Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Экономика физической культуры и спорта (110,00 руб.)

0   0
АвторыФурсов Алексей Валерьевич, Андриянова Татьяна Юрьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц49
ID624002
АннотацияМетодические указания направлены на организацию самостоятельной работы студентов и призваны оказать помощь в освоении профессиональных компетенций у студентов специальности физическая культура в рамках курса "Экономика физической культуры и спорта".
Экономика физической культуры и спорта : метод. указания к практ. занятиям для самостоят. работы студентов. Специальность 050720.65 - Физическая культура / А. В. Фурсов, Т. Ю. Андриянова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 49 с. — URL: https://rucont.ru/efd/624002 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра теории и методики физического воспитания ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 050720.65 Физическая культура Сургут 2013 УДК 371.3(072) ББК 65.497.5р30 Э 40 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания утверждены на заседании кафедры теории и методики физического воспитания 12 мая 2011 года, протокол № 7. <...> Социально-экономическая эффективность отрасли физической культуры и спорта . <...> Социально-культурный продукт отрасли физической культуры и спорта, предложение и спрос на рынке услуг . <...> Бюджетные и внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта . <...> Учет и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций . <...> Методика экономического управления в сфере физической культуры и спорта . <...> Сметное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий . <...> Маркетинг и особенности ценообразования на предоставляемые услуги в сфере физической культуры и спорта . <...> Нормирование труда работников физической культуры и спорта . <...> Курс «Экономика ФКиС» в высших учебных заведениях, готовящих специалистов в области физической культуры, имеет важное теоретическое и практическое значение. <...> 06. представлена дисциплина «Экономика физической культуры и спорта», которая в настоящий момент не обеспечена учебно-методическим сопровождением организации самостоятельной работы студентов. <...> Также и при реализации основных образовательных программ бакалавра отсутствуют какие-либо учебнометодические пособия по организации самостоятельной работе студентов, позволяющие сформировать профессиональные <...>
Экономика_физической_культуры_и_спорта_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Экономика_физической_культуры_и_спорта_.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра теории и методики физического воспитания ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 050720.65 Физическая культура Сургут 2013
Стр.1
УДК 371.3(072) ББК 65.497.5р30 Э 40 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Методические указания утверждены на заседании кафедры теории и методики физического воспитания 12 мая 2011 года, протокол № 7. Рецензент: Доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой теории и методики физического воспитания Сургутского государственного педагогического университета Н.И. Синявский Экономика физической культуры и спорта : методические указания к практическим занятиям для самостоятельной Э 40 работы студентов. Специальность 050720.65 Физическая культура / сост. : А. В. Фурсов, Т. Ю. Андриянова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 49 с. Методические указания направлены на организацию самостоятельной работы студентов и призваны оказать помощь в освоении профессиональных компетенций у студентов специальности физическая культура в рамках курса «Экономика физической культуры и спорта». © Сургутский государственный педагогический университет, 2013
Стр.2
О Г Л А В Л Е Н И Е Предисловие ..................................................................................................... ….5 Модуль 1. Особенности экономических отношений на рынке товаров и услуг в физической культуре и спорте ......................13 Занятие 1. Сущность экономики физической культуры и спорта .... …….......14 Занятие 2. Физическая культура и спорт как отрасль народного хозяйства ............................................................ ……...16 Занятие 3. Социально-экономическая эффективность отрасли физической культуры и спорта ............................................................... ………17 Занятие 4. Социально-культурный продукт отрасли физической культуры и спорта, предложение и спрос на рынке услуг .........................................................................................20 Занятие 5. Внешнеэкономические связи национальных физкультурно-спортивных организаций ............................................................22 Модуль 2. Финансовое обеспечение и организация труда работников в отрасли физической культуры и спорта в РФ..................... 24 Занятие 1. Нормативно-правовые основы финансирования физкультурно-спортивных организаций ............................................................25 Занятие 2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта ........................ ..27 Занятие 3. Налогообложение физкультурно-спортивных организаций ............................................................................................. ……….29 Занятие 4. Учет и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций ................................................. ……..30 Занятие 5. Рынок труда в отрасли «Физическая культура и спорт» ............................................. ……...32
Стр.3
Модуль 3. Методика экономического управления в сфере физической культуры и спорта ........................................................ 34 Занятие 1. Сметное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий ................................................................. 35 Занятие 2. Финансовое планирование в физкультурно-спортивных организациях ........................................................36 Занятие 3. Маркетинг и особенности ценообразования на предоставляемые услуги в сфере физической культуры и спорта .... …….38 Занятие 4. Бизнес планирование в физкультурно-спортивных организациях ........................................................40 Занятие 5. Нормирование труда работников физической культуры и спорта ............................................................................42 Список литературы .............................................................................………...44
