ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики физического воспитания
ЭКОНОМИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Специальность 050720.65 Физическая культура
Сургут 2013
Стр.1
УДК 371.3(072)
ББК 65.497.5р30
Э 40
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Методические указания утверждены на заседании
кафедры теории и методики физического воспитания
12 мая 2011 года, протокол № 7.
Рецензент:
Доктор педагогических наук, профессор
зав. кафедрой теории и методики физического воспитания
Сургутского государственного педагогического университета
Н.И. Синявский
Экономика физической культуры и спорта : методические
указания к практическим занятиям для самостоятельной
Э 40
работы студентов. Специальность 050720.65 Физическая
культура / сост. : А. В. Фурсов, Т. Ю. Андриянова. – Сургут :
РИО СурГПУ, 2012. – 49 с.
Методические указания направлены на организацию самостоятельной
работы студентов и призваны оказать помощь в освоении профессиональных
компетенций у студентов специальности физическая
культура в рамках курса «Экономика физической культуры и спорта».
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2013
Стр.2
О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие ..................................................................................................... ….5
Модуль 1. Особенности экономических отношений
на рынке товаров и услуг в физической культуре и спорте ......................13
Занятие 1. Сущность экономики физической культуры и спорта .... …….......14
Занятие 2. Физическая культура и спорт
как отрасль народного хозяйства ............................................................ ……...16
Занятие 3. Социально-экономическая эффективность отрасли
физической культуры и спорта ............................................................... ………17
Занятие 4. Социально-культурный продукт отрасли
физической культуры и спорта, предложение
и спрос на рынке услуг .........................................................................................20
Занятие 5. Внешнеэкономические связи национальных
физкультурно-спортивных организаций ............................................................22
Модуль 2. Финансовое обеспечение и организация труда
работников в отрасли физической культуры и спорта в РФ..................... 24
Занятие 1. Нормативно-правовые основы финансирования
физкультурно-спортивных организаций ............................................................25
Занятие 2. Бюджетные и внебюджетные
источники финансирования физической культуры и спорта ........................ ..27
Занятие 3. Налогообложение физкультурно-спортивных
организаций ............................................................................................. ……….29
Занятие 4. Учет и экономический анализ
финансово-хозяйственной деятельности
физкультурно-спортивных организаций ................................................. ……..30
Занятие 5. Рынок труда
в отрасли «Физическая культура и спорт» ............................................. ……...32
Стр.3
Модуль 3. Методика экономического управления
в сфере физической культуры и спорта ........................................................ 34
Занятие 1. Сметное финансирование
физкультурно-оздоровительных
и спортивно-массовых мероприятий ................................................................. 35
Занятие 2. Финансовое планирование
в физкультурно-спортивных организациях ........................................................36
Занятие 3. Маркетинг и особенности ценообразования
на предоставляемые услуги в сфере физической культуры и спорта .... …….38
Занятие 4. Бизнес планирование
в физкультурно-спортивных организациях ........................................................40
Занятие 5. Нормирование труда работников
физической культуры и спорта ............................................................................42
Список литературы .............................................................................………...44
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях постепенного перехода России к рыночной системе резко
возрастает объем экономической деятельности в физкультурноспортивных
организациях и образовательных учреждениях. Эффективное
использование в физкультурно-спортивных и других организациях трудовых,
материальных и денежных ресурсов в значительной мере определяется
уровнем экономической подготовки специалистов физической культуры
и спорта, их умением в своей практической деятельности руководствоваться
достижениями экономической науки, принципами рыночной
экономики.
Одной из важнейших задач изучения курса «Экономика физической
культуры и спорта» является приобретение студентами знаний и умений
системного анализа экономических отношений с учетом взаимосвязи и
взаимозависимости макро- и микроэкономики.
Работа менеджера, директора школы, президента клуба и т.п. не может
быть полноценной, если они не будут хорошо знать разнообразную
управленческую информацию, сориентированную, как правило, на будущую
профессиональную деятельность специалиста по физической культуре
и спорту. Поэтому в настоящее время социально-экономическое развитие
России предполагает глубокие и качественные изменения не только
в переподготовке кадров в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях,
но и в системе образования в целом.
Сегодня центральной частью профессиональной подготовки студентов
является практическая подготовка, которая направлена на понимание
студентами социальной значимости выбранной ими профессии,
формирование у них системы научных знаний, выработку практических и
исследовательских умений, а также компетенций, которые должны стать
основой всей профессиональной деятельности.
