Каковы общие принципы, которые необходимо
соблюдать при подготовке публичного выступления? .......275
342
Стр.342
Как захватить внимание аудитории? ...............................276
Какой должна быть композиция публичного
выступления? ................................................................276
Каким должно быть вступление?.....................................276
Каким должно быть заключение? ....................................280
Какие существуют способы изложения материала
в главной части? ............................................................282
Какие особенности, связанные с восприятием
публичной речи слушателями, необходимо учитывать
говорящему? .................................................................285
Что скрывается за термином «ораторский стиль»? ......... 286
Какие рекомендации можно дать человеку,
который собирается говорить публично? ........................287
Что может способствовать поддержанию внимания
слушателей во время выступления? ...............................291
Глава 8. Жанры устной и письменной речи .............292
1. Роды и виды публичной речи ........................................292
Что такое риторический жанр? .......................................292
Какие роды красноречия можно выделить
в современной практике публичного общения? ...............293
2. Аргументирующая речь ................................................294
В чем особенности аргументирующей речи? ...................294
Как формулируется тезис? .............................................295
Какие виды аргументов целесообразно
использовать? ...............................................................295
Как правильно расположить аргументы? .........................297
Как может использоваться аргументирующая речь
в бытовом общении? .....................................................299
3. Информирующая речь..................................................303
Что представляет собой информирующая речь?
Каковы ее особенности? ................................................303
В чем особенности доклада — одного из жанров
информирующей речи?..................................................305
Каковы наиболее частые ошибки
при подготовке доклада и выступлении с ним? ................306
Как построить работу над докладом? ..............................307
Какие средства наглядности целесообразно
использовать, выступая с докладом? ..............................309
Как можно использовать диалогичность при подготовке
и выступлении с докладом перед аудиторией? ................310
4. Эпидейктическая речь ..................................................311
343
Стр.343
Что такое эпидейктическая речь? Какими свойствами
она обладает? Какие речевые жанры включает? ..............311
Можно ли найти яркий пример эпидейктической речи
в литературе? Как проанализировать его? ......................315
Какие изобразительновыразительные
и риторические средства целесообразно
использовать в эпидейктической речи? ..........................317
5. Вторичные тексты: жанровое своеобразие ..................318
Какие тексты называются первичными?
Какие — вторичными? В чем особенности
вторичных текстов? .......................................................318
Какие разновидности вторичных текстов можно
выделить? .....................................................................320
6. Конспект ......................................................................323
В чем жанровое своеобразие конспекта
как вторичного текста? Какие разновидности
конспекта существуют?..................................................323
7. Аннотация ....................................................................325
В чем жанровое своеобразие аннотации
как вторичного текста? Какие разновидности
аннотаций существуют? .................................................325
Какова структура аннотации? .........................................326
8. Реферат .......................................................................328
Каковы особенности реферата
как вторичного текста? ..................................................328
Чем отличается реферат от других вторичных текстов?
Что у них общего? ..........................................................330
Какие разновидности рефератов существуют? ...............331
Какой должна быть структура реферата? ........................331
Как оценивается реферат? .............................................332
Какие конкретные рекомендации по написанию
вторичных текстов можно дать?......................................333
Стр.344