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях постепенного перехода России к рыночной системе резко возрастает объем экономической деятельности в физкультурноспортивных организациях и образовательных учреждениях. Эффективное использование в физкультурно-спортивных и других организациях трудовых, материальных и денежных ресурсов в значительной мере определяется уровнем экономической подготовки специалистов физической культуры и спорта, их умением в своей практической деятельности руководствоваться достижениями экономической науки, принципами рыночной экономики. Одной из важнейших задач изучения курса «Экономика физической культуры и спорта» является приобретение студентами знаний и умений системного анализа экономических отношений с учетом взаимосвязи и взаимозависимости макро- и микроэкономики. Работа менеджера, директора школы, президента клуба и т.п. не может быть полноценной, если они не будут хорошо знать разнообразную управленческую информацию, сориентированную, как правило, на будущую профессиональную деятельность специалиста по физической культуре и спорту. Поэтому в настоящее время социально-экономическое развитие России предполагает глубокие и качественные изменения не только в переподготовке кадров в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях, но и в системе образования в целом. Сегодня центральной частью профессиональной подготовки студентов является практическая подготовка, которая направлена на понимание студентами социальной значимости выбранной ими профессии, формирование у них системы научных знаний, выработку практических и исследовательских умений, а также компетенций, которые должны стать основой всей профессиональной деятельности.
Стр.5
Курс «Экономика ФКиС» в высших учебных заведениях, готовящих специалистов в области физической культуры, имеет важное теоретическое и практическое значение. В учебном плане специальности 050720 Физическая культура в блоке ДПП. Ф. 06. представлена дисциплина «Экономика физической культуры и спорта», которая в настоящий момент не обеспечена учебно-методическим сопровождением организации самостоятельной работы студентов. Также и при реализации основных образовательных программ бакалавра отсутствуют какие-либо учебнометодические пособия по организации самостоятельной работе студентов, позволяющие сформировать профессиональные компетенции в организационно-управленческой деятельности будущего специалиста: способность осуществлять экономические отношения в сфере физической культуры и спорта, организационно-управленческую деятельность в физкультурно-спортивных организациях, составлять финансовые документы учета и отчетности, планирования, работать с финансово-хозяйственной документацией, спортивными контрактами. Данное пособие восполняет этот пробел. Настоящее пособие представляет собой комплекс методических указаний к практическим занятиям по выполнению самостоятельной работы, ориентированных на формирование профессиональных компе- тенций у студентов специальности физическая культура в рамках курса «Экономика физической культуры и спорта». Основными формы контро- ля выполнения заданий являются: письменный отчет, реферат, выступле- ние на коллоквиуме, контрольная работа, устный опрос на семинаре, письменная практическая работа. Цель курса – сформировать знания и умения экономического управления финансово-хозяйственной деятельностью специалиста в условиях рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Задачи курса: 1. Выявить особенности экономических отношений на рынке товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта (модуль 1). 2. Проанализировать финансовое обеспечение деятельности и организацию труда работников в отрасли физической культуры и спорта (модуль 2). 3. Освоить методику экономического управления в сфере физической культуры и спорта (модуль 3).
Стр.6
Структура модулей: МОДУЛЬ 1 Особенности экономических отношений на рынке товаров и услуг в физической культуре и спорте Цель модуля: Выявить особенности экономических отношений на рынке товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта. Задачи модуля 1. Определить сущность экономических отношений и значение экономики физической культуры и спорта. 2. Выявить особенности и определить место физической культуры и спорта в отраслевой структуре народного хозяйства. 3. Выявить особенности социально-экономических показателей эффективности отрасли физической культуры и спорта. 4. Выделить социальнокультурный продукт отрасли «Физическая культура и спорт» и охарактеризовать предложение и спрос на рынке услуг в сфере физической культуре и спорта. Учебные элементы модуля 1.1. называть основные понятия и термины, позволяющие определить сущность и значение экономики физической культуры и спорта; 1.2. определить роль экономики в развитии физической культуры и спорта; 1.3. давать характеристику реальному состоянию экономики физиической культуры и спорта в РФ. 2.1. выделять понятие «физической культуры и спорта, как отрасли непроизводственной сферы»; 2.2. представлять место отрасли «Физическая культура и спорт» в отраслевой структуре народного хозяйства; 2.3. уметь анализировать динамику основных показателей развития отрасли «Физическая культура и спорт». 3.1. давать характеристику эффективности деятельности физкультурно-спортивной организации; 3.2. иметь представление о путях повышения экономической эффективности деятельности физкультурно-спортивной организации; 3.3. выделять основные этапы расчета экономической эффективности бюджетной физкультурноспортивной организации. 4.1. овладеть основными понятиями и терминами; 4.2. охарактеризовать классификацию социальнокультурных услуг отрасли «Физическая культура и спорт»; 4.3. овладеть знаниями особенностей ценообразования в сфере физкультурно-спортивных услуг.