Стр.5
Курс «Экономика ФКиС» в высших учебных заведениях, готовящих
специалистов в области физической культуры, имеет важное теоретическое
и практическое значение. В учебном плане специальности 050720
Физическая культура в блоке ДПП. Ф. 06. представлена дисциплина
«Экономика физической культуры и спорта», которая в настоящий момент
не обеспечена учебно-методическим сопровождением организации
самостоятельной работы студентов. Также и при реализации основных
образовательных программ бакалавра отсутствуют какие-либо учебнометодические
пособия по организации самостоятельной работе студентов,
позволяющие сформировать профессиональные компетенции в организационно-управленческой
деятельности будущего специалиста: способность
осуществлять экономические отношения в сфере физической
культуры и спорта, организационно-управленческую деятельность в физкультурно-спортивных
организациях, составлять финансовые документы
учета и отчетности, планирования, работать с финансово-хозяйственной
документацией, спортивными контрактами. Данное пособие восполняет
этот пробел.
Настоящее пособие представляет собой комплекс методических указаний
к практическим занятиям по выполнению самостоятельной работы,
ориентированных на формирование профессиональных компе- тенций у
студентов специальности физическая культура в рамках курса «Экономика
физической культуры и спорта». Основными формы контро- ля выполнения
заданий являются: письменный отчет, реферат, выступле- ние на
коллоквиуме, контрольная работа, устный опрос на семинаре, письменная
практическая работа.
Цель курса – сформировать знания и умения экономического
управления финансово-хозяйственной деятельностью специалиста в условиях
рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта.
Задачи курса:
1. Выявить особенности экономических отношений на рынке товаров и
услуг в сфере физической культуры и спорта (модуль 1).
2. Проанализировать финансовое обеспечение деятельности и организацию
труда работников в отрасли физической культуры и спорта (модуль
2).
3. Освоить методику экономического управления в сфере физической
культуры и спорта (модуль 3).
Стр.6
Структура модулей:
МОДУЛЬ 1
Особенности экономических отношений
на рынке товаров и услуг в физической культуре и спорте
Цель модуля: Выявить особенности экономических отношений на рынке
товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта.
Задачи модуля
1. Определить сущность
экономических отношений
и значение экономики
физической культуры
и спорта.
2. Выявить особенности
и определить место физической
культуры
и спорта в отраслевой
структуре народного
хозяйства.
3. Выявить особенности
социально-экономических
показателей эффективности
отрасли физической
культуры и
спорта.
4. Выделить социальнокультурный
продукт
отрасли «Физическая
культура и спорт» и
охарактеризовать предложение
и спрос на
рынке услуг в сфере
физической культуре
и спорта.
Учебные элементы модуля
1.1. называть основные понятия и термины, позволяющие
определить сущность и значение экономики
физической культуры и спорта;
1.2. определить роль экономики в развитии физической
культуры и спорта;
1.3. давать характеристику реальному состоянию
экономики физиической культуры и спорта в РФ.
2.1. выделять понятие «физической культуры и спорта,
как отрасли непроизводственной сферы»;
2.2. представлять место отрасли «Физическая культура
и спорт» в отраслевой структуре народного хозяйства;
2.3.
уметь анализировать динамику основных показателей
развития отрасли «Физическая культура и
спорт».
3.1. давать характеристику эффективности деятельности
физкультурно-спортивной организации;
3.2. иметь представление о путях повышения экономической
эффективности деятельности физкультурно-спортивной
организации;
3.3. выделять основные этапы расчета экономической
эффективности бюджетной физкультурноспортивной
организации.
4.1. овладеть основными понятиями и терминами;
4.2. охарактеризовать классификацию социальнокультурных
услуг отрасли «Физическая культура и
спорт»;
4.3. овладеть знаниями особенностей ценообразования
в сфере физкультурно-спортивных услуг.
Стр.7
Продолжение
5. Охарактеризовать
внешнеэкономические
связи национальных
физкультурно-спортивных
организаций.
5.1. приобрести знания о сущности, основных
принципах и методах регулирования внешнеэкономических
связей;
5.2. уметь анализировать внешнеэкономические
договоры и контракты в области физической
культуры и спорта;
5.3. иметь представление о внешнеэкономических
связях России в области физической культуры и
спорта.