Стр.7
Продолжение 5. Охарактеризовать внешнеэкономические связи национальных физкультурно-спортивных организаций. 5.1. приобрести знания о сущности, основных принципах и методах регулирования внешнеэкономических связей; 5.2. уметь анализировать внешнеэкономические договоры и контракты в области физической культуры и спорта; 5.3. иметь представление о внешнеэкономических связях России в области физической культуры и спорта. МОДУЛЬ 2 Финансовое обеспечение и организация труда работников в отрасли физической культуры и спорта в РФ Цель модуля: Проанализировать финансовое обеспечение деятельноти и организацию труда работников в отрасли физической культуры и спорта. Задачи модуля 1. Определить нормативно-правовые основы финансирования физкультурно-спортивных организаций. Учебные элементы модуля 1.1. приобрести знания о нормативно-правовом обеспечении финансирования физкультурно-спортивных организаций; 1.2. научиться анализировать нормы затрат на проведение спортивно-массовых мероприятий и соревнований; 1.3. иметь представление о финансировании физкультурно-спортивных организаций в рамках закона о Физической культуре и спорте в РФ. 2.Выявить бюджетные и внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта. 3. Охарактеризовать особенности налогообложения спортивных организаций. 2.1. приобрести знания о возможных источниках финансирования физической культуры и спорта; 2.2. иметь представление о многоуровневой системе бюджетного финансирования физической культуры и спорта; 2.3. иметь представление об источниках финансирования физкультурно-спортивных организаций в зарубежных странах. 3.1. овладеть основными понятиями и терминами; 3.2. иметь представление о налогах, взимаемых с юридических и физических лиц на территории РФ; 3.3. иметь представление о налоговой политике Правительства РФ в сфере спорта.
Стр.8
Продолжение 4. Охарактеризовать учет и экономический анализ финансовохозяйственной деятельности физкультурноспортивных организций. 5. Выделять особенности организации труда работников физической культуры и спорта. 4.1. иметь представление о цели создания бюджета физкультурно-спортивной организации; 4.2. усвоить экономические приоритеты деятельности коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций; 4.3. уметь анализировать финансово-хозяйственную деятельность физкультурно-спортивной организации. 5.1. приобрести умение оперировать основными понятиями и терминами; 5.2. сформировать представление о рынке труда в отрасли «Физическая культура и спорт»; 5.3. научиться анализировать проблему безработицы в отрасли «Физическая культура и спорт» и находить возможные пути ее решения. МОДУЛЬ 3 Методика экономического управления в сфере физической культуры и спорта Цель модуля: Освоить методику экономического управления в сфере физической культуры и спорта. Задачи модуля 1. Освоить методику сметного финансирования физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. 2. Освоить методику финансового планирования физкультурнооздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Учебные элементы модуля 1.1. научиться осуществлять сметное финансирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; 1.2. научиться определять основные статьи финансирования спортивно-массовых мероприятий; 1.3. научиться составлять сметы финансирования спортивно-массовых мероприятий. 2.1. научиться осуществлять финансовое планирование физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; 2.2. научиться определять основные разделы и статьи годового финансового планирования физкультурно-оздоровительных и спортивно- массовых мероприятий; 2.3. научиться составлять годовой финансовый план физкультурно-оздоровительных и спортивномассовых мероприятий.
Стр.9
Продолжение Задачи модуля 3. Освоить методику маркетинга и выделить особенности ценообразования на предоставляемые услуги в сфере физической культуры и спорта. 4. Освоить методику бизнес планирования в физкультурно- спортивных организациях. 5. Овладеть основами нормирования труда работников физической культуры и спорта. Учебные элементы модуля 3.1. иметь представление, для чего создается маркетинг-план; 3.2. овладеть знанием структуры и содержания основных разделов плана маркетинга; 3.3. научиться составлять маркетинг-план с учетом специфики физкультурно-спортивной организации объекта бизнеса и конкретных обстоятельств. 4.1. иметь представление, для чего создается бизнес-план; 4.2. овладеть знанием структуры и содержания основных разделов бизнес-плана; 4.3. научиться составлять бизнес-план с учетом специфики физкультурно-спортивной организации объекта бизнеса и конкретных обстоятельств. 5.1. приобрести умение оперировать основными понятиями и терминами; 5.2. сформировать представление об основах нормирования труда работников отрасли «Физическая культура и спорт»; 5.3. уметь анализировать тарифно-квалификационные характеристики различных должностей работников отрасли «Физическая культура и спорт». Содержание и структура методических указаний. Структура учебно-методического пособия представлена тремя взаимосвязанными модулями. Выделение модулей обосновано спецификой осуществления деятельности специалиста в отрасли физической культуры, который выступает как субъект формирования потребительского спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта, так и производителем данного рода услуг. В первом модуле раскрываются особенности экономических отношений на рынке товаров и услуг в сфере физической культуры и спорта. В данном модуле студенты систематизируют теоретические знания: выделяется сущность физической культуры в отраслевой структуре народного хозяйства, раскрывается содержание социально-культурной услуги на
Стр.10
рынке товаров и услуг в отрасли физической культуры, раскрывается взаимосвязь между спросом и предложением на рынке услуг в сфере фи- зической культуры и спорта, а также анализируются международные экономические отношения и основные социально-экономические показатели эффективности отрасли физической культуры и спорта. Второй модуль знакомит с основными направлениями финансового обеспечения деятельности в отрасли физической культуры и спорта. Раскрытие сущности современной системы финансирования физической культуры и спорта предусматривает рассмотрение основных его источников по бюджетному и внебюджетному финансированию в отрасли физической культуры. Некоторые темы раскрывают сущность финансового планирования и сметного финансирования в физкультурно-спортивных организациях. В третьем модуле раскрывается методика экономического управления в сфере физической культуры и спорта. В этом модуле студенты осваивают методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, практический инструментарий маркетинга, бизнес планирования, кадровое обеспечение и нормирование труда работников физкультурно-спортивных организаций. Экономика физической культуры и спорта будет способствовать формированию у студентов факультетов физической культуры педагогических высших учебных заведений новаторского экономического мышления, предприимчивости, умения эффективно использовать в физкультурноспортивных организациях механизмы рыночной экономики. С целью реализации компетентностного подхода в организации самостоятельной работы студентов предусматривается самостоятельное выполнение поисковых, творческих учебных заданий практикоориентированного характера, направленных на приобретение навыков самостоятельного творчества. Занятия организуются в индивидуальной работе с преподавателемконсультантом и самостоятельно студентом во внеучебное время. В модулях методических указаний после каждой темы указанны ссылки на основную, дополнительную литературу и интернет ресурсы. Общий список источников представлен в заключительной части пособия. По окончании курса студент должен: . знать: − основное назначение физической культуры и спорта, как отрасли в современном социально-экономическом пространстве; − продукт и товар отрасли ФКиС; − содержание социально-экономических показателей отрасли ФКиС;
Стр.11
− особенности рынка и маркетинга в отрасли ФКиС; − особенности внешнеэкономических связей в отрасли ФКиС; − основные источники и способы финансирования отрасли ФКиС; − основы учета и экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности; − способы организации и нормирования труда работников ФКиС; . уметь: − определять социально-экономическую эффективность отрасли ФКиС; − определять внешнеэкономические связи национальных физкультурно-спортивных организаций; − охарактеризовать рынок продавца и рынок покупателя; − использовать нормативные документы для определения источников финансирования отрасли ФКиС; − определять пути продвижения товаров и услуг в отрасли ФКиС; − использовать специальные бухгалтерские документы (баланс) для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций; − использовать нормативные документы для организации труда работников физкультурно-спортивных организаций; − осуществлять сметное финансирование физкультурно-спортивных мероприятий; . иметь навык: − рассчитывать стоимость предоставляемых услуг и составлять организационный план продвижения физкультурно-спортивных услуг на рынке; массовых мероприятий; − анализировать тарифно-квалификационные характеристики раз личных должностей работников отрасли «Физическая культура и спорт». Организация самостоятельной работы студентов способствует развитию нестандартного мышления в исследовательской деятельности, формированию профессиональных умений поиска материала, полученного в рамках аудиторной работы, его систематизации и самостоятельного изучения отдельных модулей дисциплины «Экономика физической культуры и спорта». − проектировать и планировать сметное финансирование спортивно
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.