МОДУЛЬ 2
Финансовое обеспечение и организация труда работников
в отрасли физической культуры и спорта в РФ
Цель модуля: Проанализировать финансовое обеспечение деятельноти
и организацию труда работников в отрасли физической культуры и
спорта.
Задачи модуля
1. Определить нормативно-правовые
основы
финансирования физкультурно-спортивных
организаций.
Учебные
элементы модуля
1.1. приобрести знания о нормативно-правовом
обеспечении финансирования физкультурно-спортивных
организаций;
1.2. научиться анализировать нормы затрат на проведение
спортивно-массовых мероприятий и соревнований;
1.3.
иметь представление о финансировании физкультурно-спортивных
организаций в рамках закона
о Физической культуре и спорте в РФ.
2.Выявить бюджетные
и внебюджетные источники
финансирования
физической культуры и
спорта.
3. Охарактеризовать
особенности налогообложения
спортивных
организаций.
2.1. приобрести знания о возможных источниках
финансирования физической культуры и спорта;
2.2. иметь представление о многоуровневой системе
бюджетного финансирования физической культуры
и спорта;
2.3. иметь представление об источниках финансирования
физкультурно-спортивных организаций
в зарубежных странах.
3.1. овладеть основными понятиями и терминами;
3.2. иметь представление о налогах, взимаемых
с юридических и физических лиц на территории
РФ;
3.3. иметь представление о налоговой политике
Правительства РФ в сфере спорта.
Стр.8
Продолжение
4. Охарактеризовать
учет и экономический
анализ финансовохозяйственной
деятельности
физкультурноспортивных
организций.
5. Выделять особенности
организации труда
работников физической
культуры и спорта.
4.1. иметь представление о цели создания бюджета
физкультурно-спортивной организации;
4.2. усвоить экономические приоритеты деятельности
коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных
организаций;
4.3. уметь анализировать финансово-хозяйственную
деятельность физкультурно-спортивной организации.
5.1.
приобрести умение оперировать основными
понятиями и терминами;
5.2. сформировать представление о рынке труда
в отрасли «Физическая культура и спорт»;
5.3. научиться анализировать проблему безработицы
в отрасли «Физическая культура и спорт» и находить
возможные пути ее решения.
МОДУЛЬ 3
Методика экономического управления
в сфере физической культуры и спорта
Цель модуля: Освоить методику экономического управления в сфере
физической культуры и спорта.
Задачи модуля
1. Освоить методику
сметного финансирования
физкультурнооздоровительных
и
спортивно-массовых
мероприятий.
2. Освоить методику
финансового планирования
физкультурнооздоровительных
и
спортивно-массовых
мероприятий.
Учебные элементы модуля
1.1. научиться осуществлять сметное финансирование
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий;
1.2. научиться определять основные статьи финансирования
спортивно-массовых мероприятий;
1.3. научиться составлять сметы финансирования
спортивно-массовых мероприятий.
2.1. научиться осуществлять финансовое планирование
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий;
2.2. научиться определять основные разделы и статьи
годового финансового планирования физкультурно-оздоровительных
и спортивно- массовых
мероприятий;
2.3. научиться составлять годовой финансовый
план физкультурно-оздоровительных и спортивномассовых
мероприятий.
Стр.9
Продолжение
Задачи модуля
3. Освоить методику
маркетинга и выделить
особенности ценообразования
на предоставляемые
услуги в сфере
физической культуры и
спорта.
4. Освоить методику
бизнес планирования в
физкультурно- спортивных
организациях.
5. Овладеть основами
нормирования труда
работников физической
культуры и спорта.
Учебные элементы модуля
3.1. иметь представление, для чего создается маркетинг-план;
3.2.
овладеть знанием структуры и содержания основных
разделов плана маркетинга;
3.3. научиться составлять маркетинг-план с учетом
специфики физкультурно-спортивной организации
объекта бизнеса и конкретных обстоятельств.
4.1. иметь представление, для чего создается бизнес-план;
4.2.
овладеть знанием структуры и содержания основных
разделов бизнес-плана;
4.3. научиться составлять бизнес-план с учетом
специфики физкультурно-спортивной организации
объекта бизнеса и конкретных обстоятельств.
5.1. приобрести умение оперировать основными
понятиями и терминами;
5.2. сформировать представление об основах нормирования
труда работников отрасли «Физическая
культура и спорт»;
5.3. уметь анализировать тарифно-квалификационные
характеристики различных должностей работников
отрасли «Физическая культура и спорт».
Содержание и структура методических указаний.
Структура учебно-методического пособия представлена тремя взаимосвязанными
модулями. Выделение модулей обосновано спецификой
осуществления деятельности специалиста в отрасли физической культуры,
который выступает как субъект формирования потребительского
спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта, так и производителем
данного рода услуг.
В первом модуле раскрываются особенности экономических отношений
на рынке товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта.
В данном модуле студенты систематизируют теоретические знания: выделяется
сущность физической культуры в отраслевой структуре народного
хозяйства, раскрывается содержание социально-культурной услуги на
Стр.10
рынке товаров и услуг в отрасли физической культуры, раскрывается взаимосвязь
между спросом и предложением на рынке услуг в сфере фи- зической
культуры и спорта, а также анализируются международные экономические
отношения и основные социально-экономические показатели эффективности
отрасли физической культуры и спорта.
Второй модуль знакомит с основными направлениями финансового
обеспечения деятельности в отрасли физической культуры и спорта. Раскрытие
сущности современной системы финансирования физической культуры и
спорта предусматривает рассмотрение основных его источников по бюджетному
и внебюджетному финансированию в отрасли физической культуры.
Некоторые темы раскрывают сущность финансового планирования и сметного
финансирования в физкультурно-спортивных организациях.
В третьем модуле раскрывается методика экономического управления в
сфере физической культуры и спорта. В этом модуле студенты осваивают методы
экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, практический
инструментарий маркетинга, бизнес планирования, кадровое обеспечение
и нормирование труда работников физкультурно-спортивных организаций.
Экономика
физической культуры и спорта будет способствовать формированию
у студентов факультетов физической культуры педагогических
высших учебных заведений новаторского экономического мышления,
предприимчивости, умения эффективно использовать в физкультурноспортивных
организациях механизмы рыночной экономики.
С целью реализации компетентностного подхода в организации самостоятельной
работы студентов предусматривается самостоятельное выполнение
поисковых, творческих учебных заданий практикоориентированного характера,
направленных на приобретение навыков самостоятельного творчества.
Занятия организуются в индивидуальной работе с преподавателемконсультантом
и самостоятельно студентом во внеучебное время.
В модулях методических указаний после каждой темы указанны ссылки
на основную, дополнительную литературу и интернет ресурсы. Общий список
источников представлен в заключительной части пособия.
По окончании курса студент должен:
. знать:
− основное назначение физической культуры и спорта, как отрасли
в современном социально-экономическом пространстве;
− продукт и товар отрасли ФКиС;
− содержание социально-экономических показателей отрасли ФКиС;
Стр.11
− особенности рынка и маркетинга в отрасли ФКиС;
− особенности внешнеэкономических связей в отрасли ФКиС;
− основные источники и способы финансирования отрасли ФКиС;
− основы учета и экономического анализа финансово-хозяйственной
деятельности;
− способы организации и нормирования труда работников ФКиС;
. уметь:
− определять социально-экономическую эффективность отрасли
ФКиС;
− определять внешнеэкономические связи национальных физкультурно-спортивных
организаций;
− охарактеризовать рынок продавца и рынок покупателя;
− использовать нормативные документы для определения источников
финансирования отрасли ФКиС;
− определять пути продвижения товаров и услуг в отрасли ФКиС;
− использовать специальные бухгалтерские документы (баланс) для
проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных
организаций;
− использовать нормативные документы для организации труда
работников физкультурно-спортивных организаций;
− осуществлять сметное финансирование физкультурно-спортивных
мероприятий;
. иметь навык:
− рассчитывать стоимость предоставляемых услуг и составлять организационный
план продвижения физкультурно-спортивных услуг на рынке;
массовых
мероприятий;
− анализировать тарифно-квалификационные характеристики раз
личных должностей работников отрасли «Физическая культура и спорт».
Организация самостоятельной работы студентов способствует развитию
нестандартного мышления в исследовательской деятельности, формированию
профессиональных умений поиска материала, полученного в
рамках аудиторной работы, его систематизации и самостоятельного изучения
отдельных модулей дисциплины «Экономика физической культуры
и спорта».
− проектировать и планировать сметное финансирование спортивно
Стр.12